по учебной дисциплине «Практическая педагогика»




КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ (2017г.)

 

 
 


Учебная дисциплина: «Практическая педагогика»

Преподаватель: Серёгина О.С., канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой педагогики

Вопросы к экзамену

по учебной дисциплине «Практическая педагогика»

 

1. Охарактеризуйте классно-урочную технологию обучения

2. Охарактеризуйте технологию поэтапного формирования умственных действий

3. Охарактеризуйте технологию модульного обучения

4. Охарактеризуйте технологию обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова

5. Охарактеризуйте технологии развивающего обучения

6. Охарактеризуйте технологию развития критического мышления

7. Охарактеризуйте технологию решения изобретательских задач

8. Охарактеризуйте технологию проектного обучения

9. Охарактеризуйте технологию проблемного обучения

10. Охарактеризуйте технологию игровой деятельности

11. Охарактеризуйте интерактивные технологии

12. Охарактеризуйте технологию программированного обучения

13. Охарактеризуйте технологию групповой деятельности

14. Охарактеризуйте технологию разноуровневого обучения

15. Охарактеризуйте технологию коллективного взаимодействия

16. Охарактеризуйте технологию индивидуализации обучения

17. Охарактеризуйте гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили

18. Охарактеризуйте технологию воспитания на основе системного подхода

19. Охарактеризуйте технологию педагогической поддержки О.С. Газмана

20. Охарактеризуйте технологию «Педагогические мастерские»

21. Охарактеризуйте технологию создания ситуации успеха

22. Охарактеризуйте технологию проведения этической беседы

22. Охарактеризуйте технологию проведения «круглого стола»

23. Охарактеризуйте технологию проведения гостиной

24. Охарактеризуйте технологию проведения игры-путешествия

25. Охарактеризуйте технологию проведения фестиваля

26. Охарактеризуйте технологии организации деятельности

27. Охарактеризуйте технологию педагогического взаимодействия с родителями школьников

28. Охарактеризуйте технологию профориентационной работы со школьниками

29. Охарактеризуйте педагогическое проектирование

30. Охарактеризуйте технологию создания ситуации успеха

31. Предложите формы участия обучающихся в соуправлении общеобразовательной организацией. Аргументируйте, как при этом обеспечить их активность?

32. А.С.Макаренко утверждал: «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, кто как хочет».

Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы «за» и «против». Как руководитель образовательного учреждения может добиться единства в деятельности педагогического коллектива?

33. Предложите модель поведения руководителя общеобразовательной организации:

а) во время разговора с родителями неуспевающего ученика;

б) во время вручения награды одному из педагогов.

34. Какие формы повышения квалификации педагогических кадров вы считаете наиболее продуктивными?

35. Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями и определитесь в собственном мнении по вопросу о природе педагогического мастерства.

· Не нужно иметь педагогический талант. Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания… Но я научился. Я сделался мастером своего дела … (А.С.Макаренко).

· Деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта (П.Ф.Каптерев).

36. Закончите высказывание: «Я думаю, хороший директор школы – это тот, кто …».

37. Сформулируйте требования к оказанию консультативной помощи по социальной защите прав детей.

38. Поразмышляйте, ребенок имеет определенные права или он полностью зависит от семьи, общества, государства и, пока маленький, не имеет никаких самостоятельных прав?

39. Поразмышляйте над приведенным ниже высказыванием: «Система бонн и гувернеров, постоянных надсмотрщиков и зудильщиков давно провалилась, не создав в истории ни одной яркой личности. Лучшие, живые дети всегда вырывались из этой системы. Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле».

Прав ли А.С.Макаренко? Почему Вы так думаете? Как этот тезис выдающегося педагога можно соотнести с влиянием Арины Родионовны на А.С. Пушкина, со стремлением современных обеспеченных людей иметь для ребенка гувернанток, домашних воспитателей?

40. Найдите в книге Я. Корчака «Как любить ребенка» составленную автором декларацию прав ребенка и подумайте, согласны ли Вы с ней. Какие права Вы бы убрали или добавили?

41. Назовите, как называется технология обучения, включающая следующие понятия: «Сотрудничество, коллективное взаимодействие, проблемность, управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых, вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность». Аргументируйте свой ответ.

42. В.А. Сухомлинский писал: «Исследовательский элемент обучения – очень важное условие возвеличивания человека. Без проявления умственных сил, без напряжения мысли невозможны интеллектуальная жизнь личности и коллектива, невозможен обмен духовными богатствами. Уроки для подростка интересны лишь в том случае, если они объединяются в его сознании как единая тропка в познании мира и объединяющим началом является исследование ». Определите, о какой технологии обучения идет речь в данном высказывании? Какова его суть?

43. Дайте определение понятию «педагогическая технология»; охарактеризуйте понятия «методика обучения» и «технология обучения», что в них общего и чем они отличаются?

44. Предложите систему проблемных заданий для урока русского языка в 5 классе.

45. Определите, на каком из уровней описания педагогической технологии определяется ее содержание:

а) концептуальном;

б) процедурном;

в) предметном;

г) материализации технологии.

46. Как разработчику авторской технологии обучения Вам нужно выделить все ее звенья. Добавьте пропущенное звено.

а) целеполагание;

б) дидактические средства;

в) …

г) диагностика.

47. Назовите афоризмы, которые могут звучать как правила проблемной беседы.

48. Покажите на конкретном примере использование технологии педагогической поддержки.

49. Приведите пример педагогической задачи на социализацию и предложите варианты ее решения.

50. Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Какие из них кажутся Вам наиболее убедительными и почему? Может ли существовать педагогическая наука без педагогической практики и наоборот? Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

а) «Педагогика не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств… Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества » (К.Д.Ушинский);

б) «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела » (Л.Н.Толстой);

в) «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде отдельных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика » (П.П.Блонский);

г) «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности » (К.Д.Ушинский).

51. Поразмышляйте, в чем специфика технологий управления педагогическим процессом в поликультурной образовательной среде.

52. Познакомьтесь с предложенной ниже ситуацией и предложите способы эффективного педагогического воздействия для регулирования протекания педагогического процесса.

Ситуация: «Получив двойку на уроке, учение шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя».

53. Познакомьтесь с предложенной ниже ситуацией и предложите способы эффективного педагогического воздействия для регулирования протекания педагогического процесса.

Ситуация: «Учитель ходит в класс со звонком и начинает урок. В классе тихо звучит музык. Учитель несколько повышает голос, музыка усиливается».

54. Покажите необходимость использования в управленческой деятельности таких «непопулярных» методов, как принуждение, предупреждение, выговор по отношению к воспитаннику.

55. Ориентируясь на признаки педагогической технологии, докажите, что организация коллективной творческой деятельности является именно технологией, а не каким-либо другим педагогическим феноменом.

56. Что означает положение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что семья – это субъект образования? В чем это может проявляться?

57. Познакомьтесь с предложенной ниже ситуацией и ответьте на вопросы.

Ситуация: «Учительнице начальных классов во время проведения первого урока позвонили на мобильный телефон соседи и сообщили, что в ее квартире авария и заливаются все нижние этажи. Она попросила детей сидеть тихо, а сама ушла домой. Вернулась в школу, когда в первой смене закончились занятия. Детей в классе не было, они уже ушли домой. Но как выяснилось позже, во время ее отсутствия двое мальчиков подрались, один из них упал и сломал руку».

Есть ли основания в данной ситуации говорить об однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей? Как должна была бы поступить учительница? Какими могут быть действия руководителя образовательной организации в данной ситуации?

58. Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом письма заместителя директора одной из школ.

Фрагмент письма: «Школа катится в тар-тарары. Мы постоянно с кем-то судимся. Теперь начинается очередной суд с двумя родителями второклассников, которым не понравилось, что их детей оставили на второй год. Вчера было первое заседание суда, в ходе которого выяснилось, что они даже бумаги правильно не смогли оформить. В общем, всё это будет продолжаться не один месяц. Если иск удовлетворят, то мы каждый год будем судиться с родителями и выплачивать ущерб. Какой надо сделать вывод: учится ребенок – не учится, закрывай глаза и переводи в другой класс».

Всегда ли оправдано обращение субъектов образовательных отношений к правовым регуляторам этих отношений? Каковы возможные последствия (позитивные и негативные) постоянного обращения педагогов, обучающихся и их родителей к закону в различных ситуациях педагогического взаимодействия для урегулирования образовательных отношений?

59. Какие характеристики присущи любому системному объекту? Как они отражаются в воспитательной деятельности педагога?

60. Прочтите описание данной ниже педагогической ситуации. Как вы предлагаете продолжить ситуацию: как следует поступить педагогу, что сказать детям?

Ситуация: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: «А разве можно рвать хризантемы?»

Список основной и дополнительной литературы

по дисциплине «Практическая педагогика»

 

а) основная учебная литература:

1. Педагогика [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров / под. ред.

Пидкасистого П. И. - 3-е изд., испр. и доп. - Эл. текстовые данные. - М.: Издательство

Юрайт, 2015. – 511 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – Режим доступа:

https://biblio-online.ru/thematic/?9&id=urait.content.14F1BD92-A1D1-449C-8A04-

F7749EA55427&type=c_pub

2. Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с.: 60x88 1/16. - (ВО: Бакалавриат). (о) ISBN 978-5-369-01095-2, 100экз. https://znanium.com/bookread2.php?book=480767

3. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

 

б) дополнительная литература

(справочно-библиографическая, периодические издания):

 

  Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / В.С. Зайцев – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с.
  Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко – Москва, Народное образование, 2005.- 556 с.
  Бейзеров, В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 84 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62950 — Загл. с экрана.
  Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 229 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1583-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275106
  Энциклопедия педагогических ситуаций [Текст] / [Н. А. Виноградова и др.; под редакцией Н. В. Микляевой]. - Москва: Сфера, 2011. - 126, [1] с. - (Приложение к журналу "Управление ДОУ"). - Библиогр.: с. 124. - ISBN 9785994904473
  Загвязинский, В. И. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. - Москва: Академия, 2011. - 351 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 9785769571619
  Педагогика [Текст]: учебник для вузов: [16+] / [Крившенко Л. П. и др.]; под редакцией Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2012. - 428, [1] с. - ISBN 978-5-392-02729-3
  Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина; Московский педагогический государственный университет. - Москва: Юрайт, 2012. - 332, [4] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - ISBN 978-5-9916-2050-5
  Осокина, О.М. Интерактивные технологиии в обучении [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. А.Н. Ростовцева. - Новокузнецк: Редакционно-издательский отдел КузГПА, 2011. - 138 с. - Библиогр.: с. 133. - ISBN 9785851175770
  Бабина, Н.Ф. Выполнение проектов: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Бабина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 77 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3929-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276774
  Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1586-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275102

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: