Послушайте «Камаринская» М.И. Глинки




Тема урока: «Вариации. Оркестровые вариации»

 

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.

Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации.

Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.

Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, и тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями.

Вариация означает изменение.

Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!

 

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

 

Вопрос: что же здесь можно изменить?

Возможные варианты ответов:

Окрас шерсти котов.

Количество котов.

Действие котов.

Другое животное.

 

И что же у нас может получиться?

Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.

Дети предлагают свои комбинации, например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим. Полученный результат:

 

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.

 

Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:

Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

 

Третий вариант – изменение действий котов. Например:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.

 

Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.

Послушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт». Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, как композитор изменил тему.

Послушайте Э. Григ «В пещере горного короля»

https://www.youtube.com/watch?v=cqTw5vQvtu4

 

Ребята, что же происходит в пьесе? Как же композитор придумал вариации?

Тема, не изменяясь, повторяется несколько раз, меняется лишь ее сопровождение. Сначала тема сказочного марша звучит в низком регистре, затем она постепенно поднимается выше. Добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.

Ребята, вы уже много знаете о музыке, помогите мне, как можно изменить музыку? Что в ней можно поменять?

 

Ответы детей:

Силу звука

Темп

Штрихи

Высоту

Лад

Комбинации из двух, трех, четырех элементов, приведенных выше.

 

А теперь мы послушаем одно из самых знаменитых симфонических сочинений Михаила Ивановича Глинки - «Камаринская », написана в форме двойных вариаций.

Михаил Иванович Глинка любил музыку и считал её своей душой. Но с особым трепетом и уважением композитор относился к русской народной музыке.

Основным образом оркестровых произведений М.И. Глинки является зарисовка народной жизни. Композитор экспериментировал с формой сочинения и никогда не повторялся.

Тема А – основная первоначальная тема. В зависимости от количества вариаций, основная тема А остается, но она варьируется, то есть изменяется.

Буква A1 это первая вариация,

A2 вторая вариация

А3 вариация и т.д.

 

Посмотрите видео фрагмент о вариациях

https://www.youtube.com/watch?v=D70juPJQ_Uw

 

Итак сегодня мы познакомились с музыкальной формой которая называется вариация.

Послушайте «Камаринская» М.И. Глинки

https://www.youtube.com/watch?v=Tsstrdyq6f4&t=5s

 

Определите характер мелодии. Тембры каких инструментов вы услышали?

Первая тема – русская народная свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких». Мелодия напевна, лирична и задумчива. Она написана в форме вариаций – с изменениями - сначала деревянными духовыми, потом виолончелями и в третий раз, всем оркестром, подражая звучанию хора.

Какой характер второй темы «Камаринской»?

По характеру эта плясовая мелодия быстрая, стремительная, веселая. Мы как будто попадаем на праздник, где под звучание балалаек царит всеобщее веселье. Вариации затрагивают не тему, а только подголоски, это придаёт музыке затейливость и разнообразие.

Замысел этого гениального произведения как говорил сам композитор - прост. Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях.

Одна – протяжная свадебная «Из-за гор, гор высоких», другая – плясовая «Камаринская».

 

Домашнее задание

 

1. Посмотреть видео фрагмент

2. Послушать музыкальные фрагменты

3. Слушать и петь песню «Дети любят рисовать» Э.Шаинский

https://www.youtube.com/watch?v=GR9Kn6lo9xk

 

ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ

Музыка Владимира Шаинского

Слова Эдуарда Успенского

 

Вот мы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей!

Припев:
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!

Вот вам тётя жарит пышку,
Рядом кот, он ловит мышку,
Но никто не разберёт -
Где же тётя, где же кот.

Это что же за зверюшка -
Много ног, одна макушка?
То ли зверь-сороконог,
То ли очередь в ларёк?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: