Благочестивейшаго Государя Императора НИКОЛАЯ I




Архиепископ Одесский и Херсонский

ИННОКЕНТИЙ

СЛОВО

В четыредесятый день по кончине

Благочестивейшаго Государя Императора НИКОЛАЯ I

(произнесено 4 апреля 1855 года в Одесском Кафедральном соборе)

“Е сть ли по ту сторону гроба время и какая-либо мера времени, или там нет ничего временнаго, а единая вечность? Многие готовы утверждать последнее: ибо им кажется, что если допустить и за гробом время, то вместе с тем надобно допустить там и конец времени; а это несообразно с вечным бытием, отшедших туда, безсмертных душ человеческих.

Опасение напрасное! Ибо время предполагает собою токмо начало; но отнюдь не предполагает необходимо конца своего: напротив, мы не можем и представить себе никакого конца времени, потому что оно, в самом деле, не имеет его. В сем отношении время есть та же вечность, токмо не стоящая и пребывающая, а поступающая и движущаяся в безконечность.

Не подобное ли сему мы видим в таинственном Откровении Иоанновом? Там среди мира духов, следовательно, в недрах вечности, является полное подобие нашего времени, со всеми даже его изменениями, как-то тысячелетий и годов, дней и часов. Все сие, без сомнения, имеет значение высшее, и должно быть понимаемо не так, как в нашем теперешнем круге земного бытия человеческаго: но, с другой стороны, все это не может не заключать в себе, хотя отчасти, изменения времен и лет подобнаго нашему. Одни и те же слова и выражения, взятые из нашего мира и прилагаемые к миру высшему, естественно должны заключать в себе и смысл подобный.

А коли так, то поелику у нас в земном мире, время слагается вообще из событий и перемен, и определяется их последовательностью и взаимным разстоянием; подобное сему должно быть и там – за гробом. Даже можно сказать более, то есть, что эти перемены и там, как здесь, имеют основание и начало двоякое: одно внутри самих существ разумных, - в преемстве их мыслей, мыслей и движений сердечных, другое – в предметах внешних, их окружающих, в том, что происходит с сими предметами и чем сопровождается. Как бывает все это у них – там, но каким законам совершается, из чего именно происходит и к чему приводит, - сего не дано знать нам, доколе мы на земли; - не дано, между прочим, может быть, и потому, что на языке человеческом нет слов к выражению тамошних предметов и действий; - так как и Апостол Павел, возвратившись некогда с третьего неба, не в состоянии был пересказать, что ему было там говорено и показано (2 Кор. 12, 4).

Единой Святой Церкви, яко хранительнице Таин Божиих, дано возвестить нам из загробного состояния нашего то и столько, что и сколько нужно знать нам для нашего духовного руководства и употребления в дело. И вот, она с первых времен Христианства, постоянно освящает некоторые дни по кончине усопших особенными молитвами о них, в том числе преимущественно день четыредесятый. Совершая ныне такое таковое поминовение по кончине возлюбленного Монарха нашего, многим по сему может придти на мысль вопрос: что же именно происходит в четыредесятый день с душею отшедших? Поелику Святая Церковь не раскрывает для нас сей тайны, - ибо ея дело не любомудроствовать, а молиться и призывать к молитве; то обратимся к Священной истории и посмотрим, что происходило когда-либо в четыредесятый день особенно важнаго. Может быть, таким образом, найдется, хотя отчасти, то, чего мы ищем.

Четыредесять дней и четыредесять ночей продолжалось умножение вод потопных, покрывших, наконец, самые высокие горы на земли, и истребивших все, живущее на ней.

Значит – это время продолжение суда и гнева небесного за неправды человеческия!

Четыредесять дней проводит Моисей на горе Синайской в посте и молитве, прежде, нежели удостаивается вступить в беседу с Господом и приять от Него скрижали Завета.

Значит – четыредесятый день, есть окончание великого приготовления к великому и Святому действию!

Четыредесять дней, по закону Моисееву, - должно было продолжаться удаление от храма родившей и новорожденнаго, яко нечистых по природе.

Значит, - это время естественнаго очищения!

Четыредесять дней проводит Спаситель в пустыне, после Его Крещения, предавшись посту и молитве, и в то же время искушаемый от сатаны.

Значит, - это время подвига и борьбы духовной!

Четыредесять дней пребывает Он же на земле по Своем Воскресении, являясь по временам ученикам, и потом уже видимо возносится пред ними на небо.

Значит, - это время окончательного разрешения от земли и вознесения на небеса!

После сего не трудно уразуметь, какими чувствами должны быть одушевлены мы, изливая молитвы сии в настоящий день пред Богом о почившем в Бозе Монархе нашем.

Вспоминая четыредесятидневное умножение вод потопных, кои очистили собою лице земли, мы должны молить Господа, чтобы четыредесятидневное продолжение потока молитв церковных покрыло, наконец, пред лицем милосердия Божия все вольные и невольныя грехопадения почившаго.

Вспоминая четыредесятидневное очищение родившей – после рождения – от нечистот природы, мы должны молить Господа, чтобы и четыредесятидневие Монарха нашего, по рождении его в жизнь вечную чрез смерть, сопровождалось освобождением души его от нечистот нашей падшей природы.

Воспоминая четыредесятидневное пребывание Моисея на горе Синайской, пред вступлением в беседу с Господом, мы должны молить благость Божию, чтобы и почивший, после четыредесяти дней своея кончины, мог удостоиться приближения ко Господу, и восприять в душу свою начертание новаго Высшаго Закона, сообразно настоящему паки бытию своему за гробом, на небе.

Воспоминая четыредесятидневный подвиг Спасителя в пустыне Его над духом злобы, мы должны молить, чтобы почившему дано было победить темных духов, кои, как учит Святая Церковь, обыкли ставить препоны душе, восходящей от земли.

Воспоминая, наконец, четыредесятидневное пребывание Воскревшаго Спасителя на земли до Его вознесения на небо, мы должны молить Его премилосердаго, чтобы и почившему отверсть был теперь восход в горняя, в обитель вечнаго упокоения.

Вот сколько для Христианина оснований, побуждений, предметов и целей – молиться за усопших братий своих в день четыредесятый! – Не тем ли с большим усердием мы должны сделать это ныне о почившем в Бозе Монархе нашем? Все прочия связи и отношения между им и нами кончились; но союз веры, любви и молитвы не разрываем, и должен пребывать в силе навсегда. Сим токмо образом можем мы показать и доказать нашу искреннюю благодарность к нему за его многолетние и неутомимые труды для блага и славы возлюбленнаго нашего Отечества. АМИНЬ”.

АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: