РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Э. Т. А. ГОФМАНА И Н. В. ГОГОЛЯ.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Факультет филологического образования

Кафедра литературы и методики её преподавания

 

 

РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ В НОВЕЛЛАХ Э. Т. А. ГОФМАНА И ПРОИЗВЕДЕНИИ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ».

Доклад

по дисциплине «Проблемы взаимосвязи русской и зарубежной литературы»

направления 44.03.05 «Педагогическое образование

профили «Русский язык», «Литература»

 

Исполнитель:

Денисова Ю. (гр.ФЛ-РЛБ-41)

Проверила:

Сысоева Ю.Н.

канд. филол. наук, доцент.

 

 

Волгоград – 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Понятие «романтическое двоемирие»……………….……………………………………………….3

2. Реализация романтического двоемирия в творчестве Э. Т. А. Гофмана и Н. В. Гоголя……………………………………………….……………………..5

3. Заключение……….……………………………………………………….9

4. Список литературы.………………………………………………………10

 

 

ПОНЯТИЕ «РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ».

В начале XIX века в Германии зародилось литературное движение – романтизм. Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи [Ирлык, 2019]. Доминирующее значение в романтизме имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни. «В условиях феодального абсолютизма авторитет и общеэстетическая значимость Просвещения сохраняется и в XIX столетии. При всех различиях и противоречиях между романтиками и просветителями в Германии немецкие романтики не вступали в такие ожесточенные бои с просветителями, как это, например, имело место в 20-е годы во Франции. Напротив, именно ранние немецкие романтики создали в Германии подлинный культ Гёте, исходя при этом и в своей творческой практике из его эстетических позиций. Исторические принципы мышления Гердера, его исследования в области фольклора дали толчок будущему расцвету отечественной немецкой [34] фольклористике в деятельности романтиков. Многие существенные аспекты творческой практики и эстетики как Шиллера, так и Гёте свидетельствуют о том, что немецкий романтизм имел глубокие связи с поздним Просвещением и формировался в сложных синхронных взаимодействиях с ним» [Богословский, 1991].

Ранний романтизм представлен в творчестве йенской школы, которая была расцветом романтизма в Германии. Резиденцией школы был город Йена. Университет в Йене, в котором преподавали Шиллер и Гёте, пользовался славой. Также в йенском университете читал курсы Фихте. На романтиков оказывали влияние А. Шлегель и Шеллинг [Берковский, 2002].

Романтизм получил распространение в Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Культ разума сменился культом чувств. Истоком романтизма является сентиментализм.

Одним из признаков романтизма является романтическое двоемирие, представляющее собой противостояние реального мира и мира мечты. Идеал кажется недосягаемым, а действительность – неприемлемой, вследствие чего у романтических героев возникает внутренний конфликт, приводящий к трагическим последствиям (передозировка одурманивающими веществами, самоубийство, сумасшествие).

И. П. Никитина в книге «Эстетика» отмечает: «Романтик, воплощая в себе жажду жизни, жажду разносторонности, являясь четкой вольной личностью, всегда стремится от предела к Запредельному и Беспредельному. От данной черты ко многим линиям Нового. Романтики являются тем бродилом, которое, разрушая старое, создает новое. Их родина никогда им недостаточна. Их родина – не их родина, а бег души к вечной родине мыслящих и красиво творящих. Это выражается в романтиках и внешне. Любя Землю как планету не в частичном минутном ее лике, а в звездно-небесном ее предназначении, они жадно устремляются к новым, еще не познанным ее частям, к иным странам, к чужим краям. Причем для романтика важно не столько достижение, обладание, сколько само по себе стремление» [Никитина, 2013, С. 520].

Неприглядной действительности романтики предпочитают мир экзотики, дальних стран. Для Гёте идеальным миром становится Италия, для Байрона и Шелли – Швейцария, Италия, Эллада, для Гофмана – сказочный Джиннистан и мифологическая Атлантида.

Романтическому двоемирию подвержены люди, связанные с музыкой и живописью. Это можно увидеть в новеллах Э.Т. А. Гофмана и «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

 

РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Э. Т. А. ГОФМАНА И Н. В. ГОГОЛЯ.

А. Карельский отмечает: «Имя Гофмана связывалось прежде всего со знаменитым принципом «двоемирия» - романтически заостренным выражением вечной проблемы искусства, противоречия между идеалом и действительностью, «существенностью», как говаривали русские романтики. «Существенность» прозаична, то есть мелка и убога, это жизнь неподлинная, недолжная; идеал прекрасен и поэтичен, он – подлинная жизнь, но он живет лишь в груди художника, «энтузиаста», действительностью же он гоним и в ней недостижим. Художник обречён жить в мире собственных фантазий, отгородившись от внешнего мира защитным валом презрения либо ощетинившись против него колючей броней иронии, издевки, сатиры. И в самом деле, таков как будто Гофман и в «Кавалере Глюке», и в «Золотом горшке», и в «Собаке Берганце», и в «Крошке Цахесе», и в «Повелителе блох», и в «Коте Мурре» [Карельский, 1991, C. 3-25].В новелле «Дон Жуан» главный герой попадает на оперу В. А. Моцарта «Дон Жуан». Воплощением идеального становится донна Анна. Главный герой так описывает героиню: «Донна Анна недаром противопоставлена Дон Жуану — она тоже щедро одарена природой: как Дон Жуан в основе своей — на диво мощный, великолепный образец мужчины, так она — божественная женщина, и над ее чистой душой дьявол оказался не властен. Все ухищрения ада могли погубить лишь ее земную плоть». Она исчезает, когда звенит театральный колокольчик. Герой слышит голос донны Анны: «Мне почудился голос Анны: «Non me dir bell'idol mio!» Словно откуда-то очень издалека на крыльях нарастающих звуков призрачного оркестра долетел он до меня. Раскройся, далекое неведомое царство духов, край чудес Джиннистан, где в неизъяснимой благодатной скорби, как в величайшей радости, для восхищенной души с переизбытком исполняется все обещанное на земле! Позволь мне вступить в круг твоих пленительных видений. Пусть сон, твой вестник, которого ты посылаешь навеять на смертных ужас или осчастливить их, — пусть, когда я усну и тело будет сковано свинцовыми путами, пусть унесет он мой дух в эфирные селения!» Джиннистан в арабских сказках – это фантастическая страна, в которой обитают духи, а в романтической поэзии – страна грёз. Там, по мнению главного героя, существует воплощение идеального.

« Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии - это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами «музыкант», «артист», «художник» Гофман определяет не профессию, а романтическую личность, человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой - непременно мечтатель и фантазер, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила любви и созидающей фантазии помогает ему возвыситься над окружением, чуждым его духу» [Чавчанидзе, 1981, С. 4-12].

В сказке «Золотой горшок» роль романтической личности отведена студенту Ансельму. Он подвергается насмешкам за способность грезить наяву. Он стремится познать мир чудес, и этот мир открывает ему свои тайны. Воплощением идеального здесь становится зелёная змейка Серпентина, дочь архивариуса Линдгорста, который на самом деле является саламандром. Когда Ансельм забывает о Серпентине, он понимает, что место надворного советника и женитьба на Веронике, дочери своего покровителя будет наказанием за измену себе. В конце сказки Ансельм женится на Серпентине и поселяется в Атлантиде, которая является идеальным миром.

Художники способны видеть то, что недоступно другим. В сказке «Щелкунчик и Мышиный король» романтической личностью является девочка Мари. Она видит красоту в Щелкунчике. Дроссейльмейер, друг семьи Штальбаум, рассказывает Мари сказку о твёрдом орехе. Щелкунчик оказывается прицем, который смог расколоть орех и вернуть принцессе Пирлипат, но превратился в Щелкунчика, так как обряд раскалывания ореха был прерван королевой Мышильдой. Возвращение прежнего облика принцу возможно с помощью любви. На это способна Мари. Она также попадает в Страну Сказок – идеальный мир – через отцовскую лисью шубу, однако это оказывается сном, а родители не верят её рассказу.

В произведении Н. В. Гоголя «Невский проспект» Пискарёв – художник не только по профессии, но и по мироощущению. Он наделён чувствительностью, мечтательностью, чувством прекрасного. Встретив на улице брюнетку, он понимает, что она является его идеалом. Пискарёв наделяет её чистотой и верит, что она – та единственная, которую он искал и с которой хочет создать семью. Однако последовав за брюнеткой, он обнаруживает, что попал в публичный дом, а его возлюбленная оказывается падшей женщиной. Пискарёв не хочет в это верить, и у него случается внутренний конфликт. Ему снится бал, где он видит брюнетку среди танцующих пар, но сон обрывается. Пискарёв не хочет расставаться со своей мечтой и начинает употреблять одурманивающие вещества, чтобы снова увидеть брюнетку в том образе, который он на неё примерил. Он идёт к её дому, чтобы сделать предложение и убедить отказаться от той жизни, которой живёт брюнетка, но получает отказ. Пискарёв не смог воплотить мечту в реальность, поэтому погибает.

Романтическим героям противопоставлены приземлённые герои. Студенту Ансельму противопоставлена Вероника, Пискарёву – поручик Пирогов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Одним из признаков романтизма является романтическое двоемирие – разлад между миров реальным и миром идеальным. Мир мечты противопоставлен серой действительности. Для Гёте идеальным миром была Италия, для Байрона и Шелли – Швейцария и Эллада, для Гофмана – Джиннистан и Атлантида.

Героями новелл Гофмана становятся люди искусства. Словами «художник», «музыкант» определяется романтическая личность, способная видеть за тусклой действительностью светлый мир, недоступный обывателям. Романтическими личностями можно назвать главного героя произведения «Дон Жуан», студента Ансельма («Золотой горшок»), Мари («Щелкунчик и Мышиный король»).

Романтическим героям противопоставлены герои с приземлёнными интересами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Берковский Н.: Лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с.

2. Ирлык А. Романтизм в литературе - основные черты, признаки и жанры направления. 2019.

3. История зарубежной литературы ХIХ века. Авторы: В. Н. Богословский, А. Ф. Головенченко, А. С. Дмитриев, Н. П. Козлова, Б. И. Колесников, В. А. Миловидов, Е. Г. Петраш, Е. А. Петрова, В. Г. Прозоров, Н. А. Соловьева, Л. В. Спицына, Б. Ф. Стахеев. М.: Высшая школа, 1991. 637 с.

4. Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман / Вступ.ст. в кн.: Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. – В 6т., Т 1. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 3-25.

5. Никитина, И. П. Эстетика: учебник для бакалавров / И. П. Никитина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 676 с.

6. Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана /Вступ.ст. в кн.: Э.Т.А. Гофман “Золотой горшок” и другие истории. – М.: Издательство "Детская литература", 1981. – С. 4-12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: