Исследование уровня функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естественных наук
Примеры заданий
Читательская грамотность
Прочитайте тексты и выполните задания 1 – 6 и С1. |
В воскресенье пять студентов из Англии приехали в Москву. Туристы решили вечером осмотреть достопримечательности города. В интернете они нашли объявление:
Приглашаем на смотровую площадку
в Храме Христа Спасителя!
Между двумя колокольнями Храма Христа Спасителя на высоте 40 метров расположены четыре смотровые площадки. Посетители поднимаются к ним на лифте в составе экскурсионных групп.
Во время экскурсии Вы услышите рассказ о храме, увидите вблизи колокола и звонницы, а также купол храма. Перед Вами откроется великолепный вид на Кремль и Новый Арбат, Поклонную гору и Парк имени Горького.
| ||||||
На других сайтах туристы прочитали дополнительную информацию о Храме Христа Спасителя. | ||||||
Сайт 1. Храм Христа Спасителя в Москве – это памятник русскому народу за его мужество и героизм во время Отечественной войны 1812 года. | ||||||
Сайт 2. Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 годы. Средства собирались по всей России. | ||||||
Сайт 3. После революции храм был разрушен. Сохранились свидетельства о том, как построенный на века храм пришлось взрывать несколько раз. Вместо него построили огромный бассейн «Москва». | ||||||
Сайт 4. В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. В 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. В новом храме есть некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса. | ||||||
Сайт 5. Очевидцы в XIX веке сравнивали великолепный фасад храма с огромным белым айсбергом. Белоснежный фасад храма Христа Спасителя издалека бросался в глаза. Рядом с храмом была разбита площадь и устроена набережная. К реке спускалась широкая лестница, у которой была установлена "иордань" – место для проведения церемоний водного освящения. | ||||||
Сайт 6. Высота от основания до креста Храма в XIX в. составляла 103,5 м. Толщина стен достигала 3 м 20 см. В плане храм имел форму равноконечного креста. Облицовка стен была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. В двойных стенах были проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. Здесь были размещены 177 мраморных плит с описаниями событий войны 1812 года. | ||||||
|
1 |
Сколько денег требуется группе английских студентов, чтобы купить входные билеты?
Ответ: _________________ рублей.
2 |
Сможет ли группа английских школьников в запланированное время посетить смотровую площадку в Храме Христа Спасителя?
1) | нет, так как вечером кассы будут закрыты |
2) | да, так как экскурсии проводятся ежедневно |
3) | нет, так как вход запрещён для иностранных граждан |
4) | да, так как они успеют совершить экскурсию до закрытия касс |
Какой из перечисленных ниже объектов предлагают осмотреть со смотровой площадки организаторы экскурсии?
|
1) | Подмосковье | 2) | Кремль | 3) | Старый Арбат | 4) | всю Москву |
4 |
Выберите все утверждения, которые не соответствуют содержанию текстов о Храме Христа Спасителя, и обведите их номера.
1) В храме четыре смотровые площадки.
2) Храм был заложен в честь победы над Наполеоном.
3) Обходные коридоры – это дорожки вокруг здания с внешней стороны храма.
4) В новом храме отсутствуют старые детали, так как после революции храм был взорван.
5) В конце XX века строительство храма заняло больше времени, чем в XIX веке.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: ______________.
5 |
Укажите номера сайтов, выдержки из которых содержат информацию об архитектуре Храма Христа Спасителя, построенного в XIX веке.
1) | 4, 5 | 2) | 5, 6 | 3) | 4, 6 | 4) | 3, 5, 6 |
6 |
Укажите выражение, которое не является синонимом к фразеологизму «бросаться в глаза».
1) | привлекать внимание своим видом |
2) | быть заметным |
3) | останавливать на себе чей-то взгляд |
4) | кинуть что-либо в лицо |
C1 |
Прочитайте отрывок из стихотворения «Храм Христа Спасителя» Н.В. Арнольда:
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.
С каким чувством поэт писал о разрушении Храма Христа Спасителя?
Используя информацию с сайтов 1 – 6, назовите факт, который подтверждает обоснованность этого чувства.