Гентика. Сцепление генов




Задачи

Генетика. Моно- и дигибридное скрещивание

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

Анализ первого скрещивания. Т.к. при скрещивании мышей с чёрной и белой шерстью всё потомство получено с чёрной шерстью, по правилу единообразия гибридов первого поколения — чёрный цвет шерсти доминирует.

А — чёрная шерсть

а — белая шерсть

По условию:

ВВ — длинный хвост

Вb — короткий хвост

bb — гибель эмбрионов

первое скрещивание: Р ♀ ААВb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВВ — с белой шерстью, длинным хвостом

второе скрещивание: Р ♀ А?Вb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВb — с белой шерстью, коротким хвостом

1) первое скрещивание:

P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ

G: ♀АВ, ♀Аb ♂аВ

F1: АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;

 

АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;

 

2) второе скрещивание:

P: ♀ АаВb х ♂ ааВb

G: ♀АВ, ♀Аb, ♀аВ, ♀аb ♂аВ, ♂аb

F2: 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;

 

2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;

1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост;

2ааВb – белая шерсть, короткий хвост;

Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии

 

3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:

1: 2: 1: 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.

Скрестили го­мо­зи­гот­но­го петуха, име­ю­ще­го гребень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной курицей име­ю­щей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку пер­во­го поколения, имев­ших разные генотипы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те генотипы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы гибридов пер­во­го и вто­ро­го поколений.

Пояснение.

А — гребень

а — нет гребня

В — оперенные ноги

b — голые ноги

Петух: AABB

Курица: Aabb

 

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ААВВ (га­ме­ты АВ) и Ааbb (га­ме­ты Аb, аb).

2) Ге­но­ти­пы пер­во­го ги­брид­но­го по­ко­ле­ния — АА Bb и АаВb(все с греб­нем и опе­рен­ны­ми но­га­ми).

3) Фе­но­ти­пы и ге­но­ти­пы вто­ро­го по­ко­ле­ния:

6/8 (3/4) с греб­нем и опе­рен­ны­ми но­га­ми:

1ААВВ: 2ААВb: 1AaBB: 2AaBb

2/8 (1/4) с греб­нем и го­лы­ми но­га­ми:

1AAbb: 1Aabb

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

Пояснение.

1) Так как у их ре­бен­ка про­яви­лись ре­цес­сив­ные гены по обоим при­зна­кам, он по­лу­чил от каж­до­го ро­ди­те­ля по од­но­му из них, т. е.

2) мама была ге­те­ро­зи­гот­ной по двум при­зна­кам,

3) ее ге­но­тип: АаВв.

Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

Пояснение.

1) Так как ро­ди­те­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­ны, они имеют ге­но­тип АаВв,

2) при таком скре­щи­ва­нии, в потом­стве про­яв­ля­ет­ся рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу — 9:3:3:1.

3) 9 —чер­ные,мох­на­тые,3 — чер­ные, глад­кие,3 — белые,мох­на­тые,1 — белый, глад­кий.

 

Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: крас­ные ша­ро­вид­ные плоды — ААВВ, жел­тые гру­ше­вид­ные плоды — ааbb.

2) Ге­но­ти­пы F1: крас­ные ша­ро­вид­ные АаВb.

3) Со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов F2:

9 — крас­ные ша­ро­вид­ные,

3 — крас­ные гру­ше­вид­ные,

3 — жел­тые ша­ро­вид­ные,

1 — жел­тые гру­ше­вид­ные.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: крас­ные ша­ро­вид­ные плоды — ААВВ, жел­тые гру­ше­вид­ные плоды — ааbb.

2) Ге­но­ти­пы F1: крас­ные ша­ро­вид­ные АаВb.

3) Со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов F2:

9 — крас­ные ша­ро­вид­ные,

3 — крас­ные гру­ше­вид­ные,

3 — жел­тые ша­ро­вид­ные,

1 — жел­тые гру­ше­вид­ные.

При скре­щи­ва­нии томата с пур­пур­ным стеблем (А) и крас­ны­ми плодами (В) и то­ма­та с зе­ле­ным стеблем и крас­ны­ми плодами по­лу­чи­ли 722 рас­те­ния с пур­пур­ным стеблем и крас­ны­ми плодами и 231 рас­те­ние с пур­пур­ным стеблем и жел­ты­ми плодами. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы родителей, потом­ства в пер­вом поколении и со­от­но­ше­ние генотипов и фе­но­ти­пов у потомства.

Пояснение.

1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);

2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;

3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:

пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB: 2 AaBb

пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.

 

Примечание.

Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды — AABb Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.

По второму признаку в потомстве появляются желтые плоды, значит, оба родителя гетерозиготны по второму признаку (Вb)

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: 1) Жен­ская особь: aaBb (дает два типа гамет aB; ab. Муж­ская особь: aabb (один тип гамет ab).

2) Ге­но­ти­пы потом­ства: аавв, ааВв.

3) Фе­но­ти­пы потом­ства: аавв — свет­ло­во­ло­сые,го­лу­бо­гла­зые;

ааВв — свет­ло­во­ло­сые, ка­ре­гла­зые.

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).

Пояснение.

1) Генотипы родителей: петух — АаВв(гаметы АВ,Ав,аВ,ав), курица — АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав).

2) Генотипы потомков:

А_В_ — черные, хохлатые — 10;

ааВ_ — бурые, хохлатые — 5;

А_вв — черные, без хохла — 3;

aавв — бурые, без хохла — 2.

3) Независимое наследование признаков.

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: AaBb, AAbb;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: AABb, AaBb, Aabb, AAbb;

3) фе­но­ти­пы потом­ства:

AABb, AaBb — чер­ные, с длин­ной ще­ти­ной;

AAbb, Aabb — чер­ные, с ко­рот­кой ще­ти­ной

Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

Пояснение.

1) До­ми­нант­ная окрас­ка кро­ли­ков тем­ная,шерсть мох­на­тая (т. к. в пер­вом по­ко­ле­нии не про­изо­шло рас­щеп­ле­ния при­зна­ков).

2) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: AАBВ, ааbb;

3) ге­но­ти­пы потом­ства пер­во­го по­ко­ле­ния: AаBb.

4) Во вто­ром по­ко­ле­нии про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го рас­щеп­ле­ния.

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) наследуется, как ауто­сом­ный доминантный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние приводит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот проявляется в лег­кой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лег­кой формой ане­мии родила от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны дальтоника, сына, стра­да­ю­ще­го легкой фор­мой анемии и дальтонизмом. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рождения сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий, ука­зав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ♀ АаХdХ и ♂ ааХdУ.

2) Га­ме­ты ♀ АХd, АХ, аХd, аХ и ♂аХd, аУ.

3) Ве­ро­ят­ность рож­де­ния сына без ано­ма­лий с ге­но­ти­пом ааХУ равна 1/8.

Голубоглазый мужчина, оба ро­ди­те­ля которого кареглазые, же­нил­ся на ка­ре­гла­зой женщине, мать ко­то­рой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака ро­дил­ся голубоглазый сын. Со­ста­вить родословную и ука­зать генотипы всех родственников.

Пояснение.

1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.

 

2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т. е. гомозиготных по этому гену (закрашены на схеме).

3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.

4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность

 

На схеме — стрелочкой обозначен пробанд — мужчина от которго начинали строить родословную. Т. к. он голубоглазый — его признак закрашиваем.

Генотип мужчины — аа; его жены — Аа.

Сын — аа.

 

Родители мужчины: Аа (и мать и отец, т. к. сами кареглазые, а сын голубоглазый, значит, они гетозиготны)

Родители женщины: мать — аа, отец — А? (может быть как Аа, так и АА)

 

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

Пояснение.

1) в скре­щи­ва­нии участ­ву­ют ге­те­ро­зи­гот­ные по двум парам при­зна­ков особи;

2) го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся в мей­о­зе в раз­ные га­ме­ты слу­чай­ным об­ра­зом, об­ра­зуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (ал­ле­ли не сцеп­ле­ны);

3) при опло­до­тво­ре­нии слу­чай­ное сли­я­ние раз­ных гамет при­во­дит к не­за­ви­си­мо­му со­че­та­нию при­зна­ков.

При скре­щи­ва­нии растения го­ро­ха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми с рас­те­ни­ем с мор­щи­ни­сты­ми семенами без уси­ков все по­ко­ле­ние было еди­но­об­раз­но и имело глад­кие семена и усики. При скре­щи­ва­нии другой пары рас­те­ний с та­ки­ми же фе­но­ти­па­ми (гороха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и го­ро­ха с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков) в потом­стве получили по­ло­ви­ну растений с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и по­ло­ви­ну растений с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объ­яс­ни­те полученные результаты. Как опре­де­ля­ют­ся доминантные при­зна­ки в дан­ном случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

 

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиков Р. ААBВ ааbb G АB аb F1 АаBb се­ме­на гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

 

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиков Р. АаBb ааbb G АB/, аb/ аb/ F1 АаBb, ааbb се­ме­на гладкие и усики; се­ме­на морщинистые без усиков;

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние растений было оди­на­ко­вым и имело глад­кие семена и усики. Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, так как при 2-м скре­щи­ва­нии произошло рас­щеп­ле­ние по двум парам при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 1:1

Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

Пояснение.

1. Дано:

А - гладкая форма семян

а - морщинистая форма семян

В - фиолетовый цвет

в - жёлтый цвет

Р ♀ А_В_ гладкие фиолетовые

♂ аавв морщинистые желтые

А_В_ 4749 гладкие фиолетовые

аавв 4698 морщинистые желтые

А_вв — 301 гладкие желтые

ааВ_— 316 морщинистые фиолетовые

 

так как в потомстве при получены аавв, то родительское растение А_В_ гладкие фиолетовые имеет генотип: АаВв; при это признаки сцеплены АВ/ ав/, но в потомстве получено 4 разных фенотип, значит, сцепление не полное.

 

Р. ♀ АаВв х ♂ аавв

G. ♀ АВ/ ♂ ав

♀ ав/

♀ Ав

♀ аВ

 

2.

 

F. АаВв — гладкие фиолетовые

аавв — морщинистые желтые

Аавв — гладкие желтые

ааВв — морщинистые фиолетовые

 

3. Сцепленное наследование генов. 4 типа фенотипов связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера, поэтому больше особей получается с родительскими признаками.

При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Пояснение.

Доминантные признаки — гладкие и окрашенные семена, т. к. в первом поколении получили все семена — гладкие и окрашенные.

Т. к. при образовании второго поколения анализирующее скрещивание, значит, полученные гибрид (АВ//ав) скрещивают с ав//ав

 

Р1: ААВВ х аавв

G: АВ ав

F1: АВ//ав

Р2: АВ//ав х ав//ав

G: АВ ав

ав

Ав

аВ

F2: АаВв — гладкие окрашенные (7115)

аавв — морщинистые неокрашенные (7327)

Аавв — гладкие неокрашенные (289)

ааВв — морщинистые окрашенные (218)

В F2 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается больше особей с генотипами родителей и небольшая часть со смешанными признаками, что говорит о том, что идет кроссинговер.

У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и её пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Каковы генотипы всех указанных родственников? Доминантный признак нормальное зрение.

Пояснение.

1) Анна ХDХd, Павел XDY.

2) Первая дочь Анны и Павла XDXd, их сыновья — дальтоники XdY и здоровый сын XDY.

3) Вторая дочь Анны и Павла XDXD, так как пять сыновей имеют нормальное зрение XDY.

4) Первый сын XdY. его дочери XDXd, а его сыновья XDY.

 

Задача на анализ родословной по рецессивному сцепленному с Х — хромосомой признаку.

У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?

Пояснение.

1. Генотип мужчины — Аавв, женщины — аавв. Генотипы и фенотипы потомков:

Аавв — нос с горбинкой, тонкие губы, аавв — прямой нос, тонкие губы.

 

2. Вероятность рождения полногубых детей равна нулю.

3. Расщепление произошло в соответствии с законом независимого наследования

 

Примечание.

Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы.

Данные о полноте губ матери — избыточная информация. По первому признаку информация о матери нужна, чтобы определить, что генотип мужчины → Аа. По фенотипу у него нос с горбинкой (А), но мать имела прямой нос (аа), значит, одну гамету (а) он получил от матери.

Потомство морских свинок, полученное от скрещивания гомозиготных по обоим признакам родителей: коричневых (А) с волнистой шерстью (В) самок и белых (а) с гладкой шерстью (в) самцов, скрестили между собой. Во втором поколении образовались четыре фенотипические группы животных.

 

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, их соотношение. Объясните причины появления четырёх групп животных.

Пояснение.

1. Генотипы F1: АаВв; фенотипы: коричневые, с волнистой шерстью. Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав.

 

2. Генотипы и фенотипы потомства F2:

 

9 А_В_ — коричневые, волнистые

3 А_вв — коричневые, гладкошёрстные

3 ааВ_ — белые, волнистые

1 аавв — белые, гладкошёрстные

 

3. Проявляется закон независимого наследования признаков

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

Пояснение.

1) Доминантные признаки — гладкие и окрашенные семена, т. к. в первом поколении получили все семена — гладкие и окрашенные.

Т. к. при образовании второго поколения анализирующее скрещивание, значит, полученные гибрид (АВ//ав) скрещивают с ав//ав

2) Первое скрещивание. Генотипы родителей: ♀ ААВВ; ♂ аавв Генотип потомства: АаВв (АВ//ав)

3) Второе скрещивание. Генотипы родителей: ♀ АаВв (АВ//ав); ♂ аавв (ав//ав)

Детей: АаВв — гладкие окрашенные (1200)

аавв — морщинистые неокрашенные (1215)

Аавв — гладкие неокрашенные (309)

ааВв — морщинистые окрашенные (315)

В F2 проявляется закон сцепленного наследования. Четыре фенотипические группы объясняются неполным сцеплением генов А и В, сцепление нарушено, т. к. идет кроссинговер

 

 

При скре­щи­ва­нии растения флок­са с белой окрас­кой цветков и во­рон­ко­вид­ным венчиком с растением, име­ю­щим кремовые цвет­ки и плос­кие венчики, по­лу­че­но 78 потомков, среди ко­то­рых 38 об­ра­зу­ют белые цвет­ки с плос­ки­ми венчиками, а 40 — кре­мо­вые цветки с плос­ки­ми венчиками. При скре­щи­ва­нии флоксов с бе­лы­ми цветками и во­рон­ко­вид­ны­ми венчиками с растением, име­ю­щим кремовые цвет­ки и плос­кие венчики, по­лу­че­ны флоксы двух фе­но­ти­пи­че­ских групп: белые с во­рон­ко­вид­ны­ми венчиками и белые с плос­ки­ми венчиками. Со­ставь­те схемы двух скрещиваний. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потом­ства в двух скрещиваниях. Какой закон на­след­ствен­но­сти проявляется в дан­ном случае?

Пояснение.

1) В первом скрещивании: при скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики получили 100% потомства с плоскими венчиками. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что плоский венчик — доминантный признак; воронковидный — рецессивный.

2) Во втором скрещивании: при скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики получили 100% потомства с белым венчиками. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что белый венчик — доминантный признак; кремовый — рецессивный.

3) При этом в первом скрещивании получили: 50% с белыми венчиками, а 50% с кремовыми,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы) растение с белой окраской цветков и воронковидным венчиком имеет генотип Ааbb,

а растение, имеющее кремовые цветки и плоские венчики имеет генотип ааВВ.

 

Схема скрещивания

P ♀ Ааbb х ♂ ааВВ

G ♀ Ab ♀ ab ♂ aB

F1 AaBb; aaBb

фенотип: белые плоские; кремовые плоские

 

Во втором скрещивании получили: 50% с воронковидными венчиками, а 50% с плоскими,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— белыми цветками и воронковидными венчиками — ААbb

— кремовые цветки и плоские венчики — aaBb

 

Схема скрещивания

P ♀ ААbb х ♂ aaBb

G ♀ Ab ♂ aB ♂ ab

F1 Aabb; AaBb

фенотип: белые воронковидные; белые плоские

 

4) Закон наследственности: независимое наследование признаков (III закон Менделя),

а также анализирующее скрещивание и правилу единообразия гибридов I поколения.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Пояснение.

1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB — красная окраска; Bb — розовая; bb — белая.

 

2) При этом в первом скрещивании

Схема скрещивания

P ♀ АABB х ♂ ааbb

G ♀ AB ♂ ab

F1 AaBb

фенотип: с усами, розовые

 

Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— без усов с розовыми ягодами — aaBb

— без усов с красными ягодами — aaBB

 

Схема скрещивания

P ♀ aaBb х ♂ aaBB

G ♀ aB ♀ ab ♂ aB

F1 aaBB; aaBb

фенотип: без усов красные; без усов розовые

 

4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов — неполного доминирования.

Дополнительно.

Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

 

Примечание сайта решуЕГЭ: над доминантной аллелью В сверху необходимо писать черту, которая указывает на то, что данный признак имеет промежуточный характер наследования

У ка­на­ре­ек наличие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А); сцеп­лен­ный с полом ген ХВ опре­де­ля­ет зелёную окрас­ку оперения, а Хb — коричневую. У птиц го­мо­га­мет­ный пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный женский. Скре­сти­ли самку без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением с хох­ла­тым самцом с зелёным оперением. В потом­стве оказались птен­цы хохлатые зелёные, хох­ла­тые коричневые, без хо­хол­ка зелёные и без хо­хол­ка коричневые. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам, воз­мож­ный пол потомства. Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?

Пояснение.

У птиц го­мо­га­мет­ный (XX) пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный (XY) женский.

По условию: на­ли­чие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А);

от­сут­ствие хохолка — ре­цес­сив­ный аутосомный при­знак (а);

зелёная окрас­ка оперения — сцеп­лен­ный с полом ген ХВ

ко­рич­не­вая — Хb.

1) Опре­де­лим генотипы родителей:

самка — без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением — ♀ aaХbY

самец — хох­ла­тый с зелёным опе­ре­ни­ем — ♂ А?ХВХ?

Генотип самки известен, чтобы найти ге­но­тип самца об­ра­тим внимание на птен­цов с фе­но­ти­пом — без хо­хол­ка коричневые — дан­ный птенец по­лу­чил гамету aХb от отца. При этом не имеет зна­че­ния его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb.

Итак, ге­но­тип самца ♂ АaХВХb

 

2) Со­став­ля­ем схему скрещивания, для удоб­ства необходимо вос­поль­зо­вать­ся решеткой Пеннета, т. к. самка об­ра­зу­ет два типа гамет: aХb; aY

а самец че­ты­ре типа: AХB; AХb;aХB;aХb

3) В ре­зуль­та­те скрещивания (случайного оплодотворения) по­лу­ча­ем 8 раз­лич­ных генотипов и фе­но­ти­пов потомства:

самки хох­ла­тые зелёные — Aa ХBY

самцы хох­ла­тые зелёные — AaХBХb

самки хох­ла­тые коричневые — AaХbY

самцы хох­ла­тые коричневые — AaХbХb

самки без хо­хол­ка зелёные —aaХBY

самцы без хо­хол­ка зелёные —aaХBХb

самки без хо­хол­ка коричневые —aaХbY

самцы без хо­хол­ка коричневые —aaХbХb

 

4) Закономерности:По вто­ро­му признаку (окраска оперения) — на­сле­до­ва­ние сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между пер­вым и вто­рым признаком — не­за­ви­си­мое наследование. При опре­де­ле­нии генотипа самца — ана­ли­зи­ру­ю­щее скрещивание.

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Пояснение.

По условию:

В — нормальный слух

b — глухота

ХD — нормальное цветовое зрение

Хd — дальтонизм (ген цветовой слепоты)

1) Определим генотипы родителей:

мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение — ♀bbХDХ?

отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник — ♂BBХdY

 

Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХd она получила от отца, а другую от матери — bХd

Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери

♀BbХdХd

 

2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY

G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

 

3) фенотипы потомства:

BbХDXd — девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХDY — мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХdXd — девочка, нормальный слух, дальтоник

BbХdY — мальчик, нормальный слух, дальтоник

Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.

 

4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание.

 

 

У че­ло­ве­ка глаукома на­сле­ду­ет­ся как аутосомно-рецессивный при­знак (а), а син­дром Марфана, со­про­вож­да­ю­щий­ся аномалией в раз­ви­тии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный при­знак (В). Гены на­хо­дят­ся в раз­ных парах аутосом. Один из су­пру­гов страдает гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Марфана, а вто­рой дигетерозиготен по дан­ным признакам. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы детей, ве­ро­ят­ность рождения здо­ро­во­го ребёнка. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Какой закон на­след­ствен­но­сти проявляется в дан­ном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Пояснение.

По условию:

А — нет глаукомы

а — глаукома

В — син­дром Марфана

b — нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани.

1) Ге­но­ти­пы родителей:

♀ aabb — гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Марфана

♂AaBb — нет глаукомы, син­дром Марфана (дигетерозиготен по дан­ным признакам — по условию)

 

2) Путем скре­щи­ва­ния определим воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы детей.

P ♀ aabb → ♂AaBb

G ♀ ab ♂AB; Ab; aB; ab

F1

генотип — фенотип

AaBb — нет глаукомы, син­дром Марфана

Aabb — нет глаукомы, нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани

aaBb — глаукома, син­дром Марфана

aabb — глаукома, нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани

 

Вероятность рож­де­ния здорового ребёнка — 25%

 

3) Закон не­за­ви­си­мо­го наследования при­зна­ков (III закон Менделя) при ди­ги­брид­ном скрещивании

Скрестили низ­ко­рос­лые (карликовые) рас­те­ния то­ма­та с реб­ри­сты­ми пло­да­ми и рас­те­ния нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. В потом­стве были по­лу­че­ны две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы растений: низ­ко­рос­лые с глад­ки­ми пло­да­ми и нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та низ­ко­рос­лых с реб­ри­сты­ми пло­да­ми с растениями, име­ю­щи­ми нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды, всё потом­ство имело нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды. Со­ставь­те схемы скрещиваний. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства рас­те­ний то­ма­та в двух скрещиваниях. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?

Пояснение.

1) В первом скрещивании: низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами получили 100% потомства с гладкими плодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что с гладкие плоды — доминантный признак; ребристые — рецессивный.

 

2) Во втором скрещивании: при скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды получили 100% потомства с нормальной высотой стебля. Согласно правилу единообразия гибридов Менделя получаем, что нормальная высота стебля — доминантный признак; низкорослые — рецессивный.

 

3) При этом в первом скрещивании получили: 50% низкорослые, а 50% нормальной высоты,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы) растение низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами имеет генотип ааbb,

а растение, нормальной высоты с гладкими плодами имеет генотип АаВВ.

 

Схема скрещивания

P ♀ ааbb х ♂ АаВВ

G ♀ аb ♂ aB ♂ АВ

F1 aaBb; AaBb;

фенотип: низкорослые с гладкими плодам; нормальной высоты с гладкими плодами

 

Во втором скрещивании всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды,

значит согласно правилу единообразия гибридов Менделя (по признаку высоты стебля)

— растения томата низкорослые с ребристыми плодами — ааbb

— растения, имеющие нормальную высоту стебля и ребристые плоды — ААbb

 

Схема скрещивания

P ♀ ааbb х ♂ ААbb

G ♀ аb ♂ Аb

F1 Aabb

фенотип: нормальная высота стебля и ребристые плоды

 

4) Закон наследственности: независимое наследование признаков (III закон Менделя),

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

Пояснение.

1) По условию: два вида наследственной слепоты аллели находятся в различных парах гомологичных хромосом, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов.

То есть:

аа_ _ — слепота

_ _ bb — слепота

А_В_ — зрячие

Бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты:

генотип бабушки по материнской линии — aaBB

генотип бабушки по отцовской линии — AAbb

Оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов), значит, их генотипы одинаковы — ААВВ

 

2) Находим генотипы родителей, составляя схемы скрещиваний бабушек и дедушек.

Р1 ♀ aaBB → ♂ ААВВ

G ♀ aB ♂ АВ

F1 AaBB

фенотип: зрячая

 

P2♀ AAbb → ♂ ААВВ

G ♀ Ab ♂ АВ

F1 AABb

фенотип: зрячий

 

3) Находим генотипы внуков, составив схему скрещивания родителей (F1)

P (F1)♀ AaBB → ♂ AABb

G ♀ AB; aB ♂ АВ; Ab

F2 AABB; AABb; AaBB; AaBb



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: