Провайдеры логистических услуг (продолжение)




 

Компаний, оказывающих услуги 3PL-логистики, в России немного.

3PL-логистика - это комплексная логистика третьего поколения, в переводе с английского "логистика третьей стороны".

Наконец, 3PL-логистика - это такая организация логистических процессов, когда компания-заказчик обращается для выполнения комплекса необходимых услуг к одной или нескольким компаниям, являющимся 3PL-провайдерами, а те уже в свою очередь профессионально осуществляют все необходимые бизнес-процессы, обращаясь в случае необходимости к субподрядчикам, а также используя собственные логистические активы, как материальные, так и нематериальные (склады, автопарки, информационные ресурсы и т. д.), добиваясь при этом максимальной эффективности и минимальной себестоимости каждой операции.

Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь международных игроков, среди которых есть очень известные логистические компании. Например, компания FM Logistic Vostok осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 году, компания DSV, созданная в Дании в 1976 году, работает в России с начала девяностых. В Россию международные логистические операторы пришли вслед за крупными производителями продуктов питания и товаров народного потребления, а также их дистрибьютерами, которые в качестве партнеров на новом для себя рынке традиционно выбирали тех, с кем привыкли работать и на рынках других стран.

В свою очередь российские 3PL-провайдеры по происхождению отчетливо делятся на два типа. Одни образовались в результате эволюции транспортных и логистических компаний, другие выросли из транспортных и логистических подразделений крупных холдингов. В качестве примера компаний первого типа назовем таких крупных операторов, как "STS/RLS Logistics", "Интертерминал", среди компаний второго типа - логистические компании "Энерго", "Алиди", "Меридиан Логистик", "РБД" и другие.

Какова сейчас ситуация на рынке 3PL-логистики и какие перспективы, по мнению профессиональных игроков рынка, ждут эту отрасль?

Надо отметить, что большинство компаний, позиционирующих себя в качестве 3PL-оператора, не ограничивают свою деятельность исключительно оказанием 3PL-услуг. Доля дохода от 3PL-услуг может составлять у логистической компании всего 5-10 %, но может доходить и до 100%. Компания, которая поначалу заказывает обслуживание одной операции, со временем может стать заказчиком полного комплекса услуг. Среди клиентов, которые формируют основной спрос на услуги 3PL-логистики на российском рынке, можно выделить три основные группы: во-первых, это торговые сети и производители товаров народного потребления, во-вторых, нефтегазовый сектор, в-третьих, кластер производителей автомобилей и комплектующих.

На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают "тяжелые" логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать "интеллектуальные мускулы", осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования. Один из факторов успеха 3PL-оператора - готовность как можно глубже интегрироваться в бизнес-процессы заказчика.

Говоря о взаимоотношениях с заказчиками, все 3PL-операторы отмечают, что каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность компании гибко подходить к каждому клиенту - непременный фактор их успешного взаимодействия. В то же время одна из особенностей этого рынка - открытое нежелание многих 3PL-провайдеров называть своих ключевых клиентов. Так что говорить о прозрачности этого рынка пока что не приходится.

Надо отметить, что большинство компаний не ограничивают свою деятельность рамками одной отрасли, однако есть и такие, которые научились максимально эффективно работать в рамках узкой специализации.

3PL-провайдеры предлагают немало услуг добавленной стоимости, помимо основных: это и услуги по маркировке продукции, и упаковка продукции с маркировкой, а также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех "дочек" в одну систему) и т. д.

По-видимому, уже в ближайшем будущем более быстрыми темпами начнет расти рынок 3PL-логистики в регионах, в то время как в Москве конкуренция между 3PL-провайдерами будет усиливаться. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда логистические провайдеры устремляются в регионы России, в том числе и с населением менее 1 млн. жителей. Сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке более выгодна международным операторам, а российская логистика будет переживать сложные времена, которые закончатся слияниями и поглощениями.

Услуги 3PL-логистики становятся все более популярными в России, хотя пока что еще рано говорить о том, что этот рынок вышел из стадии формирования. По мере преодоления последствий мирового кризиса рынок 3PL-логистики в нашей стране ждут очень интересные перспективы, не учитывать которые не может ни одна логистическая компания.

Мировая теория логистики утверждает, что компанию можно признать 3 PL -провайдером, если она соответствует формуле

3PL = ТЭ + У ДС.,

где ТЭ – это транспортно-экспедиторские услуги, У ДС - услуги добавленной стоимости (погрузка/выгрузка, услуги по комплектации ассортимента, складские услуги, управление грузопотоками в цепи, маркетинговые и финансовые услуги).

Характерным признаком 3 PL -провайдера является сочетание собственных и привлеченных по субподряду активов. Дополнительный признак - наличие собственной агентской сети, обеспечивающей нарастание объемов услуг добавленной стоимости и экономию за счет масштаба.

Когда 3 PL -провайдер избавляется от транспортных и складских активов и специализируется на планировании и оптимизации логистических процессов в цепочке создания стоимости с помощью мощной информационной системы управления, то он может стать 4 PL -провайдером.

Возможные причины недовольства российскими 3 PL -провайдерами:

1. недостаточная скорость обработки товара;

2. недостаточные навыки работы с различными видами товаров (отсутствие опыта);

3. неоправданно большое внимание 3 PL -провайдеров к дополнительным услугам с высокой добавленной стоимостью (штрих-кодирование, системы идентификации товара и т.д.);

4. завышенные ставки аренды складской площади;

5. опасения из-за необходимости встраиваться в бизнес-процессы клиента - компании опасаются интегрировать "чужого" из соображений коммерческой тайны и пока не доверяют друг другу.

3PL-оператор должен иметь в собственности (или снимать в аренду):

— качественный автопарк (транспорт разного тоннажа) для перевозки как крупногабаритных, так и малогабаритных грузов;

— склады (по общепринятой классификации складских помещений — не ниже класса «B») для хранения любых товаров (от мебели до автомобильных покрышек);

— региональную складскую сеть для работы с филиалами компании-заказчика.

Современный 3PL-оператор имеет централизованную компьютерную базу данных для управления процессом предоставления услуг и контроля. В договоре 3PL-операторы обычно указывают факторы выплаты заказчику компенсации (например, если не удастся справиться со своей задачей согласно установленным нормативам) — 3PL-операторы берут на себя риски. Для контроля и координации работы операторы часто предоставляют клиентам рабочие места на весь срок оказания услуг.

Логистика четвертого уровня (fourth party logistics — 4PL) — внешняя и внутренняя логистика. Компания-провайдер, выполняя функции 3PL-провайдера логистических услуг, также принимает на себя выполнение функций планирования логистических операций, наем и координацию работы субподрядчиков других уровней, все связанные финансовые транзакции, ведение документации и т. д. Этот уровень развития логистического бизнеса является целью для всех крупных логистических компаний мира.

4PL (Fourth Party logistics) — слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера входят планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика.

Основные организационные структуры, отличающие 4PL-оператора от более низких уровней:

— отдел закупок (охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, включая оформление с ними договорных отношений, а также занимается решением проблем с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенным оформлением);

— отдел по управлению запасами (отвечает за пополнение партий товаров на основании информации от заказчика, а также контролирует уровень продаж товара через точки реализации);

— отдел бренд-менеджмента (проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика).

Главное отличие 4PL-провайдера — работа с организацией-клиентом на основе ERP-системы (компьютерной системы управления предприятием). Эта система способна свести к минимуму риски в логистической цепочке заказчика.

4PL - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов.

4PL-провайдер уже решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.

Для достижения их статуса необходимо включать полный перечень услуг:

1) организация полного цикла внешнего и внутреннего процесса транспортировки сырья, материалов, готовой продукции до конечных точек их потребления;

2) организация складирования материалопотока на собственных и/ или наемных складах;

3) контроль за уровнем запасов, разработка и внедрение оптимальных моделей управления уровнем запасов;

4) таможенное оформление;

5) страхование грузов;

6) информационное обеспечение логистического процесса;

7) организация погрузочно-разгрузочных работ на всех требуемых точках;

8) маршрутизация дистрибуционной системы;

9) документально-договорное обеспечение системы доставки;

10) проведение взаиморасчетов со всеми участниками логистического процесса;

11) флит-менеджмент автохозяйства заказчика.

4PL-операторы координируют планирование и управляют сетями поставок для обеспечения эффективных и активных сетей и поддержки других поставщиков услуг. Такие компании могут играть важную роль на быстроразвивающихся рынках в будущем, где они смогут повысить уровень эффективности, который пока недастаточно высок. 4PL-поставщики эпохи 2.0 содействуют работе компаний на фрагментированных рынках, поскольку перечень их сервисов основан на комбинировании логистических услуг, предоставляемых субподрядными логистическими компаниями. Компании 4PL 2.0 будут объединять даже самых мелких поставщиков логистических услуг и их услуги на быстроразвивающихся рынках, что обеспечит такие компании заказами, которые без поддержки 4PL-операторов 2.0 они могли не получить, а также повысит активность рынка логистики. Компаниям выгодно пользоваться развитыми сетями и опытом 4PL-операторов 2.0, которые помогают выбрать наилучшее логистическое решение каждому клиенту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: