Система программирования КуМир. Исполнитель Водолей




Обобщение и повторение.

Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов.

 

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.

Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), графически с помощью блок-схемы.

Словесная форма - последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка. (1.2.3 … n).

Для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:

Таблица 1 – Фигуры (блоки) блок-схемы

Название фигуры Изображение Обозначаемое действие (шаг) алгоритма
Овал Начало или конец
Параллелограмм   Ввод или вывод
Ромб   Условие для принятия решения о выполнении действия
Прямоугольник   Выполняемое действие

 

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма. Вот так, например, с помощью блок-схемы можно представить алгоритм действия человека при выполнении домашнего задания.

 
 

 


Рисунок 1 – Пример блок-схемы

Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.

Алгоритм разрабатывается для решения некоторого класса задач. При этом:

1) выделяются объекты, устанавливаются их свойства, отношения между ними, возможные действия с объектами;

2) определяются исходные данные и результат;

3) определяется точная последовательность действий исполнителя для перехода от исходных данных к результату;

4) действия описываются командами, понятными исполнителю.

 

Линейные алгоритмы

 

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным. Например, линейным является алгоритм приготовления бутерброда:

1. Отрезать ломтик хлеба

2. Намазать хлеб маслом

3. Отрезать ломтик сыра

4. Положить сыр на хлеб

С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так:

Рисунок 2 – Пример блок-схемы линейного алгоритма

Алгоритм с ветвлениями

 

В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.

Логику принятия решения можно описать так:

ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2> - полное ветвление.

Пример: Алгоритм действия человека при открытии входной двери (когда позвонили в звонок)

Подойти к двери

Спросить кто там?

Если человек знакомый

Открыть дверь

Иначе не открывать

В некоторых случая <действия 2> могут отсутствовать.

ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> - не полное ветвление.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.

Изобразим алгоритм действия человека при открытии входной двери (когда позвонили в звонок) в виде блок-схемы:

 
 


       
 
   
Нет
 

 

 


 
 


Да

 
 


Рисунок 3 – Пример блок-схемы неполного ветвления


Рисунок 4 – Пример полного ветвления

Алгоритм с повторением

 

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

 

Алгоритм с повторением или цикл - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Рисунок 5 – Пример алгоритма с повторением

Цикл будет повторяться ровно столько раз, пока туфелька не подойдет золушке.

 


 

Система программирования КуМир. Исполнитель Водолей

 

Интересный исполнитель водолей, в котором мы можем заниматься переливаниями. Те у нас есть сосуды каких-то размеров и нам нужно решить задачу, в которой нас просят, например оставить в одном из сосудов определенное количество литров.

Команды действий

алг наполни A (Наполняет колбу А)

алг наполни В (Наполняет колбу В)
алг наполни С (Наполняет колбу С)

 

алг вылей A (Выливает всю жидкость из колбы А)
алг вылей В (Выливает всю жидкость из колбы В)

алг вылей С (Выливает всю жидкость из колбы С)

алг перелей из A в B (Переливает жидкость из колбы А в колбу В до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе А закончилась,

- колба В заполнилась.

алг перелей из A в C (Переливает жидкость из колбы А в колбу C до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе А закончилась,

- колба C заполнилась.

алг перелей из B в A (Переливает жидкость из колбы B в колбу A до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе B закончилась,

- колба A заполнилась.

алг перелей из B в C (Переливает жидкость из колбы B в колбу C до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе B закончилась,

- колба C заполнилась.

алг перелей из C в A (Переливает жидкость из колбы C в колбу A до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе C закончилась,

- колба A заполнилась.

алг перелей из C в B(Переливает жидкость из колбы C в колбу В до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):

- жидкость в колбе C закончилась,

- колба В заполнилась.

 

 

Видеоурок по работе с данным исполнителем вы найдете по ссылке:

https://youtu.be/bFL0r-7E3VY

Давайте перейдем к примеру:

У нас есть три сосуда, 8,5 и 3 литра, и нам нужно перелить так, чтобы было 4 литра. Зеленым отмечено.

 


Домашняя работа

1. Повторить материал с 1 по 4 страницу;

2. Поработать в системе программирования КуМир с исполнителем Водолей (прислать результаты работы, на оценку).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: