Определите отношения по объему между следующими понятиями и выразите эти отношения графически.




 

1) Животное. Организм. Растение.

2) Эксплуататор. Помещик. Крестьянин.

3) Ромб. Квадрат. Прямоугольник.

4) Школьник. Студент. Учащийся.

5) Слово. Существительное. Слово, обозначающее признак предмета.

6) Движение. Быстрое движение. Вращение.

7) Год. Високосный год. Месяц.

8) Феодал. Рабовладелец. Европеец.

9) Сутки. Часть суток. День. Час.

10) Поэзия. Проза. Драма.

11) Поэт. Прозаик. Драматург.

12) Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие.

13) Слово. Часть слова. Основа слова. Часть основы слова.

14) Часть основы слова. Корень слова. Окончание слова.

15) Предложение. Мысль. Понятие.

16) Движение. Скорость. Ускорение.

17) Треугольник. Гипотенуза. Катет. Сторона треугольника.

18) Животное. Растение. Хищник.

19) Логика. Учение о понятии. Наука. Философская наука.

20) Отец. Сын. Брат.

Задание 2

 

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЙ

 

1. Правильны ли следующие определения? В неправильных определениях укажите ошибку. Определите отношение по объему определяемого и определяющего понятия.

1) Бочка — сосуд для хранения жидкостей.

2) Залив — часть моря.

3) Остров — часть суши, ограниченная со всех сторон морем.

4) Понятие — мысль о предмете.

5) Зима — самое холодное время года.

6) Винтовая лестница — лестница, имеющая форму винта.

7) Луна — спутник Земли.

8) Раб — человек, не имеющий свободы.

9) Пустой класс — это такое множество, в которое не входит ни одного предмета.

10) Солнце — звезда, которую мы видим днем.

11) Грамматическое подлежащее обозначает тот предмет, о котором что-либо говорится в предложении.

12) Грамматическое сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем.

13) Предложение — грамматическое выражение, в котором имеется подлежащее или сказуемое, или то и другое вместе.

14) Буква — это письменный знак, который служит для обозначения отдельного звука.

15) Сложение — это математическое действие, в результате которого получается сумма чисел.

16) Учитель — человек, который учит детей.

17) Лед — замерзшая вода.

18) Длина отрезка — расстояние между двумя его точками.

19) Физик—специалист в области физики.

20) Правильное мышление — это мышление, согласное с логикой.

21) Притяжательные прилагательные — это такие прилагательные, которые указывают на принадлежность данного предмета другому предмету (лицу).

22) Существительными мужского рода называются те существительные, к которым можно прибавить слово «мой».

 

2. Дайте определения следующим понятиям. Если определение окажется неправильным, то найдите ошибку.

1) Озеро. 2) Море. 3) Отличник. 4) Школьник. 5) Лето. 6) Тряпка. 7) Мышление. 8) Телефон. 9) Определение.

10) Диктатура. 11) Шоколад. 12) Республика. 13) Сознание. 14) Свобода.

 

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 

1. Разделите следующие понятия по какому-нибудь признаку.

Вулканы; прямая; диспут; остров; республика; восстание; планета; мышление; абстрактное понятие; журнал; часы; чернильница; оценка; война; море; успех; сражение; движение; победа; произведение; скорость; класс; стакан; школа; газета; профессия; весна; революция; партия.

2. Разделите те же понятия упражнения 10 по другому основанию.

 

3. Правильны ли следующие деления? Если нет, то какие правила нарушены?

1) Геометрические фигуры делятся на остроугольные треугольники, прямоугольные и тупоугольные.

2) Химические соединения делятся на кислоты и основания.

3) Города делятся на индустриальные и курортные.

4) Треугольники делятся на разносторонние, равнобедренные и равносторонние.

5) Треугольники разносторонние и равносторонние.

6) Климат — морской, континентальный и умеренный.

7) Классики русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Гоголь, Тургенев, классики советского периода и др.

8) Спорт делится на умственный и физический.

9) Литература делится на фантастическую, научно-популярную, политическую, художественную и учебники.

10) Книги делятся на научно-технические, художественные, научно-фантастические, детские, приключенческие романы, критические.

11) Вещества делятся на проводники и непроводники.

12) Зимы делятся на холодные и теплые.

13) Автомобили делятся на грузовые, легковые, автобусы.

14) Планеты делятся на большие и малые.

15) Корабли делятся на морские и речные.

16) Звезды делятся на звезды 1-й, 2-й, 3-й... 11-й величины.

17) Дома делятся на маленькие — деревянные, и на большие — каменные.

18) Ветер бывает слабый, умеренный, сильный, ураган.

19) Литература делится на художественную и научную.

20) Числа делятся на четные, нечетные и дроби.

21) Слова делятся на члены предложения и части речи.

22) Часы делятся на ручные, карманные, настольные и солнечные.

23) Часы ручные, карманные, настольные, стенные и уличные.

24) Растительность делится на северную, южную и горную.

25) Песни делятся на лирические, солдатские, трудовые, свадебные, застольные, обрядовые, бурлацкие, народные, хоровые, сольные.

Задание 3

 

СУЖДЕНИЕ

 

1. Определите количество и качество следующих суждений. Приведите суждения к одной из 4-х форм: A, I, Ε или О.

1) Имена собственные пишутся с большой буквы.

2) Многие качественные прилагательные бывают полными и краткими.

3) Слова могут быть разделены на слоги.

4) В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

5) В русском языке не все слова имеют ударение.

6) Остальные слоги называются неударными.

7) Во многих корнях правописание гласных нельзя проверить ударением.

8) Некоторые современники динозавров не вымерли до сих пор.

9) Не все современники динозавров вымерли.

10) Среди колхозов нашей области есть отстающие.

11) Паук не насекомое.

12) Не все металлы тонут в воде.

13) Никто его не понял.

14) В битве под Полтавой победили не шведы.

15) Не шведы победили в битве под Полтавой.

16) В сражении при Ронсенвальском ущелье мавры не участвовали.

17) В Ронсенвальском ущелье на франков напали не мавры.

18) Нельзя курить там, где может возникнуть пожар.

19) Не все то золото, что блестит.

20) Один в поле не воин.

2. Определите распределенность терминов в примерах предыдущего упражнения и выразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

3. Какие из следующих суждений отрицают друг друга?

1) Все ученики этого класса дисциплинированны.

2) Не все ученики этого класса дисциплинированны.

3) Все ученики этого класса не дисциплинированны.

4) Некоторые ученики этого класса не дисциплинированны-

5) Все рыбы съедобны.

6) Некоторые рыбы ядовиты.

7) Некоторых рыб нельзя есть.

8) Все рыбы несъедобны.

9) Многие рыбы не ядовиты.

10) Ядовиты не рыбы.

11) Ядовиты многие рыбы.

 

4. Выделите простые суждения, входящие в состав следующих сложных, и напишите структурную формулу сложных суждений.

2) Эх, если б печь да на коня, а я б на ней — добрый казак вышел бы.

3) Если частицы «ни» и «не» отделены от последующего местоимения предлогом, то они пишутся раздельно.

4) Частица «не» пишется с существительным слитно:

а) если без частицы «не» существительное не употребляется;

б) если прибавлением частицы «не» образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом.

5) Приставки на «з» пишутся то с буквой «з», то с буквой «с».

6) «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать — пирожник» (И. А. Крылов).

7) Если данное суждение — общеутвердительное, то eго субъект — распределен, а предикат — не распределен.

8) Если субъект в суждении распределен, то оно является или общеутвердительным, или общеотрицательным.

9) Если вы быстро дернете полоску за край, полоска легко выдернется из-под стакана, причем стакан останется на том же месте, а вода — в стакане.

10) Если однородные члены стоят между подлежащим и сказуемым, причем этим однородным членам предшествует обобщающее слово, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.

 

2. Подберите сложные суждения, удовлетворяющие следующим схемам:

 

 

Задание 4

Выявите логическую форму рассуждений:

1) “Действительный мир является наилучшим из всех возможных миров. Ведь если допустить обратное, то Бог либо не смог себе представить наилучший мир, либо не смог его сотворить, либо не захотел сотворить такой мир. Но Бог мудр, всемогущ и всеблаг. Поскольку Бог мудр, он мог бы представить себе наилучший мир. Поскольку Бог всемогущ, он мог сотворить его. А поскольку Бог всеблаг, он хотел сотворить такой мир. Поэтому неверно, что Бог не смог представить или не смог сотворить, или не захотел сотворить наилучший мир. Таким образом, допущение того, что действительный мир не является наилучшим, приводит нас к противоречию”. (Переложение аргументации Г. Лейбница).

 

2) «Если сжимать газ, то он сначала перейдет в жидкость, затем в различные разновидности твердого вещества, а когда атомы «упакуются» до предела, начнется переустройство их электронных оболочек, пока, наконец, под давлением в миллионы атмосфер атомы не сблизятся до расстояния 10-13 см. Тогда и начнется слияние ядер».

 

3) «Когда Рама и Лакшман были в жилище Вишвамитры, раджа Джанака, который правил страной, называвшейся Митхила, прислал к Вишвамитре гонца с приглашением на свадьбу своей дочери Ситы»

 

4) «Если кто-либо войдет в церковь и начнет говорить непристойные речи священническому чину, то тому бесчинству следует учинить торговую казнь, то есть наказать кнутом на торговой площади; если же кто иноверец или русский человек возложит хулу на бога, на крест или угодников, то того богохульника, отлучив, казнить—сжечь» (Соборное уложение).

 

5) «Если из полученного с запозданием заявления о принятии предложения видно, что оно было отправлено своевременно, оно признается запоздавшим лишь в том случае, если получатель ответа немедленно известит о том другую сторону»


Задание 5

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

1. Является ли второе суждение в парах суждений, перечисленных ниже, логическим следствием первого?

1) Все моря имеют соленую воду.

Некоторые моря имеют соленую воду.

2) Все моря и океаны занимают 2/3 земной поверхности.

Некоторые моря и океаны занимают 2/3 земной поверхности.

3) Участники собрания разошлись по домам.

Некоторые участники собрания разошлись по домам.

4) Собрание отклонило внесенное предложение.

Некоторые участники собрания отклонили внесенное предложение.

5) Все цвета спектра, сливаясь, образуют белый цвет.

Некоторые цвета спектра, сливаясь, образуют белый цвет.

6) Никто из нас не подвел товарища.

Некоторые из нас не подвели товарища.

7) Некоторые студенты в группе знали предмет хорошо.

Все студенты в группе знали предмет хорошо.

8) Некоторые студенты данной бригады получали хорошую оценку.

Все студенты данной бригады получали хорошую оценку.

9) Некоторые корабли эскадры имели малую скорость хода.

Эскадра имела малую скорость хода.

 

2. В каких случаях первое из, перечисленных в предыдущем упражнении пар суждений является логическим следствием второго?

 

3. Измените качество суждений так, чтобы новое суждение являлось логическим следствием данного.

1) Чехословакия принадлежит к лагерю социализма.

2) Луна относится к таким небесным телам, на которых нет атмосферы.

3) Все металлы проводят электричество.

4) Все крупные русские писатели XIX в.— реалисты.

5) У нас много шахматистов, не относящихся к первой категории.

6) Ваше утверждение не является правильным.

7) Некоторые моряки не умеют плавать.

8) Многие грибы съедобны.

9) Не все студенты нашей группы добросовестно относятся к своим обязанностям.

10) Играть с огнем не безопасно.

11) Во всяком отрицательном суждении предикат распределен.

12) Никакое понятие в языке не выражается в форме предложения.

13) Не всякому слуху нужно верить.

 

4. Правильно ли сделаны следующие выводы?

1) Этот колхоз передовой в районе. Поэтому неверно, что он последним в районе закончил сев.

2) В диссертации М. много оригинальных мыслей. Следовательно, неверно, что она не представляет собой ценности для науки.

3) Эта картина плохая, поэтому она не может быть написана знаменитым художником.

4) Петров отвечал плохо. Поэтому нельзя сказать, что он отвечал лучше всех в группе.

5) Эта операция — обращение. Поэтому предикат вывода не может отличаться от субъекта посылки.

6) Предикат заключения отличен от субъекта посылки. Следовательно, эта операция — не обращение.

7) Это слово существительное, следовательно, неверно, что оно не изменяется по родам.

8) Протон — элементарная частица. Поэтому она не может иметь сложного строения.

9) Земля больше Марса. Следовательно, неверно, что Марс больше Земли.

10) Все задачи решены. Следовательно, неверно, что некоторые задачи решены.

11) Все задачи решены. Следовательно, неверно, что некоторые из них не решены.

12) Некоторые задачи не решены. Следовательно, неверно, что все они решены.

13) Некоторые элементарные, частицы не обладают массой покоя. Поэтому нельзя утверждать, что все они обладают массой покоя.

14) Некоторые слова в этом списке обозначают признаки. Следовательно, нельзя полагать, будто все они обозначают предметы

15) Все эти предметы — деревянные. Следовательно, нельзя полагать, что некоторые из них тонут в воде.

 

5. Сделайте правильные выводы из первых суждений задания 4 разными способами непосредственных умозаключений.

 

Задание 6

ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

Установите правильность силлогизмов, приведенных ниже, с помощью графической схемы отношений между их терминами:

1. Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Я — ребенок.

2. Все цветы — растения. Мох — тоже растение. Мох — цветок.

3. Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования. Ни один студент не преступник.

4. Все участники семинара по криминалистике — следователи. Некоторые участники семинара по криминалистике не работают в прокуратуре. Некоторые следователи не работают в прокуратуре.

5. Все математики древности были философами. Пифагор — древнегреческий математик. Пифагор — философ.

6. Некоторые студенты прилежны. Среди прилежных учеников есть отличники. Некоторые студенты — отличники.

7. Некоторые учебники имеют схемы и графики. Ни одна книга, имеющая схемы и графики, мне не интересна. Некоторые учебники мне не интересны.

8. Все произведения А. К. Дойла — детективы. Книга, которую я читаю - не детектив. Книга, которую я читаю, не - произведение А. К. Дойла.

9. Всякая мысль имеет свою форму. Всякая форма имеет содержание. Всякая мысль имеет содержание.

 

ВЫВОДЫИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ

2. Осуществите табличным методом проверку умозаключений:

а) Если тело является кристаллическим, то оно имеет определенную температуру плавления. Данное тело не является кристаллическим, поскольку оно не имеет определенной температуры плавления.

 

б) Если философ является последовательным материалистом, то он признает познаваемость мира. Если философ признает познаваемость мира, то он не является агностиком. Следовательно, если философ не является последовательным материалистом, то он агностик.

 

в) Если человек говорит неправду, то он заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.

 

г) Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причины жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой, но не счастлив в семейной жизни, либо счастлив в ней, но не удовлетворен работой.

 

д) По обвинению в ограблении перед судом предстали четверо: A, B, C, D. Установлено следующее:

1) Если A и B оба виновны, то C был соучастником.

2) Если A виновен, то по крайней мере один из обвиняемых B, C был соучастником.

3) Если C виновен, то D был соучастником.

4) Если A не виновен, то D виновен.

Кто из четырех подсудимых виновен вне всякого сомнения и чья вина остается под сомнением?

 

е) По обвинению в ограблении перед судом предстали четверо: A, B, C, D. Установлено следующее:

1) Если A виновен, то B был со у частником.

2) Если B виновен, то либо C был соучастником, либо A не виновен.

3) Если D не виновен, то A виновен и C не виновен.

4) Если D виновен, то A виновен.

Кто из подсудимых виновен и кто не виновен?
Задание 7

 

1. Правомерны ли следующие выводы?

 

1) В конце предложения в русском языке ставится или точка или вопросительный знак, или восклицательный знак, или многоточие. В конце этого предложения нельзя поставить ни точку, ни вопросительный, ни восклицательный знак. Следовательно в конце этого предложения необходимо поставить многоточие.

2) То или иное слово можно выделить, напечатав его курсивом или подчеркнув. Это слово напечатано курсивом. Следовательно, оно не подчеркнуто.

3) Человек может петь либо первым голосом, либо вторым. Он не поет первым. Значит, он поет вторым.

4) Студент нашего института может учиться или на историко-филологическом, или на физико-математическом, или на географическом факультете, или на факультете иностранных языков. Петров учится на факультете иностранных языков. Следовательно, он не учится ни на историко-филологическом, ни на физико-математическом, ни на географическом факультете.

 

2. Правомерны ли следующие выводы?

 

1) Если число является натуральным, то оно рационально. Если число рационально, то оно вещественно Следовательно, если число является натуральным, то оно вещественно.

2) Если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то силлогизм правилен. Если в правильном силлогизме посылки истинны, то и заключение истинно. Следовательно, если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то заключение в этом силлогизме истинно.

3) Если мы назовем Петрова ученым, то тем самым назовем его человеком. Если мы назовем Петрова человеком, то скажем правду. Следовательно, если мы назовем Петрова ученым, то скажем правду.

 

3. Преобразуйте условные умозаключения предыдущего упражнения в форму категорического силлогизма. Нарушению каких правил силлогизма соответствуют ошибки в условных умозаключениях?

 

4. Правильно ли сделаны следующие выводы?

 

1) Если крайний термин не распределен в посылках, то он не должен быть распределен в заключении. Крайний термин распределен в посылке. Следовательно, он должен быть распределен в заключении.

2) N не будет чемпионом, если не выиграет эту партию. N выиграл эту партию. Следовательно, N будет чемпионом.

3) Если два числа равны друг другу, то их квадраты также равны. Квадраты этих двух чисел равны друг Другу. Следовательно, заданные числа одинаковы.

4) Если обобщающие слова предшествуют перечислению, то перед однородными членами предложения ставится двоеточие. В этом предложении обобщающие слова предшествуют перечислению. Следовательно, в этом предложении перед однородными членами предложения ставится двоеточие.

5) Если слово «Солнце» — имя собственное, то оно пишется с большой буквы. Ученик не написал слово «солнце» с большой буквы. Следовательно, слово «солнце» не является именем собственным.

6) Если прямая речь заключает вопрос или восклицание, то вместо запятой ставится вопросительный или восклицательный знак. Прямая речь в данном случае заключает вопрос. Следовательно, вместо запятой нужно поставить вопросительный или восклицательный знак.

7) Если суждение является отрицательным, то оно или обращается просто, или вообще не обращается. Данное нам суждение не обращается. Следовательно, оно является отрицательным.

8) Если верна пословица «курить — здоровью вредить», то мне нужно срочно бросать курение. Но некоторые курят без

вреда здоровью. Следовательно, нет никакой необходимости бросать курение.

9) «Ты говоришь, мы должны считать себя счастливыми, что не знаем этого лживого, отвратительного мира с его

лживыми, отвратительными людьми. Очевидно, я одна из несчастных, ибо я-то знаю этот лживый, отвратительный мир с его лживыми и отвратительными людьми» (Шолом Алейхем. Мой первый роман).

 

5. Определите, состоятельны ли следующие умозаключения.

 

1) Если данное суждение — общеутвердительное, то его субъект распределен, а предикат — не распределен. В данном суждении предикат распределен. Следовательно, данное суждение не является общеутвердительным.

2) Если субъект в суждении распределен, то оно является или общеутвердительным, или общеотрицательным. Данное суждение не является общеутвердительным. Следовательно, субъект в суждении не распределен.

3) В творительном падеже единственного числа мужского и среднего рода пишется «-ым», «-им», а в предложном падеже пишется «-ом», «-ем». Это слово оканчивается на «-ом». Следовательно, оно стоит в предложном падеже.

4) В отрицательных и неопределенных местоимениях под ударением пишется частица «не», если же ударение падает не на частицу, то пишется «ни». В данном неопределенном местоимении ударение падает не на частицу. Следовательно, в этом неопределенном местоимении нужно писать «ни».

5) Если остановить коробку на какой-нибудь глубине и повертывать ее, то во время этого вращения на одной определенной глубине показание манометра остается неизменным, независимо от того, будет ли перепонка расположена горизонтально, наклонно, вертикально, обращена вниз или вверх. Во время вращения показание манометра не остается

неизменным при изменении положения перепонки. Следовательно, коробка не остановлена на одной глубине.

6) У существительных мужского и среднего рода в предложном падеже в неударном положении пишется «и», если ему

предшествует тоже «и». В данном слове в неударном положении не пишется «и», хотя ему предшествует тоже «и». Следовательно, это слово либо не является ни существительным мужского, ни существительным среднего рода, либо не стоит в предложном падеже.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: