Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика




Задания 22-25. Анализ текста. Содержание текста, типы речи, значение слов, средства связи предложений.

 

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Сложность 22 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

↑ Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ 2020


"Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов".

Возможны и другие формулировки задания:


· Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

· Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

· Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

· Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

· В каком предложении выражена основная мысль? и др.

 

↑ Алгоритм выполнения задания 22

 

1) Прочитайте внимательно задание. Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную (главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

 

 

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.

«Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»

Содержание — это сложная структура мыслей — главных, второстепенных, дополнительных. Оно облачено в особую лингвистическую форму и подчинено определенным целям.

Выделяют три основных функционально-смысловых типа речи.

1. Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

 

2. Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

 

3. Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Какие вопросы могут прояснять логическую связь:

  • условие (при каком условии?)
  • цель (для чего? с какой целью?)
  • причина (почему? по какой причине?)
  • следствие, вывод (итак, следовательно)
  • пояснительные отношения (то есть, а именно)
  • объяснение (чем это объясняется?)
  • противопоставление (наоборот, но, а)
  • аргументация (во-первых, во-вторых)
  • уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

 

↑ Практика

· Решать варианты ЕГЭ

· Решать задание 22

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: