Р О С С И Й С К А Я А К А Д Е М И Я П Р А В О С У Д И Я
Для служебного пользования
Экз. №__
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник военной кафедры |
полковник юстиции В.А. Михалёв |
«____» ________ 2011 г. |
Доктор военных наук, доцент
полковник Калашников В.Н.
Л Е К Ц И Я
по учебной дисциплине «Управление войсками» на тему:
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры |
«__» _______ 2011 г. Протокол №__ |
Москва-2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть:
1. Основы управления войсками.
2. Система управления войсками.
3. Система руководства и управления Вооруженными Силами РФ.
Заключение.
Литература:
1. Управление войсками. Конспект лекций. – М.: РАП, 2003 г. (ДСП).
2. Управление войсками и служба штабов. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 2000 г. (ДСП).
3. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода. Книга 1. – М.: Воениздат, 1985 г. (ДСП).
4. Боевой устав Сухопутных войск. Часть II, Батальон, рота. – М.: Воениздат, 1982 г. (ДСП).
5. Тактика. – М.: Воениздат, 1988.
Учебно-материальное обеспечение
1. Мультимедийная поддержка.
2. Плакаты.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большое внимание у нас в стране и за рубежом уделяется изучению и развитию теории управления как науки, которая изучает общие закономерности управления и формулирует принципы и требования к управлению, которыми должны руководствоваться должностные лица органов управления.
Предметом теории управления войсками являются законы (закономерности) и принципы управления; требования к управлению; организационные формы, техническое оснащение и методы функционирования системы управления.
|
Теория и практика управления войсками развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий. До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки. По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что, выполнив ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже - штабы объединений, соединений и частей. Дальнейшее усложнение процесса управления войсками потребовало расширения круга лиц, привлекаемых к участию в нем. Возрастание значения морально-психологического состояния личного состава, организованности и сознательной дисциплины для достижения победы в бою обусловило участие политорганов (органов воспитательной работы) в решении задач управления войсками. Появление в армиях новых родов войск и специальных войск, неуклонное повышение их роли в достижении успеха в бою потребовали включения в органы управления начальников родов войск и специальных войск. В распоряжение органов управления поступали все более совершенные технические средства наблюдения, связи, и передвижения. Это позволяло успешно решать задачи управления в усложнявшихся условиях ведения боя, непрерывно совершенствовать методы руководства войсками при подготовке и в ходе боя.
|
В современных условиях управление войсками - сложный процесс, в котором участвуют командиры, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб.
Цель настоящей лекции – ознакомить студентов с основными положениями теории управления войсками.
Основы управления войсками
Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. От качества управления войсками всегда зависел успех боя, умелое руководство подразделениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.
Основной целью управления является обеспечение максимальной эффективности использования войск при подготовке и выполнении поставленных боевых задач. Достижение цели управления обеспечивается решением совокупности задач управления. Задачи управления определяются содержанием повседневной деятельности войск, характером боевых действий в современной войне, боевыми задачами соединений и частей, особенностями вооружения и способами его боевого применения. Выделяют задачи управления повседневной деятельностью войск и задачи управления подготовкой и ведением боевых действий (задачи боевого управления). Кроме того, есть задачи информационные, расчетные, информационно-расчетные и др.
|
С задачами управления тесно связаны функции управления. Структурно процесс решения каждой задачи есть выполнение определённой совокупности взаимосвязанных функций.
Основное содержание управления войсками составляют: организация и непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки; подготовка и принятие решения; доведение задач до подчиненных; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия; организация и осуществление мероприятий по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, по всем видам обеспечения боя; организация и обеспечение устойчивой работы системы управления, руководство подготовкой подчинённых органов управления, войск к бою; непосредственное управление действиями войск (сил) при выполнении ими боевых задач; организация и осуществление контроля, и оказание подчиненным необходимой помощи и другие мероприятия.
Процесс управления носит циклический характер. Цикл управления - это промежуток времени, в течение которого выполняются все функции управления, замыкаясь обратной связью.
Хорошо организованное и непрерывное управление войсками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по противнику, эффективное применение имеющихся средств поражения в полное использование боевых возможностей подразделений и частей, своевременное осуществление мероприятий по защите от ядерного, химического, высокоточного и зажигательного оружия противника. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки добиваться успешного выполнения поставленных задач в установленные сроки.
В современном общевойсковом бою могут складываться достаточно сложные условия управления войсками. Необходимо руководить подразделениями и частями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую на зараженной местности, при наличии обширных зон разрушений, пожаров и затоплений. Частые и быстрые переходы от одного вида боя к другому обуславливают необходимость организовывать бой в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении войск.
Управление войсками осуществляется обычно в условиях неопределённости: командир, принимая решение, зачастую не располагает достаточной информацией о важнейших элементах обстановки. Нередко ему придется одновременно организовывать действия войск по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления противника в расположении своих войск, ликвидацией последствий применения противником ядерного, химического, высокоточного или зажигательного оружия.
Возрастание пространственного размаха современного общевойскового боя приводит к увеличению расстояний между пунктами управления, к необходимости координировать усилия войск, рассредоточенных на площадях, в несколько раз больших, чем в годы Великой Отечественной войны. Высокий темп развития боя, быстрые и резкие изменения обстановки требуют частого перемещения пунктов управления, вынуждают командира и штаб руководить войсками на ходу, в темпе боя - собирать сведения об обстановке, принимать решения и доводить их до непосредственных исполнителей в кратчайшие сроки. Чтобы успешно вести борьбу со средствами ядерного и химического нападения, системами высокоточного оружия противника, эффективно использовать свои средства поражения для решения других важных задач на поле боя, необходимы быстрота и исключительная точность проведения сложных тактических расчетов. В современном общевойсковом бою возрастает уязвимость пунктов и средств управления от ядерного и высокоточного оружия, диверсионно-разведывательных групп противника, работа радиотехнических средств ведется в условиях постоянных радиопомех. Кроме того, применение противником ядерного и высокоточного оружия может повлечь большие потери в личном составе органов управления, нарушение связи, выход из строя пунктов управления подразделений и частей.
Хотя объем мероприятий по руководству войсками неизмеримо возрос, сроки на их выполнение постоянно сокращаются. Если в годы минувшей войны на подготовку боя затрачивалось в среднем 15 суток, то теперь этот период сводится к нескольким часам.
Вследствие усложнения условий подготовки и ведения современного общевойскового боя значительно повысились требования к управлению войсками. Управление войсками может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.
Устойчивость управления - свойство системы, характеризующее её способность выполнять задачи и функции управления в условиях комплексного воздействия противника. Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия противника. Ни удары средств поражения, ни действия подразделений или частей противника не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Даже если противнику удалось ядерными, химическими ударами или массированным применением высокоточного оружия нарушить управление войсками, оно должно быть немедленно восстановлено.
Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что противник рассматривает нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою. Кроме того, он располагает и необходимыми возможностями для решения этой задачи - высокоэффективными и дальнобойными средствами поражения, высокоподвижными подразделениями и частями наземных войск, аэромобильными войсками.
Для достижения устойчивости управления войсками наряду с уничтожением ядерных, химических и высокоточных средств поражения противника и срывом действий его сил, направленных на нарушение управления войсками, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управления, с тем, чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления войсками самостоятельно, тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными подразделениями и частями с других пунктов. Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты правления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управления войсками и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавления и поражения самонаводящимся оружием противника. Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех подразделений, которые обеспечивают их работу в бою, высокая морально-психологическая подготовка личного состава позволяют успешно решать задачи устойчивого управления войсками в сложных условиях длительного воздействия современных средств поражения противника.
Непрерывность управления - свойство системы, характеризующее её способность обеспечивать процессы решения задач управления и выполнение функций, без недопустимых по длительности перерывов в управлении.
Требование непрерывности управления предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач.
Для достижения непрерывности управления войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчинёнными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящими командиром и штабом. Каждый командир должен назначить себе заместителей, помимо штатных, предусмотреть определенный резерв сил и средств связи и быть готовым в любое время принять на себя руководство войсками в случае выхода из строя старшего командира. Если в результате ядерного, химического удара или применения противником высокоточного оружия управление окажется нарушенным, командиры и штабы незамедлительно принимают все необходимые меры для его быстрейшего восстановления.
Обязательным условием достижения непрерывности управления войсками являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия войск на преодоление встречающихся трудностей.
Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, то есть своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия и всестороннего обеспечения до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных о противнике и других элементах обстановки.
Под оперативностью управления понимается способность системы управления обеспечивать решение за дач управления в установленные сроки. Оперативность обеспечивает упреждение противника в осуществлении всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. Основным показателем оперативности является время решения задачи. В зависимости от условий обстановки и характера задач управления требования по оперативности их решения не могут быть одинаковыми. Наиболее жесткие требования по оперативности предъявляются к первоочередным задачам, обусловливающим выполнение основной боевой задачи.
Высокая оперативность управления особенно необходима в ходе боя. Если войска наступают с темпом 4-5 км/ч, то распоряжение о действиях в новой обстановке, доведенное, например, за 20 мин, застанет их, когда они продвинутся вперед почти на 2 км. При завязке встречного боя, когда войска сторон двигаются навстречу друг другу со скоростью 25—30 км/ч, за 20 мин взаимное положение войск сторон может измениться в пределах 15-20 км. Вполне понятно, что при замедленной реакции органов управления на развитие событий отданные распоряжения могут оказаться несоответствующими реальной обстановке на поле боя.
В современных условиях все мероприятия по организации боя и руководству войсками в ходе его должны проводиться с минимальными затратами времени, чтобы обеспечить войскам упреждение противника в действиях. Это достигается постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на её изменения, своевременным уточнением (при необходимости) ранее принятого решения и поставленных подчиненным задач. Решающее значение имеют быстрое добывание данных о противнике, своевременность докладов подчиненных, особенно при внезапных и резких изменениях обстановки, хорошо налаженная информация со стороны старшего командира и соседей.
Оперативность управления достигается высокой личной подготовкой командиров, офицеров штабов, органов воспитательной работы, начальников родов войск, специальных войск и служб, умелым выполнением ими своих функциональных обязанностей, организованностью и слаженностью в действиях всех органов управления, применением таких методов работы, при которых затрачивается минимально необходимое время на мероприятия по управлению войсками. Большую роль играет наличие совершенных технических средств, обеспечивающих механизацию и автоматизацию трудоемких управленческих процессов, комплексное использование всех технических средств управления.
Скрытность управления - свойство управления, характеризующее способность системы управления, исключить случаи утечки информации о процессах, протекающих в системе управления, сохранить в тайне от противника мероприятия, проводимые командирами, штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служб в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт минувших войн, из-за нарушения скрытности управления войска нередко несли неоправданные потери и не выполняли поставленных задач.
В современном бою скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезапности действий, увеличением возможностей разведки противника и применением им высокоэффективных и дальнобойных средств поражения. Если противнику удастся вскрыть замысел боя, он может сорвать его ударами ядерного, химического и высокоточного оружия. Обнаружив пункты управления, противник может быстро вывести их из строя и тем самым нарушить управление войсками. Чтобы исключить подобные последствия, необходимо сохранять в строжайшей тайне все то, что делается в органах управления для подготовки и ведения боя.
Скрытность управления войсками достигается выполнением целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления войсками применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления войсками и дезинформации противника.
К основным принципам управления войсками, применяемым с учетом конкретной обстановки в современном общевойсковом бою, относятся: единоначалие; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления; знание личного состава, опора на подчиненных командиров.
Единоначалие - важнейший принцип управления, войсками, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и несёт персональную ответственность за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач. Хотя в управлении войсками принимают самое деятельное участие штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб, тем не менее, всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия. Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения ли многих людей воле одного - руководителя. Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует и обеспечивает их выполнение. Командиры-единоначальники всех уровней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. И хотя каждый командир при решении задач управления войсками опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.
Если принимаются нецелесообразные решения, подчиненные подразделения и части применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются, командир отвечает по всей строгости законов военного времени.
Централизация управления войсками проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели. Она особенно важна при решении вопросов, связанных с применением ядерного оружия, с использование и войсками достигнутых при этом результатов, необходимостью уничтожения, прежде всего средств ядерного, химического поражения, систем высокоточного оружия противника, с действиями войск в зонах заражения, в районах разрушений, пожаров и затоплений. Чем большей мощностью и дальнобойностью обладают имеющиеся средства борьбы, тем большая степень централизации управления ими в более высокой инстанции необходима.
Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль.
В современных условиях, когда обстановка на поле боя меняется часто и быстро, инициативные действия всех должностных лиц, участвующих в управлении войсками, приобретают несравненно большее значение. Каждый командир обязан проявлять разумную инициативу в определении способов выполнения полученных задач. Если в ходе боя обстановка резко изменилась и нет возможности своевременно получить необходимые распоряжения, он должен принять на себя всю полноту ответственности и, руководствуясь общей целью и замыслом старшего командира, самостоятельно реагировать на изменения обстановки, быстро принять необходимые меры, обеспечивающие выполнение боевой задачи в новых условиях боевой обстановки.
Постоянное знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие выполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных войск, принять оптимальное решение на бой. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в обстановке.
В современных условиях возрастает роль предвидения хода событий на поле боя. Предвидение перспектив развития событий позволяет удачно преодолеть такие трудности современного боя, как неполнота данных обстановки и недостаток времени, заранее обоснованно намечать пути и средства достижения поставленной цели. Предвидеть возможные изменения обстановки командир должен сегодня на значительно большую глубину и с большим упреждением во времени, чем это требовалось в годы минувшей войны. А это зависит главным образом от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, от учета факторов, влияющих на развитие событий, ведения активной целеустремленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со стороны вышестоящих органов управления и соседей.
Опыт прошлого показывает, что твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою. В критические моменты боя, когда напряжение сил противоборствующих сторон достигает наивысшего предела, побеждает тот, кто сохраняет веру в победу и стремится довести до конца выполнение принятых решений и планов. На успех можно рассчитывать только при условии, если благодаря высокой требовательности командира, штаба, других органов управления все усилия войск решительно объединяются и направляются на преодоление встретившихся трудностей, на полное и точное выполнение принятых решений и планов. Единство воли командира и подчиненных, стремление всех успешно завершить начатый бой, точно выполнить замысел старшего командира и добиться успешного решения общей боевой задачи позволят ослабить влияние на ход событий любых неожиданностей, свести до минимума влияние неблагоприятных случайностей.
Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь не есть стремление вопреки здравому смыслу или необходимости придерживаться решений и планов, которые уже не отвечают реальной боевой обстановке, Твердость и настойчивость в проведении принятых решений планов в жизнь должны проявляться лишь до тех пор, пока это обеспечивает разгром противника как можно меньшими силами, иначе это вызовет неоправданные потери в силах, средствах и времени, снизит боеспособность войск, подорвет веру в способность командиров привести войска к победе. Избежать этого можно своевременным уточнением или изменением решений и планов, переставших соответствовать обстановке, а при необходимости и отказом от них, принятием и проведением в жизнь новых решений и планов.
Исторический опыт свидетельствует, что успешным руководство войсками могло быть только при достижении высокой организованности и творчества в работе органов управления.
Командиры, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хорошо знать, и умело выполнять свои функциональные обязанности, а действия всего управленческого организма в целом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспечивающими точное и своевременное выполнение мероприятий по управлению войсками в сложных условиях современного общевойскового боя.
Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски все новых путей решения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.
Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственно творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая сознательность, боевые и морально-психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики.
Каждый из рассмотренных принципов управления войсками в различных условиях современного общевойскового боя играет неодинаковую роль. Непременным условием успешной реализации основных принципов управления войсками при подготовке и в ходе боя являются главным образом высокие личные качества и профессиональная подготовка офицеров, применение ими совершенных методов работы и умелое использование технических средств при решении задач управления, постоянное знание противника, строжайшее сохранение в тайне всех мероприятий по управлению войсками, обеспечение живучести системы управления.