Указательный, большой, мизинец




РУЧНАЯ ИГРОТЕКА

 

Если в предыдущих примерах реализации метода выделения ведущего атрибута такие качества используемых предметов, как дешевизна и доступность понимались как очень близкие по смыслу и практически синонимичные, то в данном примере это не так. Дело в том, что в качестве игрового атрибута здесь мы предлагаем использовать руки (ладони, кисти, пальцы) самих игроков – это крайне доступный «материал» (руки у человека всегда «с собой»), но, при этом, и крайне дорогой (по сути бесценный). Следовательно, многие из приемов конструирования, примеры которых приведены ранее, неприемлемы по отношению к данному игровому атрибуту (например, в отличие от спичек, руки нельзя ломать, сжигать, выбрасывать, их сложно спрятать, количество их ограничено и пр.).

Качества руки (кисти, ладони, пальцев) как игрового атрибута также многообразны, что является мощным и неиссякаемым источником для разработки различных игровых форм:

- руки две, одна из которых правая, другая – левая;

- на каждой руке – по пять пальцев, каждый из которых имеет своё название (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец);

- несмотря на то, что количество и названия рук и пальцев одинаковы для всех людей, они различаются по многим показателям: длина и толщина пальцев, форма ногтей, цвет, наличие или отсутствие шрамов и царапин, температура, степень влажности или сухости и пр.;

- отпечатки ладоней и пальцев у разных людей неповторимы;

- на них можно рисовать или что-либо надевать;

- пальцы и кисти рук определенным образом сгибаются;

- люди могут легко управлять своими руками, кистями и пальцами;

- из них можно складывать разнообразные фигуры, всячески размещая их в пространстве;

- как уже отмечалось – и это, пожалуй, является самым главным достоинством данного игрового атрибута – руки у человека всегда с собой.

Варианты:

Я на ладони

Это, по сути, игровойприём, который может быть использован, к примеру, при проведении такой формы, как «огонёк» (по итогам прошедшего дня или смены в лагере, по итогам проведенного коллективом дела, «огонёк» знакомства и т.п.). Можно предложить разные варианты названий такого «огонька»: «Моё сегодняшнее Я », «Ручное Я », «Я на ладони» и пр. Хотя, можно проводить этот вариант и как самостоятельную психологическую, креативную игру.

Суть игры заключается в том, что участникам предлагается не просто сказать о себе (или о себе в течение прошедшего дня, смены и т.д.), а используя при этом так называемые «пальцево-кистевые образы». Участники, складывая ладони и пальцы определенным образом, интерпретируют получившиеся фигуры относительно себя. Например, если участник хочет сказать о себе, что он в течение прошедшего дня был во многом закрыт для остальных, то он может сложить ладони таким образом, чтобы получились слегка приоткрытые «створки».

Разумеется, участники не только показывают эти фигуры, но как можно подробнее комментируют их остальным. Хотя возможен и такой вариант: участник показывает фигуру-образ, а остальные участники интерпретируют и комментируют увиденное ими, на что, в свою очередь, получают ответ от участника, представляющего фигуру-образ.

Если такая игра проводится часто (например, в течение лагерной смены на каждом вечернем «огоньке»), то ребята не только думают в течение дня о том, как они представят себя вечером (какой используют образ, выраженный в пальцевой фигуре). Они также наблюдают за другими членами группы, чтобы затем иметь возможность правильно интерпретировать их фигуры-образы. Таким образом, игра развивает не только креативные способности (образность и оригинальность мышления), но способности к многоаспектному самоанализу и творческой интерпретации, внимание к мелочам и наблюдательность, память.

Ручной алфавит

Участники игры по кругу складывают пальцы и ладони таким образом, чтобы получались буквы. Каждую букву может делать как один человек, так и двое, трое одновременно. Буквы делаются в алфавитном порядке: «А», «Б», «В» и т.д. Оценивается оригинальность и соответствие получившихся фигур показываемым буквам.

Ручной язык

Это вариация предыдущей игры, но здесь необходимо показывать фигуры отдельных часто употребляемых в речи слов или даже целых фраз.

Живые ценности

Также вариация предыдущего варианта. Принципиальное отличие заключается в том, что слово-образ обязательно показывается микрогруппой (3-7 человек). Кроме того, отличие в том, что показать нужно не просто слово, а образ какой-либо общечеловеческой ценности: «мир», «любовь», «дружба», «вдохновение» и др. Также необходимо представлять не статичный, а движущийся («живой») образ.

Данная форма может быть использована в педагогическом процессе не только как средство развития творческих способностей, пространственного мышления и средство развития коллектива, то есть, как средство интеллектуального и социального воспитания. Это ещё и достаточно эффективная форма нравственного воспитания. Также игра может быть и средством осуществления диагностики развития коллективных ценностей.

Пальчиковая борьба

Игра проводится в парах. Два игрока садятся или становятся напротив друг друга и, повернув ладони перпендикулярно полу пальцами вперед, сцепляются пальцами (всеми пальцами, кроме большого). Большие пальцы при этом смотрят наверх.

По команде ведущего или по общей команде игроки начинают «бороться» большими пальцами. «Борьба» заключается в том, чтобы попытаться прижать своим большим пальцем большой палец соперника. Если одному из игроков это удаётся, то он считается победителем.

Игра может проводиться несколько раз подряд. Также можно устраивать самые настоящие соревнования по «пальчиковой борьбе»: победители соревнуются друг с другом до тех пор, пока не определится один победитель.

Использование данной игры особенно целесообразно в ситуациях, когда необходимо нейтрализовать возможные выплески агрессии или «лишней» энергии, а также в ситуациях, когда необходима короткая, но динамичная разминка пальцев рук (во время лекции или другого вида деятельности, требующей длительного и однообразного напряжения пальцев и рук).

Ручная картина

Участники делают коллективные картины (именно делают, а не пишут), используя вместо кистей, карандашей и фломастеров ладони и пальцы. При этом они не просто размазывают краски по бумаге. Картины можно делать, только используя отпечатки ладоней и пальцев. То есть получается своего рода мозаика из отпечатков ладоней и пальцев. Разумеется, что картины должны иметь определенный смысл, на них должны быть ясно видны конкретные образы (люди, дома, деревья и пр.), а не представлять собою просто хаотичное нагромождение разноцветных отпечатков.

Можно разнообразить игровое задание, например:

- каждый член команды «художников» может делать отпечатки какого-либо определённого цвета (это ещё и удобно);

- задание выполняется молча (в течение всей игры или только на этапе, когда уже прошло обсуждение и делается сама картина);

- участники должны нарисовать картину, название которой им даёт ведущий игры;

- картина делается только из отпечатков пальцев (или, наоборот, только из отпечатков ладоней).

Можно также предложить выполнять игрокам все эти задания одновременно.

В случае, если получившиеся картины оцениваются, жюри или ведущий ориентируются на такие критерии, как оригинальность, красочность, натуральность (на картинах изображаемый образ узнаваем), а также согласованность совместных действий группы и уровень взаимопонимания в процессе выполнения задания.

Волшебная ладонь

Известное игровое упражнение. Для данного игрового упражнения потребуются листы бумаги формата А4 и ручки (карандаши) по числу участников. Игра проводится в группе, где участники достаточно хорошо знают друг друга. Игру целесообразно проводить с участниками подросткового возраста и старше.

Каждый участник кладет свою ладонь на лист бумаги и обводит ее ручкой. Затем внизу листа он пишет свою фамилию и имя. Ведущий собирает эти листы и перемешивает, после чего вновь раздаёт их участникам (или они сами вытягивают листы из стопки, но тогда им не должны быть видны надписи на листах). Предполагается, что каждому участнику достанется лист не с его рисунком ладони. Если же участнику достался его лист, ведущий должен заменить его на другой лист.

После того, как участники получили листы с чьими-то ладонями, им предлагается сделать следующее:

- внутри каждого пальца написать положительные качества того человека, чья ладонь изображена на листе,

- внутри собственно ладони написать своего рода пожелания относительно саморазвития и совершенствования человека («Желаю тебе стать более раскованным в общении с незнакомыми людьми, чаще улыбаться и меньше говорить о проблемах»),

- за пределами ладони написать какие-либо слова благодарности этому человеку (возможны и другие варианты – что готов подарить этому человеку, в чем готов помочь ему, предложения о сотрудничестве и т.п.).

Далее возможны два варианта проведения данного игрового упражнения:

- ведущий собирает листы и раздает их тем, чьи руки нарисованы на них – в этом варианте участники могут не знать того, кто писал на их листах;

- участники сами отдают листы.

Разумеется, что в конце этого игрового упражнения обязательно должно быть обсуждение написанного и прочитанного.

Угадай по ладони

Каждый участник оставляет на листе бумаги отпечаток своей ладони. Также он оставляет на листе какой-либо знак, по которому он затем сможет узнать свой лист. Затем листы перемешиваются и раздаются всем участникам. Задача игроков заключается в том, чтобы найти хозяев этих отпечатков. Оценивается как правильность, так и быстрота выполнения задания.

Ладушки

Участникам предлагается играть в самые обыкновенные... «ладушки», но с определёнными вариациями, например:

- Играя в «ладушки», участники должны одновременно разговаривать на определённую тематику, задавать друг другу вопросы и отвечать на них и т.п.

- Играя в «ладушки», участники должны одновременно танцевать, приседать, передвигаться по игровой площадке и т.п.

- Играют сразу трое или больше человек (они стоят в кругу).

- Усложнение предыдущего варианта: игрокам даются номера; когда ведущий называет один из этих номеров, участник под этим номером выходит из игры и через некоторое время (несколько секунд) возвращается в неё вновь, но игра при этом продолжается.

Стыковка

Два участника встают друг напротив друга (на расстоянии примерно 1 метр) и закрывают глаза. Затем они сгибают в локтях руки и выставляют вперёд указательные пальцы. Эти два участника играют роль «космических спутников», которые должны осуществить «стыковку» в космосе. «Стыковка» считается осуществлённой, если конец указательного пальца правой руки одного игрока соединяется с концом указательного пальца левой руки другого игрока и, соответственно, наоборот.

Кроме того, движением «спутников» управляют «операторы». Это игроки, которые наблюдают за «спутниками» со стороны и дают им управляют «стыковкой» с помощью соответствующих команд. «Операторы» могут помогать «спутникам» только словами, не управляя ими физически (например, направляя руку или поворачивая туловище). «Спутники» могут совершать только те действия, которые определены «операторами» («правая рука вниз», «левая рука вперед» и т.п.) и только в той степени, в какой это определено «операторами» («правую руку вправо примерно на 10 сантиметров» и пр.). Ведущий игры следит за тем, чтобы «спутники» точно выполняли команды «операторов».

«Оператор» может быть один на два «спутника» или даже на три. В случае, если «спутников» трое и больше, каждый из них должен правой рукой соединиться с левой рукой соседа справа и, соответственно, левой рукой с правой рукой соседа слева.

Если игра проводится с детьми младшего возраста или с довольно агрессивными ребятами, то можно упростить задание и сделать его более безопасным – «спутники» должны осуществлять «стыковку» не пальцами, а открытыми ладонями.

На что похоже?

Участники данного игрового конкурса должны назвать как можно больше образов, которые можно показать с помощью руки (кисти, ладони, пальцев). Например, по-разному поворачивая ладонь и пальцы, они могут называть такие образы, как слоник, звезда, куст, цветок, зонтик, салют, динозавр, ванна, лодка, раковина, краб и др.

Игра может проходить между отдельными участниками или микрогруппами (называют и показывают варианты по кругу, кто не называет – тот выходит из игры или получает штрафной балл). Также игра может проводиться в качестве одного из испытаний в каких-либо соревновательных игровых программах («вертушках», «ажиотажах» и т.п.) – в этом случае, например, каждые 10 вариантов дают команде 1 балл.

Конкурс хиромантов

Из самого названия игры следует, что здесь участникам предлагается гадать друг другу по ладони. Разумеется, что в действительности никто из них (или почти никто) по ладони гадать не умеет. Но в данном случае игровая суть совершаемых действий заключается как раз в том, что участники играют в хиромантов. То есть они всего лишь моделируют образ гадающего по руке. На самом же деле каждый игрок будет предсказывать своему напарнику по игре то «будущее», которое он сам придумал, опираясь на своё отношение к этому человеку и имеющиеся знания о нём, его мечтах, интересах, фантазиях и т.п. Поэтому можно говорить о том, что игра развивает не только воображение и фантазию, но и внимательное отношение участников друг к другу.

Если игра проводится как конкурс (то есть выявляются победители – самые лучшие хироманты), то оцениваются оригинальность «хиромантических» текстов, чуткость и тактичность (ведь даже шуточным, но некорректным гаданием можно серьёзно обидеть человека) и артистизм (то, насколько и как отыгрывают «хироманты» свои игровые роли).

Удержи на ладони

Участники должны удержать на ладони или на кончике пальца (что, разумеется, сложнее) какой-либо предмет: стакан с водой, книгу на ребре, ручку, башню из спичечных коробков и пр. Это задание может использоваться как часть различных эстафет, творческих конкурсов (например, танцевать при этом под музыку), ролевых игр и т.п. Также можно усложнять и разнообразить задание, если предлагать участникам делать это с закрытыми глазами, или одновременно двумя руками, или стоять при этом на одной ноге, или кружиться вокруг своей оси, или поднимать и опускать руки и т.п.

Рукопожатия

Главная игровая единица здесь – это, как следует из самого названия, рукопожатия, которые можно многообразно разыгрывать.

Варианты:

- Необходимо угадать человека по рукопожатию (у человека, который угадывает, глаза, разумеется, закрыты).

- Необходимо передать через рукопожатие какую-либо эмоцию или простую информацию (эту эмоцию или информацию необходимо предварительно написать на листочке, чтобы у ведущего игры была возможность правильно оценить степень выполнения игрового задания).

- Необходимо выразить через рукопожатие своё отношение к человеку и пр.

Ручное Гиннес-шоу

Участники посредством обмена рукопожатиями, прикосновений и т.п. выбирают тех людей из игровой группы, у кого руки подходят под характеристику «самые-самые»: самые холодные, теплые, маленькие, большие, мягкие, влажные, сухие, необычные, гладкие и т.п.

Ручной сканер

Игроки разбиваются на пары. В парах один из игроков пальцем рисует на ладони другого игрока (у которого при этом закрыты глаза) какие-либо простые рисунки или пишет определенные буквы и слова. Задача второго игрока – правильно определить «нарисованный» рисунок или «написанное» слово.

Возможен следующий вариант проведения данной игры:

Пары соревнуются между собой. В парах игроки делятся на первые и вторые номера. Вторые номера закрывают глаза. Ведущий показывает первым номерам рисунок или слово, которое они должны изобразить на ладони второго номера. Разумеется, что при этом игроки не могут издавать каких-либо звуков. Те из участников (вторые номера), которые правильно назовут изображенный первым номером рисунок или слово, остаются для участия в следующем этапе (на котором ведущий даёт для «сканирования» уже другое слово или рисунок) – до тех пор, пока не останется одна пара-победитель.

Сломанный факс

Игроки встают в цепочку. Ведущий показывает первому в цепочке листок с рисунком или словом. Тот, в свою очередь, «рисует» этот рисунок или «пишет» слово на ладони следующего (в цепочке) игрока и так далее до конца цепочки. Последний игрок рисует на листе переданный ему рисунок или пишет слово. Группа считается победившей (если соревнуются несколько групп) в том случае, если рисунки или слова на листке ведущего и на листке последнего в цепочке игрока совпадают.

Ручной оркестр

Участники игры должны с помощью ладоней и пальцев (щелканье пальцами, хлопки, потирание ладоней и пр.) проиграть какую-либо мелодию. Ведущий оценивает оригинальность и точность исполнения. Соревноваться между собой могут как отдельные игроки, так и группы.

Театр ручных теней

Проводится в форме «Театра теней», но здесь используются только тени рук, ладоней и пальцев.

Театр кукол

Проводится как любая форма кукольной театрализации (когда куклы за ширмой), но здесь в качестве кукол используются сами руки (без какой-либо одежды, надеваемых на пальцы голов и т.п.).

Пять братьев

Вариант предыдущей игры. Принципиальное отличие заключается в том, что куклами-актерами становятся не руки, а пальцы. На подушечках пальцев или, наоборот, на ногтях рисуются лица, которые выражают какие-либо эмоции или характер. То есть, может быть достаточно даже «актеров» с одной руки. Игроки разыгрывают небольшие театрализации-миниатюры, в которых показывают характеры своих пальцев-«актеров».

Танец пальцев

Тоже театрализация, но... хореографическая. Каждый участник представлен в общем танце двумя пальцами одной руки (мизинцем и средним пальцем). Несколько игроков одновременно должны показать пальчиковый танец: канкан, ламбаду, лезгинку и др.

Ручной театр-танец

Здесь танцуют не пальцы, а ладони, которые раскрашиваются различными цветами (или на них надеваются перчатки определенного цвета). Участники выставляют над ширмой только кисти рук и под какую-либо подходящую музыку показывают хореографическую композицию, в которой руки могут изображать бабочек, цветы и т.п.

Повтори

Один из игроков (или ведущий) показывает определённую последовательность жестов и пальцевых образов. Например, он показывает открытую ладонь с плотно сжатыми пальцами, знак «о,кей», знак «рога» (выпяченные указательный палец и мизинец), раскрытая пятерня без большого пальца и повернутая тыльной стороной и т.д. Всего может быть 3-7 (можно и больше) жестов-знаков. Задача другого игрока или игроков состоит в том, чтобы правильно повторить эти жесты (как сами жесты, так и их последовательность).

Можно усложнить задание не только за счет прибавления количества жестов-знаков, которые необходимо запомнить, но и за счет добавления второй руки (жесты могут быть как одинаковыми на обеих руках, так и разными). Соответственно, также легко задание можно и облегчить.

По-разному можно оценивать и выполнение задание:

- любая ошибка означает проигрыш,

- определенное количество ошибок означает проигрыш (например, 3 из 10 жестов),

- счет идет на правильно повторенные жесты (1 правильно повторённый жест означает 1 балл, следовательно, побеждает тот, кто в итоге наберет больше всех баллов),

- игроки в парах по очереди (см. пример «Пинг-понг») показывают друг другу и повторяют 1-3 жеста – проигравшим считается тот, кто первым собьётся и сделает ошибку.

Игра развивает визуальную память и пространственное воображение, навыки концентрации внимания и т.п.

Кнопка

Игра проводится в парах. Один из игроков поворачивает ладони с раскрытой пятернёй ко второму игроку. Затем он даёт определённую команду, например, «левая, большой» или «первая, пятый» (в обоих случаях речь идёт о большом пальце левой руки этого игрока). Второй игрок должен быстро сориентироваться и дотронуться своим указательным пальцем до названного пальца первого игрока – «нажать на кнопку». Как уже указывалось, можно использовать названия рук и пальцев, а можно пронумеровать руки и пальцы (как относительно первого игрока, так и относительно второго) – второй вариант сложнее и, скорее всего, интереснее.

Возможен и такой усложненный вариант этой игры: первый игрок (у которого «кнопка») говорит «вторая, третий, первая, четвертый». Здесь он называет не только свой палец (на котором расположена «кнопка»), но и палец второго игрока (которым он может нажать на «кнопку»).

Игра развивает быстроту и точность мышления.

Указательный, большой, мизинец

Это «уменьшенный» вариант игры «Нос, пол, потолок». Ведущий игры говорит одну из команд «указательный», «большой» или «мизинец». При этом он показывает один из этих пальцев. При этом он иногда намеренно называет один палец, а показывает другой, например, говорит «мизинец», а показывает при этом большой палец. Задача остальных игроков заключается в том, чтобы, несмотря на то, какой палец показывает ведущий, в свою очередь, показывать только те пальцы, которые он называет. Нарушивший это условие, сам становится ведущим, либо выходит из игры, либо получает штрафной балл, либо выполняет какое-либо творческое задание.

Игра развивает способность концентрироваться на определенном объекте.

Возможны различные вариации этой игры (во всех этих вариантах ведущий показывает одно, а говорит другое, поэтому мы перечислим только те возможные слова-знаки, которые могут использоваться ведущим):

Кисть, пальцы, ладонь

«Кисть» - ведущий показывает тыльную сторону ладони, «пальцы» - ведущий показывает растопыренную пятерню, «ладонь» - ведущий показывает внутреннюю сторону ладони.

0, 90, 180

Данные цифры – это градусы углов, которые делает кисть относительно руки: «0» - кисть опущена вниз, «90» - кисть расположена перпендикулярно руке, «180» - кисть выпрямлена (является как бы продолжением руки).

Камень, ножницы, бумага

Данные образы всем хорошо знакомы: «камень» - сжатый кулак, «ножницы» - 2 пальца (указательный и средний), «бумага» - раскрытая ладонь. При этом ведущий может использовать по отношению к одному положению кисти разные образы, например, «ладонь», «бумага», «полотно», «плоскость», «равнина» и т.п. – это сделает игру более интересной и острой.

Т, Л, Г, О

Ведущий располагает кисти ребром по отношению к игрокам. Далее он делает кистями различные фигуры, которые в профиль похожи на такие буквы, как: «Т» (прямые пальцы одной кисти перпендикулярно упираются в прямую ладонь другой кисти), «Л» (прямые кисти расположены «домиком»), «Г» (кончики пальцев одной кисти, расположенной параллельно полу, касаются кончиков пальцев другой кисти, расположенной перпендикулярно полу), «О» (кисти соединены у основания и кончиками пальцев, но выгнуты посередине).

1, 2, 3, 4, 5

Ведущий показывает определенное количество пальцев, называя, соответственно, другое количество.

Представленные игры могут проводиться также и в парах (в парах их проводить даже удобнее).

Возможны и другие многочисленные варианты игр подобного типа с использованием в качестве ведущего игрового атрибута пальцев, ладоней, кистей рук.

Пальцы-носильщики

Игроки переносят (на скорость, на больший объём и др.) какие-либо предметы (шишки, спички, книги и пр.) или материал (песок, сосновые иголки, снег и др.), используя для этого только два пальца одной руки (или обеих рук). При этом, ведущий игры может определять эти два пальца, например, мизинец и указательный (очень неудобно!) или указательный и безымянный (ещё неудобнее!). Игра может быть частью какой-либо эстафеты, веселого конкурса или тренинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: