Участники Конкурса
В Конкурсе могут принять участие педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе индивидуальные предприниматели.
Руководство Конкурсом
Подготовку и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет (приложение 1).
Оргкомитет проводит заочный федеральный этап (финал) Конкурса, утверждает состав экспертов и итоги Конкурса по каждой номинации.
Организационно-методическое сопровождение Конкурса осуществляет ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр».
Формирование экспертных комиссий по номинациям осуществляют федеральные организации дополнительного образования детей.
Сроки и порядок проведения Конкурса
Заочный федеральный (финал) этап Конкурс проводится с ноября по декабрь 2014 года.
Для участия в финале Конкурса до 10 ноября 2014 г. необходимо:
1. Заявку образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы (далее – Организация) (приложение 2), направить на адрес электронной почты ecobiocentre@mail.ru с пометкой в теме письма «Конкурс программ». После получения заявки, для субъекта Российской Федерации на Интернет-ресурсе «Банк данных дополнительных общеобразовательных программ» https://user1.saprinc.ru (далее – Банк программ) будет открыт личный кабинет образовательной организации и по указанному адресу выслан логин, пароль и инструкция для входа в личный кабинет и работы с ним.
2. После получения логина и пароля Организация в личном кабинете Банка программ до 15 ноября 2014 г. размещает:
решение (заключение) Организации о выдвижении дополнительных общеобразовательных программ для участия в финале Конкурса, включающее в себя:
наименование номинации;
название дополнительной общеобразовательной программы;
сколько лет автор (авторы) реализует данную программу, ее эффективность и результаты;
сведения об авторе (авторах) образовательной программы (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, должность, адрес и телефон образовательной организации и автора);
тексты авторских программ (в формате Microsoft Word).
Программы должны соответствовать Примерным требованиям к дополнительным общеобразовательным программам, представляемым на Конкурс (приложение 3).
Федеральные эксперты проводят анализ по критериям, указанным в приложении 4, выставляют оценки по каждому из них и делают краткое резюме. Руководители образовательных организаций и авторы программ могут ознакомиться с ними в Банке программ.
Подведение итогов Конкурса
Программы, набравшие на федеральном заочном этапе (финале) от 126 до 150 баллов – становятся Лауреатами Конкурса.
Программы, набравшие 100-125 баллов – становятся Дипломантами Конкурса.
Все программы, набравшие свыше 90 баллов размещаются на Интернет-ресурсе с пометкой участник (лауреат, дипломант) финала Конкурса.
Лауреатам и Дипломантам Конкурса рассылаются дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Всем авторам программ, размещенным в Банке, готовится соответствующее свидетельство и размещается на Интернет-ресурсе, откуда авторы программ
его могут скачать.
Справки по телефону: (495) 603 30 15 – Федеральный детский эколого-биологический центр;
8 (916) 638 54 27 - Калиш Ирина Викторовна, заместитель директора Федерального детского эколого-биологического центра.
Приложение 1
к Положению об XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
ОРГКОМИТЕТ
XI Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ
1. | Бостанджогло Михаил Михайлович | - директор ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», сопредседатель оргкомитета |
2. | Рыбынок Олег Викторович | - директор ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр», сопредседатель оргкомитета |
3. | Бобров Александр Евгеньевич | - генеральный директор АНО «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» |
4. | Калиш Ирина Викторовна | - заместитель директора ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» |
5. | Никулин Сергей Кириллович | - директор Федерального центра технического творчества учащихся |
6. | Федченко Николай Семенович | - директор ФГБОУ ДОД «Федеральная детско-юношеская спортивная школа» |
Приложение 2
к Положению об XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
Заявка
на участие в XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
Субъект Российской Федерации | ||
Образовательная организация, реализующая дополнительные общеобразовательные программы | ||
Фамилия, имя, отчество ответственного лица | ||
Телефон | ||
Адрес электронной почты | ||
Наименование выставляемых на конкурс программ, с указанием номинации | Наименование программы | Номинация |
Приложение 3
к Положению об XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным общеобразовательным программам,
представляемым на Конкурс
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает
их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей,
их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования).
В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:
формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе
из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов;
социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований.
Структура дополнительной общеобразовательной программы.
дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы (для педагога, детей).
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.
1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:
наименование образовательной организации;
когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;
Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной программы; отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
возраст детей, участвующих в ее реализации;
сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации дополнительной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через:
краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение может включать описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);
приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы..
6. Список использованной литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).
Приложение 4
к Положению об XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
Экспертный лист дополнительной общеобразовательной программы
«наименование программы»
Уважаемый эксперт!
Просим Вас оценить программу в баллах по каждому критерию, представленному в листе оценки, поставив знак «+» в графе, соответствующей Вашей оценке от 0 до 10.
№ | Критерий оценки | Балл оценки | ||||||||||
Соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы. Общая культура оформления программы. | ||||||||||||
Выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы. Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам. | ||||||||||||
Соответствие цели и задач программы и ее содержания. | ||||||||||||
Соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам и содержанию | ||||||||||||
Обоснованность продолжительности реализации программы | ||||||||||||
Обоснованность форм и режима организации занятий по программе | ||||||||||||
Соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей | ||||||||||||
Соответствие содержания программы заявленной цели и результату | ||||||||||||
Вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории | ||||||||||||
Интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия | ||||||||||||
Соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию | ||||||||||||
Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий | ||||||||||||
Обоснованность и обеспечение комфортности условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных; психолого-педагогических и др.) | ||||||||||||
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы | ||||||||||||
Значимость программы для ребенка, социума, системы образования | ||||||||||||
ИТОГО |
Инструкция к заполнению экспертного листа
При оценке программы и определении ранга балла, необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие фактов, подтверждающих соответствие программы требованиям предложенных критериев:
1. Соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы. Общая культура оформления программы. Предполагает учет существующих рекомендаций к разработке программ дополнительного образования детей в части отражения всех необходимых разделов и учета особенностей их оформления.
2. Выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы. Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам. В пояснительной записке программы должна быть указана актуальность программы, ее назначение и место в системе дополнительного образования детей; показано, какие государственные или ведомственные нормативные документы определяют и регламентируют образовательный процесс данной программы; на решение каких современных проблем и тенденций развития дополнительного образования она направлена, как учитывает их специфику; насколько опирается на региональный (территориальный) компонент и учитывают конкретный социальный заказ детей и родителей; какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения; показано, на какие современные тенденции в науке, технике, культуре, спорте опирается настоящая программа и в чем осуществляется развитие уже существующих традиций.
3. Соответствие цели и задач программы и ее содержания. При оценке соответствия целей и задач программы необходимо отметить, насколько
в комплексе представлены задачи обучения, воспитания, развития и направлены на достижение метапредметных и личностных результатов; насколько цель и задачи взаимосвязаны между собой дополняют или объясняют друг друга; какие задачи вынесены в приоритет (обучающие, развивающие, воспитательные, социально-педагогические, оздоровительные и т.д.), насколько это целесообразно
и обоснованно, в том числе, отражают цели и задачи ФГОС ООО и как целеполагание программы соотносится с предложенным содержанием.
4. Соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам
и содержанию. В оценке программы по данному критерию необходимо соотнести цель, задачи и результат между собой и определить степень их соответствия друг другу; определить, насколько результаты реализации программы диагностичны (реальны, конкретны, фиксируемы, отслеживаемы), многоуровневы (обоснованность выбора уровней результатов), соответствуют уровню субъектов образовательной деятельности (детей определенного возраста, пола, образовательных возможностей и т.д.); кроме того, важно определить соответствие результата основным функциям: образовательным (обучения, воспитания, развития) и (или) социально-педагогическим (оздоровления, социальной поддержки, адаптации и т.д.), а также уровень ожидаемого комплексного (интегрального) образовательного результата.
5. Обоснованность продолжительности реализации программы. Здесь необходимо оценить, насколько обоснована необходимость и достаточность продолжительности реализации программы в соответствии с ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей, на которых она рассчитана, ожидаемыми результатами; в том числе, в часах ее освоения в целом и количестве часов теории и практики.
6. Обоснованность форм и режима организации занятий по программе. Здесь важно обратить внимание на наличие описания режима занятий
и их организационных форм на основе аргументации с учетом существующих СанПиН, возрастных, психологических и социокультурных особенностей детей.
7. Соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей. Здесь необходимо оценить, насколько обоснованы цель, задачи, содержание, формы организации и ожидаемыми результаты экспертируемой программы относительно возраста детей и категории (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями и др.) детей, для которой она разработана.
8. Соответствие содержания программы заявленной цели и результату. Оценка по данному критерию предполагает отслеживание уровня соответствия содержания программы ее цели в рамках учебно-тематического планирования, при описании примерного содержания в основных разделах программы, этапах
ее освоения; необходимо оценить также, насколько отражен потенциал предмета
в соответствии с поставленной целью, масштаб и глубина учебного материала, ступенчатость, логичность изложения содержания, принципы его отбора.
9. Вариативность содержания программы, возможность выбора
и построения индивидуальной образовательной траектории. Оценивается разнообразие и возможность выбора содержания и форм деятельности
в образовательном процессе; возможность его варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации
в зависимости от уровня контингента, характера организационного режима, создание условий для доступности и возможности решать индивидуальные образовательные задачи; описание вариантов построения индивидуального образовательного маршрута в рамках программы.
10. Интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия. По данному критерию необходимо оценить степень межпредметных связей как внутри данной программы (связей между разделами программы), так и с другими программами и предметами (в том числе, в рамках ФГОС общего образования), ориентации ее содержания на разнообразные виды деятельности, уровень внешних связей (установления взаимодействия по программе с другими организациями или другими субъектами). Оценка по данному критерию должна включать отслеживание преемственности программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)), уровня преемственности
с обязательными предметами основной образовательной программы, которые дополняет данная программа; а также степень преемственности программы в рамках федеральных государственных требований дошкольного образования, стандартов профессионального образования, на освоение которого ориентирована данная программа.
11. Соответствие форм организации деятельности по программе цели
и содержанию. По данному критерию необходимо оценить уровень выбора форм
в соответствии с целью и содержанием программы; в том числе, подходов
к формированию групп; определения ступеней образовательного процесса; выбора специальных форм, методов, технологий, направленных на реализацию целей или направлений деятельности по программе.
12. Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий. Оценивается количество разнообразных технологий, используемых в образовательном процессе, уровень обоснования и описания их применения, степень творческого (поискового, исследовательский) компонента образовательного процесса в выборе методов и форм обучения, способов организации учебной деятельности.
13. Обоснованность условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных и др.). Оценка по данному критерию включает в себя отслеживание в тексте программы всего комплекса условий, необходимых для ее реализации, в том числе, методического обеспечении – уровень описания методик организации работы, дидактического материала, исследовательской и издательской деятельности по программе и др.; информационного обеспечения – уровень описания информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, способов получения и обработки информации и др.; материально-технического обеспечения – уровень обоснования необходимых материалов, оборудования, денежных средств и др.; кадрового обеспечения – уровень обоснования необходимости приглашения специалистов
по разным вопросам программы и др.
14. Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов программы. По данному критерию необходимо оценить уровень обоснования выбора критериев и технологий отслеживания результатов программы, количество
и описания технологий отслеживания, их необходимость и достаточность для оценки результативности образовательной деятельности.
15. Значимость программы для ребенка, социума, системы образования. Необходимо оценить значимость программы для ребёнка (практическая, предметно-практическая, профессиональная, социальная и др.) для социума (просветительская, социальная, экономическая и др.) для системы образования (для решения актуальных проблем региона, социального заказа государства и региона и др.),
а также степень отличия данной программы от других, похожих или близких
по содержанию.