Модель оснащения административного помещения




образовательного учреждения начального общего образования*

№ п/п Компоненты оснащения административного помещения начальной школы   Единицы
I Нормативные документы, программно- методическое обеспечение, локальные акты  
  ФГОСы ОО по предметам базисного учебного плана (БУПа). Образовательные программы по предметам БУПа. Учебные программы по предметам БУПа. Планируемые результаты обучения по предметам БУПа. Авторские учебные программы. План работы образовательного учреждения на квартал, полугодие, учебный год. Расписание учебных занятий по обязательной программе. Расписание работы факультативов. Расписание занятий по программам дополнительного образования. Расписание индивидуальных занятий. Комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам БУПа. Материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации учащихся по классам, в том числе в электронном виде. Материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения. Материалы (базы данных), отражающие динамику профессионально-личностного развития педагогов образовательного учреждения    
II Учебно-методические материалы (учебно-методический инструментарий)  
  УМК (аннотированные перечни УМК) по предметам БУПа. Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа, внеклассному чтению. Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа. Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр. База данных о лучших педагогических практиках в области начального общего образования. База данных о лучших управленческих практиках в области начального общего образования    
III Технические средства  
  Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором. Принтер. Сканер. Телевизор. Видеомагнитофон    
IV Оборудование (мебель)  
  Комплект офисной мебели. Накопители информации на бумажных носителях. Накопители информации на электронных носителях    

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ
И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения начального общего образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Целевая ориентированность учебно-методического и информационногоресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в рамках соответствующих (формируемых) регламентов, в совокупности определяющих качество информационной среды школы.

За основу учебно-методического и информационного обеспечения реализации основных образовательных программ приняты Планируемые результаты освоения основных образовательных программ.На рисунке 1 представлена графическая интерпретация мониторинга результатов образования учащихся (классов), осуществляемого на основе внешней экспертизы.

 

 

Рис. 1

 

Новые образовательные стандарты нуждаются в новой системе информационного обеспечения, позволяющей квалифицированно отслеживать обратную информацию с использованием единых по Российской Федерации Контрольных измерительных материалов с последующей их графической интерпретацией (см. рис. 2).

Рис. 2.

 

Учебно-методические и информационные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

– управленческую деятельность администраторов начального общего образования, базисного учебного плана, примерных учебных планов по предметам, образовательных программ образовательного учреждения, программ развития универсальных учебных действий, модели аттестации учащихся, рекомендаций по проектированию учебного процесса и т.д.;

– образовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);

– образовательную деятельность обучающих (учителей начальной школы, психологов, диагностов и т.д.).

Учебно-методические и информационные ресурсы включают: печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.

Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных учебно-методических и информационных ресурсов начального общего образования (образовательных учреждений начального общего образования) являются системные действия администраторов по начальному общему образованию, органов управления образованием по выполнению настоящих Требований, объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий.

Основными нормативными документами, определяющими требования к учебно-методическим и информационным ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются:

– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

– коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Данные документы базируются на принципах сочетания универсального и особенного, инвариантного и вариативного. Универсальное определяет то общее, что присуще любым учебно-методическим и информационным ресурсам независимо от сферы его применения (использования), от содержания того или иного учебного предмета.

Федеральный перечень учебников и коллекция цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в своей основе должны быть инвариантны.

Вместе с тем реализация содержания предмета (учебного плана по тому или иному (определенному) учебному предмету) с неизбежностью требует привлечения дополнительных или особенных компонентов учебной литературы, которые рассматриваются как учебно-методический комплекс или дополнительные компоненты ЦОР.Так, очевидно, что музыкальные инструменты составляют неотъемлемый компонент оснащения образовательного процесса по предмету «Музыка».

В предметном контексте Федеральный перечень учебников и коллекция ЦОР, безусловно, вариативны. Количественные характеристики того или иного учебно-материального ресурса не могут не разниться, так как необходимо учитывать реальную наполняемость класса, наличие малокомплектных сельских начальных школ, ряд других объективных обстоятельств. Однако в любом случае каждый конкретный вид ресурса должен быть необходимым и достаточным для эффективного решения учебно-воспитательных задач, представлять собой ресурсный комплекс.

Рассмотрение требований на федеральном уровне инициирует коррективы в перечень данных государственного статистического наблюдения с целью отслеживания по крайней мере потенциальной возможности воздействия информационно-методического обеспечения на достижение планируемых результатов обучения.

Возникает целесообразность учета ряда показателей, характеризующих потенциальные возможности информационно-методического ресурса.

Такими показателями можно считать:

– в разделе «Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений» (формы № 83-РИК,
№ ОШ-1 и др.) отдельной строкой – учет специалистов IT-технологий (специалистов, занимающихся внедрением IT-технологий);

– в разделе «Сведения о материальной базе учреждений»
(форма № 1-ДО и др.) – наличие в учреждениях специализированных компьютерных классов с соответствующим оборудованием;

– в форме № ОШ-1 в разделе «Сведения о школьной библиотеке» – наличие в образовательном учреждении цифровых образовательных ресурсов (электронные учебники, мультимедийные программы и т.д.), а в разделе «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» дополнительно к наличию в учреждении электронной почты – наличие сайта образовательного учреждения.

Полнота учебно-методических и информационных ресурсов должна учитываться и при государственной аккредитации общеобразовательных учреждений. Предлагается дополнение критериальных значений основных показателей государственной аккредитации:

– в разделе «Информационно-техническое оснащение образовательного процесса» показатель «Степень обеспечения информационных ресурсов по сопровождению образовательного процесса» дополняется критериями «Обеспеченность цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и методическое сопровождение используемых ЦОР» (не менее 50% от перечня рекомендуемых ЦОР и 100% наличие методического сопровождения ЦОР, используемого в конкретном образовательном учреждении).

Система регламентов предлагаемого проекта Требований представляет собой нормативные акты, инструктивно-методические и рекомендательные документы, регламентирующие образовательный процесс в части его учебно-методического и информационного обеспечения, а также требования по информационному обеспечению процесса реализации ФГОС и его методическому сопровождению, включая методику использования автоматизированного мониторинга и систем управления базами данных.

Таким образом, система регламентов, способствующих формированию и воспроизводству учебно-методических и информационных ресурсов реализации основной образовательной программы начального общего образования на федеральном уровне, включает в себя:

1. Ресурсы обеспечения управленческой деятельности администраторов начального общего образования (руководителей образовательного учреждения):

– критерии и индикаторы эффективности образовательного процесса в начальной школе на ос­нове Планируемых резуль­татов образования. Комплект соответствующих ведомственных нормативных и инструктивно-методических документов;

– примерная образовательная программа ОУ начального общего образования, примерная программа развития универсальных учебных действий. Модели итоговой аттестации учащихся начальной школы. Инструктивно-методическое письмо о проведении итоговой аттестации учащихся начальной школы;

– модели мониторинговых исследований личностного развития учащихся начальной школы на основе освоения способов деятельности. Инструктивно-методические рекомендации по проектированию учебного процесса в начальной школе в условиях действия ФГОС;

– модель подсистемы оценки информационно-методических ресурсов реализации основной образовательной программы начального общего образования;

– положение о взаимо­действии общеобразова­тельных учреждений с учреждениями куль­туры, здравоохране­ния, спорта и туризма в целях создания учебно-развивающей и здоровьесберегающей среды.

2. Ресурсы обеспечения образовательной деятельности обучающих (учителей начальной школы):

– базисный учебный план, примерные (базисные) учебные программы по предметам учебного плана;

– положение о класси­фикаторе передовых технологий формиро­вания универсальных учебных действий. Положение о создании банка моде­лей деятельности учителей по формированию универ­сальных учебных действий;

– методика оценки эффективности деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий. Инструктивно-методическое письмо, определяющее состав подлежащих формированию универсальных учебных действий и соответствующие педагогические технологии;

– методические рекомендации по внедрению в учеб­ный процесс технологий деятельностного обучения. Методические рекомендации по использованию современных методик и технологий управления учебной деятельностью ученика. Типовые инструкции, технологические карты для организации различных видов деятельности ученика;

– методические рекомендации по достижению планируемых результатов образования в начальной школе и по использованию инструментария их оценки. Пакет диагностических ма­териалов по кон­трольно-оценочной деятельности;

– положение о персонифицированной базе данных, отражающих динамику личностного развития обучающихся на этапе начальной школы. Положение о системе мониторинга процесса достижения пла­нируемых результатов образования в начальной школе;

– задачи и мероприятия Федеральной целевой программы развития образования по созданию и обновлению научно-методических, учебно-методических и иных пособий для педагогических и управленческих кадров начального общего образования;

– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

– каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета для педагогических и управленческих кадров начального общего образования. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в начальной школе.

3. Ресурсы обеспечения учебной деятельности обучающихся (учащихся начальных классов):

– типовые правила выполнения практических и лабора­торных работ в условиях образовательного учреждения начального общего образования;

– инструктивно-методическое письмо о типах и видах занятий и перерывов между заня­тиями в образователь­ном учреждении начального общего образования;

– нормативы обеспеченности образовательных учреждений начального общего образования учебной литературой, дополнительной учебной, познавательной, художественной литературой, ЦОР.

– положение об оснащении предметных кабинетов начальной школы;

– утверждаемый ежегодно Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

– каталог ЦОР и образовательных ресурсов Интернета для обучающихся на начальной ступени общего образования;

– задачи и мероприятия Федеральной целевой программы развития образования по созданию и обновлению фонда учебной, дополнительной учебной, познавательной, художественной литературы для обучающихся на начальной ступени общего образования, созданию и обновлению для них ЦОР и образовательных ресурсов Интернета, информационно-методическому обеспечению предметных кабинетов образовательных учреждений начального общего образования Российской Федерации.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовое обеспечение – важнейший компонент Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Его назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию требований к информационно-методическим, кадровым, учебно-материальным и иным ресурсам на каждом уровне управления образованием.

Финансовый механизм является интегрирующим фактором эффективности условий реализации основных образовательных программ и направлен на обеспечение деятельности основного субъекта образовательного процесса – учителя необходимыми и достаточными для эффективной реализации планируемых результатов ресурсами.

Требования к финансовому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования формулируются с учетом общего (целевого) назначения финансовых ресурсов в системе общего среднего образования.

Вместе с тем они отражают особенности начальной школы, выступающей базовым, исходным звеном данной системы, что вызывает необходимость дополнительного финансирования учебно-материального, кадрового, информационно-методического обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Финансовое обеспечение условий реализации основной образовательной программы должно осуществляться с учетом следующих требований:

– механизм формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования должен определяться модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования;

– финансирование расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования должно осуществляться субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося;

– базовым принципом финансирования образовательных учреждений должен быть принцип «средства следуют за учеником», а объем финансирования не должен зависеть от числа работников образовательного учреждения;

– величина регионального расчетного подушевого норматива – минимально допустимого объема финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, должна выступать в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам данного региона и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов;

– органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов сверх установленного регионального расчетного подушевого норматива;

– образовательное учреждение определяет базовую и стимулирующую части фонда оплаты труда, самостоятельно устанавливает штатное расписание, определяет в общем объеме средств долю, направляемую на:

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

оснащение оборудованием помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителям, педагогическим работникам, учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему персоналу образовательного учреждения.

В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость.

Расчет поощрительных выплат по результатам труда должен осуществляться с учетом и на основе принципа демократического, государственно-общественного управления образовательным учреждением в соответствии с разработанными образовательным учреждением критериями, характеризующими качество обучения и воспитания.

Финансовое обеспечение должно гарантировать возможность:

– кадрового обеспечения образовательного учреждения специалистами, имеющими базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформи­рованной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни;

– повышения квалификации педагогических кадров, обеспечения их готовности к введению ФГОС, в том числе формированию у учащихся универсальных учебных действий, достижению планируемых результатов на основе системно-деятельностного подхода;

– обеспечения образовательного процесса необходимым и достаточным набором средств обучения и воспитания (наглядные пособия, оборудование, печатные материалы, мультимедийные средства и др.), позволяющих в полном объеме реализовать Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

– формирования необходимого и достаточного набора образовательных, информационно-методических ресурсов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

– создания санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса, своевременного и качественного выполнения ремонтных работ;

– установления:

стимулирующих выплат педагогическим работникам за достижение высоких планируемых результатов;

стимулирующих выплат руководителям учреждений образования;

стимулирующих коэффициентов образовательным учреждениям в соответствии с достигнутыми результатами.

Требования к системе оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений сферы начального общего образования выступают одним из важнейших компонентов условий финансового обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. В этой связи устанавливаются Требования, позволяющие адаптировать модельную методику формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования к условиям реализации ФГОС.

Требования по введению дополнений к нормативу (финансовых средств) на создание условий реализации ФГОС, в том числе затрат на материально-техническое, кадровое, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, также включены разработчиками в модельную методику. При этом изменение норматива финансирования должно быть отражено в формуле расчета субвенций, направляемых в субъекты Федерации, а также в формуле расчета ФОТ образовательного учреждения.

Требование по использованию коэффициента качества образовательной услуги при определении ФОТ образовательного учреждения, методика определения которого предложена в данном проекте, также включено в модельную методику. При этом за достижение эффективных планируемых результатов образовательным учреждением рекомендуется использовать коэффициент Коу=1,2; допустимых результатов – Коу=1,1; критических результатов – Коу=1,0.

1. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения  
Модельная методика, утвержденная министром образования и науки РФ А. А. Фурсенко 22 ноября 2007 г. Предложения в соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ  
ФОТ = N*П*Д*У, где ФОТ=(N+D)*П*(Д * Коу)*У, где  
N норматив на реализацию государственного стандарта N норматив на реализацию государственного стандарта 70%  
    D D=d1+d2+d3+d4, где d1–дополнение к N затрат на информационно-методическое обеспечение ФГОС;     d2 –дополнение к N затрат на повышение квалификации, стажировку;   d3 – дополнение к N затрат на материально-техническое обеспечение;   d4–дополнение к N затрат на оплату труда 30%   5%от ФОТоу Основные направления: *на формирование УМК *на внедрение разнообразных форм методической работы 2%от ФОТ ппс Основные направления: *краткосрочные и длительные КПК-1% *дистанционное обучение – 0,5% *индивидуальные образовательные траектории ПК педагогов –0,5%   3%     ФОТоу= ФОТбаз+ ФОТ стим. ФОТ баз= ФОТ общ.+ ФОТ спец. Дополнение 20% к общей части базового ФОТ по квалификационно-му уровню и соответствующей квалификационной группе как гарантированная оплата труда учителя исходя из количества учебных часов и численности учеников в классе    
П поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения; П поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения    
Д доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления. Д доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государст-венного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления      
    Коу коэффициент качества образовательной услуги по 3 уровням: Коу 1 – критический; Коу 2 –допустимый; Коу 3 – эффективный Оценка достижения планируемых образовательных результатов на основе экспертной оценки  
У количество учащихся в образовательном учреждении У количество учащихся в образовательном учреждении    
При определении стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении представляется необходимой дифференциация расчетов с учетом специфики начальной школы. Такой подход позволяет учесть глубокие различия и специфику функционирования каждого из уровней общего образования. При этом, так же как и в предыдущем разделе, ФОТ должен быть увеличен на величину, необходимую для выполнения Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.    
2. Определение стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении  
Стоимость 1 ученико-часа   Стоимость 1 ученико-часа  
    Начальная школа  
Стп= ФОТ аз*34 (а1*в1+а2*в2+а3*в3…а10*в10+а11*в11)*52, где   Стп=(ФОТ аз+D)*34 (а1*в1+а2*в2…+а4*в4)*52, где  
Стп стоимость 1 ученико-часа Стп стоимость 1 ученико-часа  
ФОТ аз фонд оплаты аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс ФОТ аз фонд оплаты аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс  
  количество недель в учебном году   количество недель в учебном году  
  количество недель в календарном году   количество недель в календарном году  
    D дополнение к N на информационно-методическое обеспечение, затрат на повышение квалификации, стажировку, на материально-техническое обеспечение ФГОС; 20% –стимулирующий фонд  
а 1–а11 количество обучающихся в классах а 1– а 4 количество обучающихся в классах  
в 1– в 11 годовое количество часов по учебному плану в 1– в 4 годовое количество часов по учебному плану  
  При формировании заработной платы руководителя образовательного учреждения на базе предложенной методики применяется коэффициент качества образовательной услуги за достижение эффективных результатов Коу=1,2; допустимых результатов Коу=1,1; критических результатов Коу=1,0. Специальное применение данного коэффициента представляется особо важным в целях повышения ответственности руководителей образовательных учреждений за достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.    
3. Расчет заработной платы руководителя образовательного учреждения  
  ЗПр= ЗПпер * К, где ЗПр= ЗПпер * К*Коу, где  
ЗПр заработная плата руководителя образовательного учреждения ЗПр заработная плата руководителя образовательного учреждения  
ЗПпер средняя зарплата педагогических работников данного учреждения ЗПпер средняя зарплата педагогических работников данного учреждения  
К коэффициент по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образования субъекта РФ К коэффициент по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образования субъекта РФ  
    Коу коэффициент качества образовательной услуги по 3 уровням: Коу 1 – критический; Коу 2 – допустимый; Коу 3 – эффективный  
                     

 

 


* Следует у читывать, что состав компонентов оснащения помещений (кабинетов) тех или иных администраторов начального образования неизбежно будет в определенной степени отличаться ввиду, например, разного объема и специализации их управленческих функций. В данной модели представлена общая, совпадающая номенклатура компонентов оснащения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: