Формирование творческой группы.




Составление формулировки задачи, которая должна четкой и понятной для всех участников группы.

Формирование творческой группы.

. В ходе работы должны выполняться следующие правила для участников:

- максимальное число высказываемых идей;

запрещено высказывание критических идей;

одобрять и принимать любые идеи;

создание непринужденной обстановки, шутки, юмор, смех;

развитие, комбинирование и улучшение высказанных ранее идей;

обеспечение между участниками дружелюбных и доверительных отношений.

4. Руководителем (ведущим) выбирается наиболее опытный участник группы, который должен:

- представить участников группы, давать им лестную характеристику;

ознакомить с правилами проведения сеанса;

изложить формулировку задачи, чётко и эмоционально;

обеспечить соблюдение всех правил, не пользуясь приказами и критическими замечаниями;

обеспечить непрерывное высказывание идей, заполнять паузы поощрительными репликами;

- направлять обсуждение, расширять сферу поиска;

следить за регламентом работы.

5. Оповещение участников должно быть осуществлено за 2-3 дня с изложением целей и задач Организация и проведение самого сеанса (продолжительность 1,5 - 2 часа) должны включать следующие моменты:

- представление участников и ознакомление с правилами - 5-10 мин;

- постановка ведущей задачи с ответами на вопрос -10-15 мин;

- проведение сеанса - 30-40 мин;

перерыв -10 минут;

- составление отредактированного списка идей - 30-45 мин.

6. Запись и оформление результатов сеанса.

После сеанса проходит коллективное редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом можно не только обсуждать, отбрасывая заведомо невыполнимые идеи, но и развивать приемлемые и дополнять список новыми предложениями. Все идеи делят на три группы:

а) наиболее применимые и легко реализующиеся;

б) наиболее эффективные перспективные

в) другие

Далее список передается заинтересованным лицам.

Функционально - стоимостный анализ (ФСА)

В основе метода лежат идеи советского инженера Ю.М. Соболева и американских инженеров, развиваемые с конца 50-х годов прошлого столетия. Методика ФСА предусматривает последовательное выполнение семи этапов работы: подготовительного, информационного, аналитического, творческого, исследовательского, рекомендательного и внедренческого.

На подготовительном этапе выбирают объект, который нужно подвергнуть анализу, определяют конкретную цель, формируют коллектив исполнителей, обычно в форме временной творческой рабочей группы. Завершается этап составлением детального плана проведения ФСА, графика работ и других документов.

Информационный этап заключается в поиске, сборе, систематизации и изучении информации о конструкции, технологии изготовления, об эксплуатационных и экономических показателях анализируемого объекта и его аналогов. Составляется структурная схема объекта, таблицы технических и экономических показателей.

Аналитический этап посвящен детальному изучению свойств объекта. Исследуют функции объекта (включая его узлы и детали) и выделяют среди них основные и вспомогательные, а среди последних - лишние. Составляют матрицу функций, таблицу диагностики недостатков, перечень требований к объекту и другие рабочие документы. Формулируют задачи поиска идей, новых технических и организационных решений, призванных обеспечить достижение цели.

На творческом этапе генерируют идеи и предложения по совершенствованию объекта, устранению выявленных недостатков. Ведут поиск с использованием различных методов творчества.

Исследовательский этап является продолжением творческого, здесь изучают, анализируют и проверяют поступившие предложения и технические решения, оформляют их в виде эскизов, схем, макетов.

Рекомендательный этап заключается в экспертизе полученных предложений и решений, которые затем утверждаются и принимают статус официальных рекомендаций. Сроки реализации и ответственные исполнители устанавливаются планом - графиком внедрения.

На заключительном внедренческом этапе на предприятии на основании плана - графика разрабатывают техническую и другую документацию, осуществляют подготовку производства и реализуют запланированные работы. В заключение составляется отчет о результатах ФСА и акт внедрения.

Несмотря на большое количество необходимых работ, на длительные в случае сложного объекта сроки их проведения в результате ФСА достигается большой технико-экономический эффект. Первые опыты использования ФСА относятся к совершенствованию выпускаемых изделий, но далее определили, что метод приносит гораздо больший экономический эффект при использовании на стадии разработки ТС. Его можно эффективно использовать для совершенствования проектирования, технологии, организации производства, улучшения управления и планирования, упорядочения снабжения и т. д.

Теория решения изобретательских задач

Работы по созданию метода были начаты в 40-е годы прошлого века в нашей стране Г.С. Альтшуллером. Приведем основные положения одного из алгоритмов метода.

I часть. Анализ задачи.

. Необходимо записать условия мини - задачи по следующей форме: ТС, части системы, технические противоречия (ТП1, ТП2, и т. д.), указать желаемый результат.

Мини - задачу получают из ситуации, водя ограничения. Все остается без изменений или упрощается, но при этом появляется требуемое действие или исчезает вредное действие (свойство).

2. Выделяется и записывается конфликтующая пара элементов - «изделие и инструмент».

Изделие - это элемент, который по условиям задачи нужно обработать (изменить).

Инструмент - элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие.

. Составляются графические схемы технических противоречий.

. Из схем конфликта выбирается та, которая обеспечивает наилучшее осуществление главной полезной функции (основной функции ТС, указанной в условиях задачи). Указывается эта функция.

. Усиливается конфликт, указывается предельные состояния (действия) элементов.

. Записывается формулировка модели задачи, в которой указывается:

конфликтующая пара;

усиленная формулировка конфликта;

что должен сделать вводимый для решения задачи «икс - элемент» (сохранить, улучшить, обеспечить и т.д.)

II часть. Анализ модели задачи.

Цель: учет ресурсов, которые можно использовать: ресурсов пространства, времени, вещества и полей.

1. Определить оперативную зону - пространство, в пределах которого возникает конфликт (ОЗ).

2. Определить оперативное время (ОВ). Это имеющиеся ресурсы времени: конфликтное Т1 и время до конфликта Т2. Конфликт иногда может быть устранен в течении Т2.

3. Описать вещественно - полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы, внешней среды и изделия. Составить список ВПР.

III часть. Определение идеального конечного результата (ИКР) и физических противоречий (ФП).

Цель этапа: сформулировать идеальное решение (ИКР).

1. Записать формулировку ИКР-1: икс-элемент не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет вредное воздействие в течение ОВ в пределах ОЗ.

2. Усилить Формулировку ИКР-1 рядом дополнительных требований: в систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР.

3. Записать ФП на макроуровне. Например, ОЗ должна быть горячей (1 свойство) и одновременно холодной (2 свойство).

. Записать ФП на микроуровне: в ОЗ должны быть частицы обеспечивающие 1 свойство и частицы обеспечивающие 2 свойство.

5. Записать формулировку ИКР-2: ОЗ должна сама обеспечивать противоположные состояния.

IV часть. Мобилизация и применение ВПР.

Цель: проведение плановых операций по увеличению ресурсов.

1. Использовать метод «моделирования маленькими человечками» (ММЧ):

а) используя метод ММЧ построить схему конфликта;

б) изменить построенную схему так, чтобы маленькие человечки действовали, не вызывая конфликта;

в) перейти от абстрактной к технической схеме.

V часть: Применение информфонда.

Цель: использование опыта, сконцентрированного в информфонде ТРИЗ, межотраслевом фонде эвристических приемов и фонде физических эффектов.

Эти фонды содержат данные о всех возможных способах преобразования ТС, о различных физических эффектах, которые могут быть внесены в задачу или как-либо использованы.

VI часть: Изменение и/или замена задачи.

Для сложных задач:

1. Если задача решена перейти от физического ответа к техническому: схема, способ и т.д.

2. Если ответа нет - проверить I этап: не является ли формулировка сочетанием нескольких задач: изменить, выделить главную задачу.

3. Если ответа нет, изменить задачу, выбрав на шаге другое ТП.

4. Если ответа нет, заново сформулировать задачу, отнеся ее к надсистеме.

VII часть: Анализ способа устранения ФП.

Цель: проверка качества полученного ответа.

. Контроль ответа. Рассмотреть вводимые поля и вещества.

2. Провести предварительную оценку полученного решения.

. Проверить по патентным данным новизну.

. Какие подзадачи возникнут при технической разработке идеи?

VIII часть: применение полученного ответа.

1. Определить, как должна быть изменена надсистема.

2. Проверить может ли измененная система (надсистема) применяться по- новому.

. Использовать полученный ответ при решении других задач.

Из всех описанных методов наиболее универсальным является теория решения изобретательских задач. Этот метод развивается и в настоящее, а алгоритм, предложенный Г.С. Альтшуллером, позволяет решить изобретательские задачи практически любого характера.

Применительно к способу определения методов устраниения трения при обработке изделий из алюминиевых сплавов в качестве одного из варианта решения данной задачи можно применить следующее: исследуемые объекты подвергают штамповке с использованием твердых смазок с применением больших усилии штамповки. Техническим результатом заявленного изобретения является более высокая точность и меньшая трудоемкость способа.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

Указанное техническое решение может считаться изобретением, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Данное решение может считаться новым, так как при исследовании и анализе данной сферы научной деятельности оно не встречается, то есть такой способ не опубликован и не запатентован.

Изобретательский уровень данного способа обеспечивает то, что явно это решение не следует из уровня техники. Ясно, что для такого способа необходимо и новое лабораторное оборудование.

Также не вызывает сомнения, что решение найдет применение в промышленности, так как поведение металлов и сплавов в процессе эксплуатации до конца не изучено, что открывает пути поиска более точного анализа его свойств.

 

4. ОПИСАНИЕ И ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

инженерный решение трение обработка

Способ устранения трения при обработке изделий из алюминиевых сплавов с использованием твёрдых смазок является эффективным при устранении трения и улучшения качества отштампованной поверхности.

При использовании смазок удаётся снизить коэффициент трения в 1.5-2 раза.

 


 

Так же при волочении вид смазки и качество подготовки поверхности тоже влияет на коэффициент трения:

 

 

При наличии нужных данных таких как отношение и можно узнать коэффициент трения по следующему графику:

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены способы снижения трения при обработке алюминиевых сплавов с использованием различных видов. Их анализ выявил необходимость поиска нового технического решения с целью усовершенствования.

Поиск нового решения производился на основе запатентованных методов. Была проведена работа по анализу и выбору патентов, описывающих наиболее универсальные и точные способы определения прочности. Они и стали прототипами нового способа.

С помощью метода инженерного творчества, а именно, теории изобретательских задач, были выявлены некоторые технические противоречия (относительная простота способа - неточность результатов и узкая область применения). Алгоритм теории позволил найти новое техническое решение, удовлетворяющее всем признакам изобретения.

Таким образом, найденное решение оказалось новым, универсальным и более точным.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Хардин, М.В. Основы технического творчества [Текст]: методические указания по выполнению домашнего задания/М.В. Хардин. - Самара: СГАУ, 2009. - 15 с.

. Хардин, М.В. Основы технического творчества [Текст]: курс лекций/М.В. Хардин. - Самара: СГАУ, 2009. - 28 с.

. А.П. Грудев, Ю.В. Зильберг, В.Т. Тилик Трение и смазки при обработке металлов давлением. - Москва, Металлургия, 1982

. Патенты: RU 2049990 C1 10.12.1995, RU 2122200 С1 20.11.1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: