Что отличает человека от животного?




Цветкова Елизавета 203 группа


Эрих Фромм
«Бегство от свободы»

1) Какова цель книги?

 

Цель данной книги заключается в том, чтобы проанализировать те действующие, динамичные элементы психики современного человека, которые делают возможным его добровольный отказ от свободы, наблюдаемый в фашистских государствах, и которые присущи многим миллионам людей нашей страны...

 

Что отличает человека от животного?

 

Именно первые шаги на пути, ведущем к освобождению от принуждающих инстинктов, вывели человека из дебрей дочеловеческого существования. Под инстинктами следует понимать особого рода шаблоны деятельности, которые обусловлены наследственными нервными структурами, в чистом виде наблюдаемыми только в животном мире. Чем ниже уровень развития животного, тем в большей степени его приспособление к природным условиям.

И чем выше уровень развития животного, тем, соответственно, более гибким является его поведение. И тем не менее всеохватывающей является врожденная адаптация при его появлении на свет. Эта тенденция достигает своего предела в случае человека. При рождении человек является самым беспомощным из всех животных; его адаптация к природным условиям главным образом основывается на процессе обучения, а не на инстинктивной предопределенности.

По сути, существование человека начинается тогда, когда оно достигает определенного уровня развития деятельности, которая нe имеет ничего общего с врожденными механизмами: приспособление к природе утрачивает принудительный характер, и способы действий уже не определяются наследственностью или инстинктами.

С момента появления на свет человек сталкивается с выбором между различными способами действий. У животных существуют непрерывные цепи рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, к примеру, чувства голода, и приводят к более или менее строго определенному поведению, гарантирующему избавление от напряжения, вызванного неудовлетворенностью потребности. У человека подобные цепи разорваны. Стимулы присутствуют, но способы удовлетворения являются «открытыми», то есть человек вправе и, более того, должен выбирать между различными действиями. Этот выбор подразумевает мыслительный процесс, человек начинает думать. Его роль в природной системе меняется: вместо того, чтобы действовать на основе инстинктивной предопределенности, человеку приходится рассмотреть все достоинства и недостатки каждого из способов действия. Таким образом человек переходит от пассивной адаптации к активному приспособлению, то есть начинает трудиться. Он вынужден придумывать различные орудия труда, и в результате этого, овладевая природой, отдаляется от нее все дальше и дальше. Человек смутно осознает, что он – или, если точнее, группа, к которой он относится, – это не то же, что и природа вокруг него. В нем пробуждается сознание трагичности его положения: быть частью природы, но не вписываться в рамки ее законов и механизмов...

 


3) В чем состоит противоречивый характер свободы?

 

Существование человека и свобода изначально неразделимы. В данном случае я имею в виду не позитивную «свободу чего-то» а негативную «свободу от чего-то», в частности свободу от инстинктивной обоснованности деятельности человека.

Такой вид свободы является довольно сомнительным преимуществом. Человек рождается без врожденной способности к необходимым действиям, какая свойственна животным; человек находится в зависимости от родителей более долгий период нежели любое из животных; реакция человека на окружающую обстановку не такая быстрая, адекватная и эффективная, как инстинктивные действия, выполняемые автоматически. Человек испытывает все страхи и подвергается всем опасностям, которые вызваны недостаточностью его врожденных инстинктов. Однако именно эта беспомощность человека лежит в основании всего того, чего он достиг. Биологическое несовершенство человека было основополагающим фактором появления цивилизации...

Теперь является очевидным тот факт, что процесс развития свободы человека имеет тот же диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального развития человеческого существа. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, активизации мыслительной функции, укрепления человеческой солидарности. Но с другой стороны, развитие индивидуализации приводит к усилению изоляции, неуверенности; а следовательно, становится более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Одновременно растет и чувство бессилия и ничтожности человека....

Следует учесть, что всестороннее понимание проблемы свободы в целом в первую очередь основано на способности видеть обе стороны этого сложного процесса: анализируя одну из них, не упускать из виду другую. Конечно же, это не легко, так как обычно мы мыслим не диалектически и, как правило, склонны сомневаться в том, что одна и та же причина может вызвать два совершенно противоположных следствия. Помимо этого, убежденным борцам за свободу практически невозможно осознать негативную сторону свободы, то есть бремя, которое она представляет для человека...

 


4) Что общего между авторитарной психологией и садомазохизмом? Что объединяет садизм и мазохизм?

 

Человек начинает воспринимать окружающий его мир, как нечто совершенно враждебное ему и чужое, когда человеку необходимо преодолевать невыносимое чувство собственного бессилия и одиночества. И именно тогда-то перед ним открываются два пути. Первый путь ведет его к «позитивной» свободе; он может спонтанно вернуть утраченную связь с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих интеллектуальных, чувственных и эмоциональных способностей; таким образом он восстановит разрушенное ранее единство с остальным человечеством, с миром и с самим собой, сохраняя при этом свою личную свободу, независимость и целостность своей личности. Другой путь – это отступление: полный отказ человека от завоеванной ранее свободы в попытке преодолеть изоляцию и сбросить сковывающие его узы, устранив тем самым разрыв, который возник между его личным «я» и окружающим миром.

И этот путь – это самое элементарное бегство от довлеющих над человеком обстоятельств, в которых он не может больше жить. Это вынужденное бегство, впрочем, как и любое другое бегство от нависшей угрозы, которая вызывает панический страх, и в то же время оно связано с более или менее полным отказом от индивидуальности и целостности человеческого «я». Подобное решение ни в коем случае не приведет человека к счастью и внутренней свободе

 

Ярко выраженные формы этого механизма можно видеть в стремлении человека к подчинению и покорности или же другими словами – в мазохистских и садистских наклонностях, которые в той или иной степени находят свое проявление как у невротиков, так и у совершенно здоровых людей... при мазохизме индивидуум побуждается к действию невыносимым чувством одиночества и ничтожности. Он пытается преодолеть это чувство, оказываясь от своего «я» (в психологическом смысле); для этого он принижает себя, страдает, доводит себя до крайнего ничтожества...

... Тщательный анализ мазохистского извращения лишний раз доказывает, что даже страдание может привлекать индивидуума.... Помимо мазохистских наклонностей, в том же типе характера всегда есть место и для прямого антипода мазохизма – садизма, который, как правило, может проявляться сильнее либо слабее в тех или иных случаях, может быть осознанным или же бессознательным, но, чтобы он полностью отсутствовал – такого не может быть...

… Суть садизма – наслаждение своим полным господством и властью над другим человеком или же другим живым существом...

... С первого взгляда может сложиться впечатление, что стремление к неограниченной власти и господству над другим человеком прямо противоположно мазохистской тенденции. Конечно же, между стремлением зависеть от других или испытывать страдания и желанием иметь власть над кем-то или чем-то, господствовать существует фундаментальное различие. Тем не менее, с точки зрения психологии, обе эти тенденции берут свое начало из одного и того же источника, то есть у них одна и та же первопричина: способность терпеть изоляцию, неуверенность и слабость собственной личности.

Садист и мазохист одинаково остро нуждаются каждый в своем объекте. И в том и другом случае теряется собственное «я». Формула приблизительно такова: в первом случае я растворяюсь во внешней силе, я больше не существую; во втором – меня становится больше за счет включения в себя другого индивидуума, приобретая определенную уверенность при этом, которой у меня не было ранее.

 


5) Каковы психологические причины успеха нацистской идеологии в Германии?

 

В отличие от рабочего класса; либеральной и католической буржуазии, которые весьма негативно или же, по крайней мере, равнодушно отнеслись к появлению нацистского режима, низшие слои среднего класса (лавочники, ремесленники, служащие) с восторгом восприняли идею прихода нацистов к власти. Именно на эту группу населения нацисты и делали главную ставку, это была их опора и поддержка.

... В сущности, некоторые черты, характерные для этой части среднего класса, проявляются на протяжении всей истории: любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость – и в чувствах и в деньгах,- и особенно аскетизм. Представителей этого класса всегда отличала некоторая узость взглядов, излишняя подозрительность и ненависть по отношению к незнакомцу.

После войны упал не только экономический уровень среднего класса, но также был подорван и его престиж, его социальная значимость оказалась под вопросом. После войны социальный престиж рабочего класса поднялся, тем самым поставив под удар социальную значимость среднего класса. Теперь он не имел былой привилегии смотреть на рабочего сверху вниз... Националистические страсти были всего лишь рационализацией, превращавшей ощущение социальной неполноценности в полноценности всей нации. Так было удобнее.

Эта рационализация хорошо видна в личном развитии Гитлера, который был типичным представителем низов среднего класса.

Личность Гитлера, его теории и учения, да и вся нацистская система в целом, есть крайнее проявление того типа характера, который мы ранее уже назвали «авторитарным»; так что Гитлер смог привлечь на свою сторону ту часть населения, которой были свойственны черты именно такого типа характера.

... Разумеется, именно вожди имеют все права наслаждаться плодами власти, которую они сосредоточили в своих руках, НО и массы не лишены не которого садистского удовольствия.


6) Какие механизмы бегства от свободы осуществляются в современном обществе?

 

Что же такое свобода в жизни современного человека?

Индивидуум скинул с себя 'внешние оковы, которые ранее мешали ему поступать в соответствии с собственными желаниями и миропредставлением. Он вполне мог бы действовать далее, опираясь на собственную волю и стремление, если бы знал конкретно, чего хочет и что думает. Но у него нет этого знания; он вынужден подстраиваться под систему правил и законов анонимной власти и принимать такое «Я», которое развеет в пух и прах его истинную сущность...

... если мы не будем принимать в расчет всю палитру переживании среднего автоматизированного человека, мы будем не в состоянии осознать ту опасность, которая угрожает нашей культуре: готовность принять любую идеологию и любого вождя за обещание волнующей жизни, за предложение политической структуры и символов, дающих жизни индивидуума какую-то видимость смысла и порядка. Отчаяние, которое охватывает автоматизированных людей, является своеобразной пищей для политических целей фашистских лидеров...

... Процесс бегства не помогает ему вернуть былую уверенность, а лишь дает ему возможность на время забыть, что он отдельная биологическая единица. Он приобретает новую, хрупкую уверенность, пожертвовав целостностью своего индивидуального «я». Он отрекается от своего внутреннего мира, пытается забыться, потому что не может более выносить изоляцию. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что «свобода обрекает индивидуума на новое рабство.

 


7) Какую угрозу для общества таит в себе психология соглашательства и автоматики?

обратимся к еще одному механизму, чрезвычайно важному в социальном плане. Этот механизм представляется большинству здоровых людей в современном обществе неким спасительным решением. Одним словом, индивидуум теряет самого себя; общепринятая мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в "одного из» и становясь точно таким же, как и все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Стираются грани между собственным, личным «я» и окружающим миром, а вместе с тем испаряется и страх перед одиночеством и бессилием...

... Как только человек отказывается от самого себя и превращается в робота, он перестает испытывать чувство тревоги и одиночества, подобно миллионам других таких же людей-машин. Цена такому изменению – утрата своего «я».

Таким образом, получается, что «нормальный» и «естественный» способ избежать одиночества в современном обществе состоит именно в отказе от самого себя и превращении в робота. Такая точка зрения вступает в конфликт с одним из самых распространенных понятий о человеке нашего времени; общепринято считать, что каждый из нас представляет личность, единственную и неповторимую, которая способна думать, чувствовать и действовать в соответствии со своей внутренней свободой.

 

Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивидуума в крайне неустойчивое положение. Превратившись в нечто, что, как губка. впитывает чужие мысли и чувства, он в значительной степени теряет самого себя. отрекается от своего «я», а вместе с тем теряет и чувство уверенности в себе. Как результат этой потери собственной личности, в его душе начинается паника, а чтобы ее преодолеть, он просто вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе свое новое «я» из постоянного признания и одобрения других людей.

 


8) Что такое «спонтанная деятельность»? Что необходимо осуществить человеку для ее реализации?

Спонтанная деятельность – это не принудительная деятельность, навязанная человеку его собственным бессилием и чувством одиночества; это не бездумная деятельность автомата, обусловленная некритически м восприятием действительности, существующей вне его. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; само слово «спонтанный» произошло от латинского слова «sponte», что значит «само собой», «по собственному побуждению»...

Спонтанная деятельность единственный реально существующий способ, благодаря которому человек может преодолеть чувство страха перед одиночеством, не разрушая при этом целостность своей личности, так как спонтанная активность, направленная на реализацию внутреннего потенциала, вновь объединяет его с миром, с людьми, с природой и с самим собой. Главное, на чем основывается всякая спонтанность – это любовь, но не растворение своего «я» в другом человеке и не обладание другим человеком...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: