Лекция 28.
Образы измененных и особых состояний сознания. Факторы, вызывающие особые состояния сознания. Понятия: иллюзия, мираж, галлюцинация. Характеристики психического отражения в измененных состояниях сознания. Классификация образов по Грофу. Образы в критических ситуациях. Образны при клинической смерти. Образы сновидений. Классификация сновидений. Функции сновидений. Архетипические образы. Образы дремотных состояний: гипнагогические и гипнопомпические.
Методические рекомендации к изучению темы.
Иногда термин «воображения» относят и к образам измененного состояния сознания (вызванным, сенсорной изоляцией, действием наркотических веществ, трансом и др.), а также к сновидениям. В этом случае основанием классификации образов выступает состояние сознания, а не перекомбинирование информации в образах. Общий механизм измененных состояний сознания связан с тем, что некий внутренний источник информации существенно перекрывает внешние впечатления от непосредственно воздействующих стимулов. Содержание образов (от бессмысленных геометрических паттернов до сцен мистического содержания) определяется перекомбинированием психического материала под воздействием таких факторов. Теоретические проблемы изучения образов измененных состояний сознания связаны с тем, что их наличие ассоциируется в традиционной науке с психопатологией, например с шизофренией. Однако парадигма трансперсональной психологии предлагает рассматривать галлюцинаторноподобные образы как нормальное, но временное психическое явление.
При изучении материала лекции обратите внимание на способы создания образов воображения, классификацию образов, рассмотрите презентацию.
|
Факторы, вызывающие особые состояния сознания:
· психофармакологические препараты (психотропные и наркотические вещества), химические составы
· гипервентиляция организма
· понижение потребление кислорода («притопление» не случайно использовалось в обрядах духовной инициации) и вдыхание углекислого газа
· сенсорная депривация
· монотонная деятельность (например, при высотных полетах)
· перегрузка информацией при световом и акустическом стимулировании
· электростимуляция мозговых структур
· патологические процессы или повреждения мозга (гиппокампа, диэнцефальных структур)
· гипноз (самогипноз) и другие суггестивные воздействия
· лишение сна
· состояния транса (возникающие под действием монотонного пения, заданного ритма или ритуальных танцев)
· медитативные психотехники, редуцирующие ассоциативность «внешнего» материала памяти и запускающие механизмы декодирования глубинной внутренней информации и внесенсорного канала
· временные патологические состояния организма в связи с эмоциональным и физическим стрессом, заболеваниями, голоданием и т.п.
· пребывание перед «лицом смертельной опасности»
· нахождение в ситуациях и состояниях «при смерти»
· состояние клинической смерти
Субъективные эффекты во всех этих случаях описываются как яркие образы памяти и фантазии, или перцептивные иллюзии, вплоть до галлюцинирования. Галлюцинаторность может выступать в форме многообразных перцептивных искажений (сияние, мерцание, редупликация форм), ярких так называемых энтоптических образов (типа качающихся линий) и др. Возможны явления коллективных видений, когда группа людей «видит» приблизительно одно и то же (фокусы индийских магов, например залезание по незакрепленному вверху канату и т.п.)
|
Зрительные галлюцинаторноподобные образы возникают практически у всех людей, слуховые — более редко; возможны галлюцинации прикосновения, вкуса, запаха. Ф. Гальтон подчеркивал, что «чувство галлюцинации» у нормальных людей возникает и спонтанно, причем гораздо чаще, чем обычно предполагается (по данным Меннингера, например, до 10%). Собственный галлюцинаторный опыт был детально описан У. Джемсом. Среди знаменитых людей, имевших галлюцинаторноподобные образы, называют Рафаэля, Шумана, Гою, Декарта, Вальтера Скотта, Мопассана.
Галлюцинация - образ, который благодаря его «реальности», яркости и преимущественно внешней локализации подобен образу восприятия. Слово «галлюцинация» появилось в Англии применительно к описанию видений людьми «призраков» (трактат Лаватера). Психиатр Корсаков определил галлюцинацию как «мысль, одевшуюся в яркую, чувственную оболочку». Разграничить реальное и фантастическое в образах галлюцинаций достаточно трудно, как для воспринимающего человека, так и для взаимодействующих с ним людей.
Субъективных критериев различения иллюзий, миража, галлюцинаций нет: в переживании всех этих образных феноменов присутствует чувство реальности. В порождении и иллюзии, и галлюцинаторноподобного образа может участвовать внешнее воздействие (например, субсенсорные стимулы). Галлюцинирование в бодрствующем состоянии без осознания данного факта — тревожный показатель. Однако даже при тяжелых психозах люди могут осознавать, что они галлюцинируют. Поэтому было введено понятие псевдогаллюцинации - образы, характеризующиеся осознаваемостью иллюзорности. Данный вид вторичных образов имеет большую яркость, чем образы представления и фантазии. Псевдогаллюцинаторные образы появляются непроизвольно (иногда переживаются как чуждые и «насильственные»). Они не рассеиваются сразу, несмотря на желание человека прогнать видения. На галлюцинаторные образы люди реагируют достаточно эмоционально, как если бы они отражали реальные вещи.
|
На первой стадии галлюцинации человек имеет яркие «подчиняющие» образы (памяти или фантазии); смешения образов и реальности нет. Далее образы начинают казаться квазиреальными. Человек пытается разобраться в своем опыте: всматривается, закрывает глаза, пытается избавиться от образа.
На следующей стадии образы по интенсивности могут напоминать перцепты, и наконец, наступает момент, когда человек реагирует на образы, как если бы они были перцепцией.
Возможны затяжные кризисы в связи с переживаниями образов измененных состояний сознания. Так, опыт прохождения символической «смерти – возрождения» дает широкий спектр негативных переживаний (агрессию, страх и др.).
Общие характеристики психического отражения в измененных состояниях сознания:
· нарушается абстрактное мышление, теряется способность к различению метафорического и буквального смысла высказываний
· искажается отражение событий, алогичное – иррациональное мышление характеризуется свободной ассоциацией образов
· возможно раскрытие логических связей событий и явлений с тонкостью, не имеющей параллели в обычном сознании
· возникает способность визуализировать абстракцию, интуитивная проницательность облегчает осмысление образов многомерных пространств
· изменяется восприятие пространства: нарушается отражение топологии и метрики объектов
· отмечается ярко выраженная синестезия, нарушение схемы тела.
· содержание воспринимаемого может казаться человеку «роковым», «подчиняющим»
· изменяется отражение времени
В работах С. Грофа описываются образы, появляющиеся в измененных состояниях сознания. Он выделил четыре основных вида переживаний образов.
1.Абстрактно-эстетические образы. «Парад образов» невыразимой красоты обычно сравнивается с ярким впечатляющим интрапсихическим фильмом, который невозможно описать словами. Человек «видит» драгоценные камни, кристаллы, пространственные структуры («воронки», «конусы», «туннели» «сотоподобные конструкции», «решетки», «спирали», «бесконечные проходы»); фантастическую архитектуру (дворцы, соборы); пейзажи с великолепной растительностью, экзотическими животными и другие ярчайшие образы. Фантастическо-экзотический оттенок приобретают и послеобразы; часто видятся джунгли, коралловые рифы и др.
2.Психодинамические образы воссоздают содержания неосознаваемого, принадлежащего к различным периодам жизни человека в виде повторного проживания эмоционально-значимых событий (травмирующих и приятных) в их взаимосвязи, кажущейся человеку истинной. Актуализация переживаний может происходить и в символической форме. «Обзор жизни» почти всегда происходит в потоке ярких трехмерных образов, хотя он может быть и симультанным.
3.Онто-эмбриональные (перинатальные) образы. Содержания данных образов связано с индивидуальной историей, с памятью о внутриутробном развитии и процессе рождения.
4. Трансперсональные образы. Их содержание невозможно вывести из переживаний в нашем трехмерном мире, ибо оно парадоксально и не вписывается в законы аристотелевской логики, в ньютоновско-декартовский взгляд на мир. Общей характеристикой таких образов является выход за эго-границы и за пространственно-временные ограничения (человек переживает нахождение совершенно в иных мирах). Переживается единство мира и всеобщность существования, возможность «слияния» с любым аспектом реальности. Усиливается ощущение настоящего момента; могут возникать ощущения «вечности», ухода от линейного времени в иную метрику, когда часы становятся секундами, а секунды — эпохой; время может остановиться, последовательность событий исчезает, прошлое, настоящее и будущее переживаются наложенными друг на друга. Люди могут быть убеждены, что находятся в контакте с «высшим знанием» и созерцают тайны мироздания.
Образы, появляющиеся в критических ситуациях — «перед лицом смертельной опасности», и при «нахождении при смерти». Результаты опроса лиц, которые падали с большой высоты, но остались живы, свидетельствуют о том, что некоторые из них имели мистические переживания. Отмечаются феномены «отделения сознания» и «просмотр фильма жизни». Авторы высказывают предположения, что подобные образы спасают индивида от эмоциональной травмы, действуют в качестве защитного механизма, оберегающего от ухода в обморок, дается шанс бороться «до конца». Например, в ситуации угрозы смерти, она не признается реальной и человек может оставаться бесстрастным. Не случайно такие состояния обычно предполагают высокую скорость переработки информации.
Образные переживанияпри клинической смерти воспроизводят многие из указанных феноменов, хотя имеют и свои особенности. Есть, например, отличия в характеристиках самоидентификации. «Я», как правило, воспринимается как невидимое и неслышимое. Иллюстративен личный опыт Юнга. Когда он находился при смерти, ему казалось, что он пребывает в космическом пространстве и созерцает планету сверху. Он осознавал, что находится на грани ухода с земли, видел собственную жизнь как часть «исторической матрицы». Потом он увидел висящий в пространстве камень, в котором был вырублен храм. Сидящий в нем индус сообщил, что время смерти еще не пришло, и К.Юнг был отправлен на землю. Образы при клинической смерти максимально реалистичны, однако, как указывает Моуди, они не похожи на галлюцинации. В частности, они менее индивидуализированы, чем образы психоделические. Люди, пережившие такой опыт, отмечают: неприятный шум и движение сквозь коридор/туннель с большой скоростью, бесстрастное созерцание собственного физического тела со стороны и необычное ощущение нового «тонкого тела», встречи с умершими родственниками и знакомыми, с которыми их связывали позитивные чувства. Наиболее волнующим переживанием является встреча с неким «светоносным существом», не имеющим конкретного облика, как бы излучающим любовь и сострадание, интересующимся тем, что человек успел сделать в жизни значительного. Сообщается также о встречах с другими «духовными сущностями». Частым содержанием образов является «обзор жизни» в чрезвычайно реальных панорамных образах, с невероятной скоростью, в хронологической последовательности событий, с различной степенью детальности. Далее, следует некий барьер, граница (в виде образа водной преграды, забора, двери, некой черты), и, наконец, возвращение. «Внетелесные» зрительные и слуховые ощущения «тонкого тела» становятся более острыми, чем физического (слепые люди, в частности, могут обрести видение), однако, отсутствуют осязание, обоняние, кинестезия и температурные ощущения. Могут появляться образы «персонифицированной смерти» - женщина в черном (белом) с пустыми глазницами и другие символические образы. Образные переживания умирающего или прошедшего клиническую смерть человека могут иметь и характеристики религиозно-мистического сознания. Некоторые люди видят детальные образы «рая» (экзотические, великолепные райские пейзажи, небесные царства с лучшими творениями природы в животном и растительном мире, небесные города с восхитительной архитектурой и божественными обитателями и др.) или «ада» (замкнутые, темные пространства, зловещие подземелья, пустынные пейзажи с огнедышащими ямами, города, окутанные дымом, населенные демонами и др.), вызывающие чувство ужаса.
Образы сновидений.
«Среднестатистический» сон представляет собой пять циклов комбинации медленного и быстрого сна. Каждый цикл длится приблизительно 1,5 часа (общее время сна, поэтому должно быть кратным 1,5). Быстрый сон завершает каждый цикл. Пробуждение в нем облегчает вхождение в состояние бодрствования и дает субъективное чувство достаточности сна. Пробуждение в стадии медленного сна нежелательно, ибо прерываются происходящие в нем нейрохимические процессы. Быстрый сон в 1-м цикле минимален, но к концу ночи его длительность возрастает. Повторение циклов быстрого сна имеет приспособительное значение, в частности, первые циклы обеспечивают выполнение биохимических программ - минимум на возможный случай пробуждения. При исключении какой-либо фазы, например, многократной депривации быстрого сна имеет место тенденция к ее восстановлению в последующие ночи. Во время быстрого сна, занимающего у взрослого человека 20–25% общего времени сна, рисунок ЭЭГ похож на ритмы бодрствования: учащается дыхание и сердцебиение, активизируются физиологические функции, возникают быстрые движения глаз (REM-показатель). Эндокринные изменения также максимально приближены к состоянию бодрствования. Разбудить же человека становится труднее (парадоксальный сон). При медленном сне снижаются все физиологические реакции: ритмы ЭЭГ не похожи на ритмы бодрствования. Глазодвигательная активность либо отсутствует (дельта-сон без сновидений), либо отмечаются плавные, неторопливые движения глаз (фаза сонных веретен и дремоты).
Продолжительность сна у взрослого человека различна и зависит от индивидуальных (например, у флегматика она больше), профессиональных (люди мыслительного склада имеют также большую потребность во сне) и др. особенностей. Поскольку сон уменьшает нервно-психическую напряженность, с возрастом целесообразно его увеличивать; это компенсирует снижение адаптивных ресурсов организма (показательна значительная продолжительность сна долгожителей).
Сложный цикличный механизм сна как процесса — цикличность и взаимосвязанность его фаз/стадий — определяет многообразнейшую феноменологию сновидений и их эмпирические характеристики. В зависимости особенностей сновидящего, событий накануне и планов на будущее, «вес» различных фаз в циклах пластично перераспределяется. Р. Картрайт выделила последовательность в разновидностях сновидений в течение ночи.
· Первый сон протекает «в настоящем», часто отражает события, непосредственно предшествовавшие сну, и задает тему для содержания последующих сновидений.
· Второй и третий сны могут касаться прошлого, однако движения глаз (REM) как бы отслеживают наблюдаемое во сне. На основании REM-критерия предполагается наличие сновидений и у животных, которые во время быстрого сна как бы совершают пробежки прыжки («преследование жертвы»). Считается, что новорожденные видят сны с первых минут жизни (свидетельство генетической изначальности образных форм отражения). В онтогенезе удельный вес фаз быстрого сна (сновидений) уменьшается (у новорожденных они составляют до 80% времени сна, у младенцев — 40%, на 3–4 году жизни — 20%, после чего стабилизируется и затем начинают постепенно уменьшаться. Это свидетельствует о том, что ребенок перерабатывает большое количество информации.
· Пятый сон синтезирует все элементы из предыдущих сновидений.
А. Вейну это напоминает звенья одной цепи: выбор темы, классификация информации (группировка близких и далеких воспоминаний в различных сочетаниях для рассмотрения темы со всех сторон) и окончательная обработка темы.
Авторы | Образы сновидений |
Шопенгауэр | сновидение считал кратковременным умопомешательством, а психоз — пролонгированным сном в состоянии бодрствования |
Г. Юнг | шизофреника рассматривал как спящую персону в мире бодрствующих |
суфийская традиции | бодрствование - это особая форма сна, сравнимая с гипнотическим трансом: первым признаком пробуждении от такого «бодрствующего» состояния является подозрение, что оно является сном |
Аль-Газали | во сне человек принимает сны за реальность, а проснувшись, считает их пустыми химерами |
В. Вундт | слышимое во сне только на первый взгляд может казаться содержательным и осмысленным, в действительности же это «язык без грамматики» |
Пространственные характеристики. В научных описаниях сновидений традиционно отмечалось: замкнутость снов по отношению к реальности при их зависимости от нее. Наблюдается большая свобода течения образов, виртуозность и гениальность их комбинаций наряду с бессмысленностью и ослаблением психической жизни (Гильдебрандт). Считается, что сны не содержат нового содержания по сравнению с опытом человека. Меняется лишь форма подачи этого опыта в сновидении: все явления искажаются и преувеличиваются, извращается последовательность событий, смешиваются отдельные моменты времени, теряется связь между предыдущим и последующим. Новое и необычное в снах касается не содержания образа, а только формы сочетания элементов:
· новые образы появляются из ниоткуда;
· сновидение может разделиться на несколько;
· одни детали сновидения могут поглощать другие
Временные характеристики. Присутствует временная хаотичность сновидений. То, что видится во сне, может относиться к различным периодам жизни, перемещаться во времени, совпадать с привычным ходом объективного времени, ускоряться и замедляться; значительные эпизоды могут развиваться за доли секунды. Огромная скорость «жизни в сновидениях» является одной из самых ярких характеристик. Внешняя кратковременная, но сильная стимуляция (например, звонок будильника, падение каких-то предметов) «хитроумно к месту» вплетается в сон. Возможны сложные формы временной организации сновидений — «многоступенчатые сны» (сновидения в сновидении).
Интенсивностные характеристики. Во снах имеет место значительная гиперболизация и акцентирование отдельных деталей его содержания. Снящееся кажется более значительным, ему даются возвышенные оценки (земная красота представляется в «небесном блеске»). Показательны и несоизмеримые оценки в смысле уменьшения значения какого-то воздействия (ощущение удушья от пожара может быть лишь следствием чувства тяжести, положенной на грудь).
Модальностные характеристики. Сновидения высоко эмоциональны. События во сне проживаются как реальные. В них происходит определенное «одухотворение» вещей. Во снах отдельные предметы (элементы сновидений) изображаются без особых изменений. Новой или искаженной (относительно привычной реальности) оказывается целостная ситуация. Иными словами, объекты, открывающиеся сновидцу, знакомы, а ситуация создается новая. Сновидения, как правило, являются визуальными образами, однако они могут быть и полимодальными, но c доминированием зрительного компонента. Встречается мнение о хроматичности-ахроматичности снов: одни видят цветные сны, другие черно-белые. Имеется точка зрения что сновидения — всегда цветные, однако по пробуждении у некоторых людей «краски стираются» (например, Хартман).
Н.Я. Грот выделяет четыре особенности снов:
· случайность их направления;
· односторонность их состава;
· произвольность их формы;
· зависимость их содержания.
Сновидения: · отличаются односторонностью и отсутствием самобытности в подборе материала, из которого они слагаются · их построения имеют случайный и произвольный характер. В то же время, хотя большая часть сновидений представляет ничего не значащие и несообразные с фактами сочетания, есть и исключительные, редкие случаи творчества во сне |