Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. |
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950) - грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Образование получил в Лейпциге и Харькове. Основатель и профессор Тбилисского государственного университета, где создал кафедру психологии, директор Института психологии АН Грузии, академик АН Грузии. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного» |

Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
Установка важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».
Опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обильно посыпается солью. Детям дошкольного возраста дают ее пробовать, причем, первым шести-семи испытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействием мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Это объясняется, с одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все. А с другой - тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ. |
Эксперимент с шарами. Испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов ему давали одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую, 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в 16 раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у шаров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов ответов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь имеет место явление иллюзии установки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предложено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших размеров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых экспериментов ожидает повторения опыта. В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым. |
Неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.
Например:
· человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой.
· человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями.
· лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает.
К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека |
Такие неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь.
В науке они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.
Современная техника позволяет учитывать объективные индикаторы, практически не контролируемые со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.
Вопрос для самопроверки
В. Мессинг был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему двигаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зрителем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. Как Вы можете это объяснить?
Ответ: его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего, связаны с именем Зигмунда Фрейда.
З. Фрейда заинтересовал ряд феноменов, которые он наблюдал в экспериментах при применении гипноза. К ним относятся:
Ø неосознаваемость причин совершаемых действий.
Ø абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, данное ему гипнотизером, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает.
Ø стремление подыскать объяснение своему действию.
Ø возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия.
Благодаря этим фактам и опираясь на ряд других, З. Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознательное и бессознательное.
К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком.
К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами.
Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает существенное влияние на поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и находятся в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы и исследовал их следующими методами.
Метод свободных ассоциаций | Толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями. |
Метод анализа сновидений | Во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования. |
Метод анализа невротических симптомов | Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен. |
Метод анализа ошибочных действий | К ошибочным действиям относятся: забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления рассматриваются как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки объясняются тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других. |
Вопрос для самопроверки
Испытуемому предлагали перечень слов на каждое из которых испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что позволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произнесено. Какую информацию извлекал специалист из анализа полученных данных?
(Ответ: На различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Можно было получить данные, которые получают при использовании современных детекторов лжи).
«Надсознательные» процессы
Одним из первых психологов, обративших внимание на надсознательные процессы, был У. Джеме. Собранные им факты он изложил в книге «Многообразие религиозного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Линдемана и др. Наблюдаемые процессы У. Джемс называл бессознательными. Однако позднее, после появления теории психоанализа, термин бессознательное приобрел слишком специальный смысл, и стал применяться термин надсознательные. Эти процессы имеют качественное отличие от процессов, анализируемых в рамках теории Фрейда.
Термин «надсознательные процессы» использует в своих работах профессор Московского университета Ю. Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и масштабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь частично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за его пределами.
Рисунок Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов
К категории надсознательных относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, при решении сложной проблемы. После долгого раздумья и перебора всевозможных вариантов вдруг, неожиданно, как-то само собой, появляется решение данной проблемы.
Таким образом, то, что вошло в сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя непонятно, как пришло решение. Сам же процесс выработки решения остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.
Каковы основные характеристики надсознательного процесса?
Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательпый процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контролируемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия.
Во-вторых, неизвестно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены.
Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. Надсознательные процессы играют значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.
На рисунке представлено соотношение рассматриваемых процессов и сознания. В центре находится сознание, остальные процессы располагаются вокруг. Внизу расположены неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это «технические исполнители» сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
На уровне сознания помещены неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они имеют для человека такое же значение, как и сознательные побудители, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периодически прорываются в сознание в особой символической форме.
Процессы «надсознания» (III) по праву занимают вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.
Прежде всего, следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.
Творческое задание. Приведите пример надсознательных процессов, с которыми вы сталкивались в своей жизни. Ответ поместите на форуме.
Глоссарий
Автоматические действия - действия, которые являются врожденными или сформированы в первый год жизни ребенка, они при любых обстоятельствах не могут быть осознанными.
Автоматизированные действия (или навыки) - действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Они сформированы путем повторения и характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля
Двигательный навык - автоматизированное воздействие на внешний объект, неоднократно осуществляющееся ранее, в целях его преобразования,
Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик знакомого неоднократно ранее воспринимаемого объекта
Интеллектуальный навык - автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи
Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ