Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №10
Тема программы: Тема№2 Организация работы и отдыха локомотивных бригад.
Тема занятия №10: Изучение должностной инструкции локомотивной бригаде: обязанности локомотивной бригады, помощника машиниста, права и ответственность.
Цель занятия: Изучить Обязанности локомотивной бригады, помощника машиниста, права и ответственность помощника машиниста.
План урока
I. Изучение нового теоретического материала.
Инструкция № ЦТ- 0106 гласит:
Обязанности локомотивной бригады
Работники локомотивных бригад должны:
3.1 - Знать и четко выполнять требования:
- Правил технической эксплуатации железных дорог Украины;
- Инструкции по сигнализации железных дорог Украины;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины;
- Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава на железных дорогах Украины;
- действующих инструкций, приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, отнесенных к кругу обязанностей работников локомотивных бригад;
- правил и инструкций по:
- безопасности движения;
- охраны труда;
- пожарной безопасности;
при эксплуатации и ремонте локомотивов (МВПС).
3.2 - Постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство, посещать в установленном порядке технические занятия с зачетной проверкой знаний, проходить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.
3.3 - Приходить на работу после отдыха одетыми по форме в сроки, которые определяются графиком работы и по вызову дежурного по депо.
Если нет возможности явки на работу в указанное время, об этом необходимо срочно сообщить дежурному по депо или нарядчику локомотивных бригад.
3.4 - Проходить установленным порядком:
- предрейсовый медицинский осмотр;
- инструктажи по безопасности движения;
- инструктажи по охране труда;
- знакомиться под роспись с документами по безопасности движения.
- Проходить предрейсовый медицинский осмотр в пунктах оборота, где это установлено, и после поездки (смены) в соответствии с разработанными графиками.
Во время отдыха в пункте оборота полноценно использовать предоставленное время для отдыха.
3.5 - При нахождении на работе иметь при себе:
помощнику машиниста:
- удостоверение помощника машиниста;
- служебный и технический формуляры;
- талон предупреждения;
- выписку о допустимых скоростях движения на участках;
- удостоверение личности;
- удостоверение о допуске к работе с электроустановками;
- удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда.
3.6 - Выполнять оперативные распоряжения:
- руководителей депо;
- машинистов-инструкторов;
- дежурных основного или оборотного депо пункта смены локомотивных бригад;
- поездного и локомотивного диспетчера;
- энергодиспетчера;
- дежурного по станции;
- или другого лица, которое отвечает за организацию движения поездов и выполнения маневровой работы.
3.7 - Проводить приемку и сдачу локомотива (МВРС);
- точно придерживаясь требований:
- ПТЭ;
- действующих инструкций;
- правил и положений из технического обслуживания локомотивов и МВРС;
- требований правил охраны труда;
- требований местных инструкций.
Локомотивная бригада несет ответственность за сохранение инструмента и инвентаря, который находится на локомотиве (МВПС).
3.8 - При ведении поезда и маневровой работе выполнять установленный регламент переговоров:
- между машинистом и помощником машиниста;
- между локомотивной бригадой и поездным диспетчером или с дежурными по станциям.
3.9 - Придерживаться рациональных режимов вождения поездов, которые обеспечивают выполнение графика и безопасность движения соответственно требованиям ПТЭ.
3.10 - Контролировать установленным порядком работу:
- приборов безопасности;
- узлов и агрегатов локомотивов (МВПС);
периодически проверять их состояние, в том числе противопожарное.
Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла при остановках на промежуточных станциях.
Придерживаться периодичности контроля за работой: - машин;
- механизмов и агрегатов локомотива (МВПС);
в пути следования поезда порядком и в местах, установленных начальником депо:
- для тепловозов, электровозов и дизель-поездов -
не реже чем через 30 минут;
При продолжительности остановки поезда:
- 2 - 5 минут помощник машиниста должен проводить осмотр ходовых частей локомотива с обеих сторон, проверяя при этом температуру нагревания и состояние буксовых узлов.
- Более 5 минут - осмотр ходовых частей выполняет машинист.
По прибытии на конечную станцию локомотивная бригада должна провести:
- осмотр ходовых частей;
- проверку буксовых узлов на нагрев.
Порядок осмотра ходовых частей электро- и дизель-поездов устанавливается местными инструкциями.
Контроль записей параметров на скоростемерной ленте локомотивная бригада обязана проводить с периодичностью не реже, чем 30 минут.
3.11 - При выявлении неисправности локомотива употреблять все необходимые меры по ее устранению, с обеспечением:
- выполнения требований правил обслуживания;
- безопасности движения;
- личной безопасности.
Если неисправность не может быть устранена в установленный норматив времени, употребить все необходимые меры для сохранения от повреждений локомотива и освобождения перегона.
3.12 - Экономно расходовать:
- топливно-энергетические ресурсы;
- обтирочные и прочие материалы;
удерживать в исправном состоянии:
- вверенный инвентарь;
- инструмент;
- средства индивидуальной защиты.
3.13 - Не вмешиваться в работу приборов безопасности, которые установлены на локомотиве и МВПС.
3.14 - Не оставлять кабину управления локомотивом (МВПС) во время движения поезда (локомотива):
- на запрещающий сигнал светофора;
- по станции;
- проявлять при этом особую внимательность.
3.15 - При выполнении маневровой работы:
- проявлять особое внимание и внимательность;
- исключить всякую поспешность;
- выполнять установленный регламент переговоров по радиосвязи.
- Перед началом движения локомотива получить:
- необходимый план работы;
- разрешение и информацию от лиц, которые руководят маневрами и распоряжаются маневровой работой на станции, о готовности маршрута следования и свободности пути.
3.16 - После выполнения поездки (смены) локомотивная бригада должна:
- осуществить запись в журнале технического состояния локомотива:
- о работе узлов и агрегатов;
- состоянии приборов безопасности;
- внести замечания относительно содержания локомотива;
- сдать локомотив с инвентарем дежурному по депо или сменной бригаде;
а при их отсутствии:
- привести локомотив (МВПС) в нерабочее состояние;
- закрепить его от самовольного движения;
- закрыть внешние двери на замок;
- сдать установленным в депо порядком:
- заполненные маршруты;
- скоростемерные ленты за выполненную поездку (смену);
- формуляр машиниста;
- бланки предупреждений об ограничении скорости движения;
- справки о тормозах (за исключением случаев смены локомотивных бригад без смены локомотива);
- а также другую документацию, которую машинист получил за поездку;
- ключи от пульта управления локомотивом (МВПС);
- ключи от кабины машиниста;
- сделать запись в книгу замечаний машиниста о всех выявленных во время поездки (смены) недостатках, которые угрожают безопасности движения поездов;
- при допущенных случаях:
- транспортных происшествий в поездной и маневровой работе;
- повреждениях узлов и агрегатов локомотива (МВПС);
- нарушениях графика движения;
Машинист должен сообщить дежурному по депо об обстоятельствах случая, со станции, где произошел случай, или немедленно после прибытии - из пункта оборота, а после поездки - подать через дежурного по депо письменный рапорт или объяснение начальнику депо, в которых отметить обстоятельства и причины случая.
3.17 - Принимать участие в подготовке локомотива (МВРС) к комиссионному осмотру.
3.19 Помощник машиниста обязан:
3.19.1 - Обеспечивать безопасность движения на основе тщательного выполнения требований ПТЭ, действующих нормативных актов (инструкций, приказов, указаний и т.п.).
3.19.2 - Своевременно и точно выполнять поручения машиниста относительно:
- ухода за локомотивом (МВПС) и его техническим обслуживанием;
- контроля за состоянием поезда, который обслуживает бригада и встречного поезда;
- узлов и агрегатов локомотива (МВПС);
- закреплению локомотива (поезда) от самовольного движения.
3.19.3 - При следовании к запрещающему сигналу светофора:
- перейти на сторону машиниста;
- повторять вместе с ним показания сигнала;
убедиться в том, что:
- контролер находится в нулевом положении;
- в достаточной величине давления в тормозной магистрали.
- При отсутствии действий со стороны машиниста относительно остановки поезда (локомотива) самому принимать меры относительно предупреждения проезда запрещающего сигнала.
3.19.4 - Если машинист внезапно утратит способность руководить локомотивом, самому:
- остановить поезд (локомотив, МВПС);
- закрепить его установленным порядком от самовольного движения;
- по радиосвязи передать об этом машинистам ближайших поездов;
- поездному диспетчеру или дежурному по станции.
Порядок дальнейших действий в этих случаях определяет поездной диспетчер, исходя из конкретных условий. При наличии у помощника машиниста удостоверения на право управления локомотивом и по его согласию, поездной диспетчер может разрешить помощнику машиниста довести поезд до ближайшей станции.