О С. Рихтере в общих работах по истории музыки




ГБУК г. Москвы

«Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова»

Справочно-библиографический отдел

Серия «И вечно музыка звучит»

 

«Незабываемая музыка:

Святослав Теофилович РИХТЕР»

Библиографический указатель

Москва

Содержание

Биография..........................................................................................................3

Литература о жизни и творчестве С. Рихтера................................................6

О С. Рихтере в общих работах по истории музыки.......................................8

Исполнительское искусство С. Рихтера..........................................................9

Звукозаписи из коллекции Народного артиста СССР О. И. Борисова.......13

Биография

Рихтер Святослав Теофилович (20.3.1915, Житомир, – 1.8.1997, Москва). Русский пианист с немецкими корнями. Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и работал концертмейстером оперного театра. Свой первый концерт дал в 1934. В возрасте 22 лет, формально будучи самоучкой, поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза. В 1940 впервые публично выступил в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева; впоследствии стал первым исполнителем его 7-й и 9-й сонат (последняя посвящена Рихтеру). В 1945 выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей*. С первых же шагов на профессиональном поприще воспринимался как виртуоз и музыкант исключительного масштаба. В 1940–50-х годах власти не выпускали Рихтера за пределы СССР и стран советского блока; лишь в 1960 он сенсационно дебютировал в Финляндии и США, а в 1961–62 – в Великобритании, Франции, Италии и Австрии. По инициативе Рихтера были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964) и Декабрьские вечера (1980), а также музыкальный фестиваль в Тарусе (проводится с 1993). Последние 10–15 лет Рихтер предпочитал выступать в небольших залах провинциальных городов. Последний концерт Рихтера состоялся в Любеке спустя 10 дней после его 80-летия.

Для нескольких поколений советских и российских музыкантов и любителей музыки Рихтер был не только выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворением современного универсального музыканта-просветителя. Огромный репертуар Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной жизни, включал музыку разных эпох, от «Хорошо темперированного клавира» Баха и сюит Генделя до Концерта Гершвина, Вариаций Веберна и «Движений» Стравинского. Во всех репертуарных сферах Рихтер проявил себя как уникальный художник, сочетающий абсолютную объективность подхода к нотному тексту (тщательное следование авторским указаниям, уверенный контроль над деталями, избегание риторических преувеличений) с необычайно высоким драматическим тонусом и духовной сосредоточенностью интерпретации. Высшие достижения Рихтера-солиста связаны с музыкой особенно любимых им Гайдна, Шуберта, Шопена, Дебюсси и Прокофьева, а также Моцарта (отдельные концерты и сонаты), Бетховена (1-й и 3-й концерты, ряд сонат, 15 вариаций с фугой Es-dur, «Диабелли-вариации»), Шумана (Концерт, «Абегг-вариации», Токката, «Симфонические этюды», Фантазия, Юмореска, «Ночные пьесы», «Венский карнавал», различные миниатюры), Листа (оба концерта, некоторые этюды, Соната h-moll и др.), Брамса (2-й концерт, сонаты, вариации, поздние пьесы), Мусоргского (непревзойденные «Картинки с выставки»), Равеля, Бартока (2-й концерт), Шимановского, Хиндемита, Шостаковича (прелюдии и фуги). Присущие Рихтеру обостренное сознание ответственности перед искусством и способность к самоотдаче проявились в его особой приверженности к ансамблевому исполнительству. На раннем этапе карьеры Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были пианист, ученик Нейгауза Анатолий Ведерников (1920–1993), певица Нина Дорлиак (сопрано, жена Рихтера, 1908–1998), скрипачка Галина Баринова (1910–2006), виолончелист Даниил Шафран, с 1949/50 до конца 1960-х – Мстислав Ростропович (их в своем роде совершенная, подлинно классическая совместная работа – все виолончельные сонаты Бетховена). В 1960-х Рихтер выступал в фортепианном дуэте с Бенджамином Бриттеном, исполняя не только его музыку, но и произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси. Среди певцов, которым он аккомпанировал в 1960–80-х, – Дитрих Фишер-Дискау («Прекрасная Магелона» Брамса, песни Шуберта и Вольфа) и Петер Шрайер («Зимний путь» Шуберта). В 1966 началось содружество Рихтера и Давида Ойстраха; в 1969 они осуществили премьеру Скрипичной сонаты Шостаковича. Рихтер был частым партнером Квартета им. Бородина и охотно сотрудничал с музыкантами более молодого поколения, в т. ч. с Олегом Каганом, Елизаветой Леонской, Наталией Гутман, Юрием Башметом, Золтаном Кочишем, пианистами Василием Лобановым (р. 1947) и Андреем Гавриловым (р. 1955). Искусство Рихтера как солиста и ансамблиста увековечено в огромном количестве студийных и концертных записей, сделанных с 1946 по 1994.

Левон Акопян («Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь»).

 

 

Литература о жизни и творчестве С. Рихтера

  1. Borissov, Y. (Борисов, Ю.). Du cote de chez Richter: Conversations / Y. Borissov; preface par B. Monsaingeon. - б.м.: Actes Sud, 2008. - 285 с.: ил., фот., нот.
В книге рассказывается о творчестве одного из крупнейших пианистов XX века Рихтера. Известный своей виртуозной техникой, огромным репертуаром и глубиной интерпретацией.
  1. Monsaingeon, B. Richter: Ecrits, Conversations / B. Monsaingeon. - б.м.: Van de Velde; Arte Editions; Actes Sud, 1998. - 469 с.: фот.
В книге рассказывается о творчестве одного из крупнейших пианистов XX века Рихтера. Известный своей виртуозной техникой, огромным репертуаром и глубиной интерпретацией.
  1. Борисов, Ю. О. По направлению к Рихтеру / Ю. О. Борисов. - М.: Рутена, 2000. - 256 с.: фот.
Книга русского режиссера рассказывает об исполнительском пианистическом мастерстве С. Рихтера.
  1. Дельсон, В. Ю. Святослав Рихтер / В. Ю. Дельсон. - М.: Музгиз, 1961. - 123 с.: ил.
  1. Дорлиак, Д. Д. Мимолетности Святослава Рихтера / Д. Д. Дорлиак; Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; предисл. И. А. Антоновой; общ. ред., вступ. ст. А. А. Золотова. - М.: Художник и книга, 2005. - 107 с.: фот.
Книга содержит неизвестные страницы частной жизни великого пианиста, уникальные ритмы его жизни и творчества, характер взаимоотношений с окружавшими его людьми, его неуемную одержимость искусством во всех его проявлениях.
  1. Мильштейн, Я. И. О Святославе Рихтере / Я. И. Мильштейн. - М.: Композитор, 2001. – 71 с.
  1. Могильницкий, В. А. Святослав Рихтер / В. А. Могильницкий; предисл. А. Северского. - Челябинск: Урал LTD, 2000. - 345 с.: ил., фот. - (Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов).
  1. Мокрицкий, Г. Неразрезанные страницы из книги жизни Мастера: Святослав Рихтер: Украина, Житомир / Г. Мокрицкий; ред. И. Копоть. - Житомир: Волинь, 2002. - 24 с.: фот. В этой книге рассказывается о малоизвестных страницах из биографии выдающегося музыканта современности С. Рихтера, жизненный путь которого начался в Украине, в Житомире, а окончился в России, в Москве.
  1. Монсенжон, Б. Рихтер: Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон. - М.: Классика-XXI, 2005. - 479 с.: ил.
  1. Нейгауз, Г.Рихтер - великий пианист и музыкант. Учитель об ученике // Музыкальное путешествие: Книга для юношества о музыке и музыкантах / Сост. Е. Л. Даттель. - М.: Просвещение, 1970. - 408 с., 30 л. ил.: ил.
  1. Нина Львовна Дорлиак: (1908 - 1998): К 100-летию со дня рождения / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Ред.- сост. М. Д. Соколова. - М.: Научно-издательский Центр "Московская консерватория", 2008. - 32 с.: рис., фот., ил.
Книга посвящена одной из крупнейших советских камерных певиц, педагогу Нине Львовне Дорлиак и содержит воспоминания о ее жизни и творчестве самой певицы, ее современников, известных композиторов и музыкантов, а также ее мужа - великого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера.
  1. Прохорова, В. И. Четыре друга на фоне столетия: [Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены: Мемуары в письмах и воспоминаниях] / В. И. Прохорова. - М.: Астрель, 2012. - 336 с.: фот. В книге опубликованы воспоминания Веры Прохоровой, потомка знаменитого рода промышленников, в советское время, ставшей свидетельницей жизни многих замечательных деятелей культуры России 20 века.
  1. Рихтер Бетховена //Гаккель, Л. Е. Я не боюсь, я музыкант: Сборник / Гаккель, Л. Е. - СПб.: Северный олень, 1993. - 176 с.
  1. Святослав Теофилович Рихтер //Рабинович, Д. А. Портреты пианистов / Рабинович, Д. А. - М.: Советский композитор, 1962. - 268 с.: ил.
  1. Слушая Рихтера// Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сборник статей / Слушая Рихтера // Мильштейн, Я. И. - М.: Советский композитор, 1983. - 262 с.: портр.
  1. Терехов, Д. Ф. Рихтер и его время: Записки художника: Неоконченная биография (факты, комментарии, новеллы и эссе) / Д. Ф. Терехов; ред. Н. Л. Панкратова. - М.: Согласие, 2002. - 460 с.: портр.
Новеллы и эссе известного художника Д. Терехова вводят читателя в мир выдающегося современника - С. Т. Рихтера. В книге размышления автора удачно сочетаются с беседами с людьми, близко знавшими Рихтера - Н. Л. Дорлиак, Г. Писаренко, которых Терехов по праву называет своими соавторами. Книга создана на основе личных впечатлений, размышлений, свидетельств очевидцев.
  1. Хентова, С. Святослав Рихтер: Чудо фортепиано / С. Хентова. - СПб.: б.и., 1996. - 57 с.
  1. Цыпин, Г. М. Святослав Рихтер: Творческий портрет / Г. М. Цыпин. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1981. - 32 с.: ил. - (Мастера исполнительского искусства).
  1. Чемберджи В. Святослав Рихтер:"В моей поездке нет ничего удивительного..." // Беседы о музыке. Вып. 1 / Сост. О. Очаковская. - М.: Музыка, 1996. - 100 с.: ил.
  1. Чемберджи, В. Н. В путешествии со Святославом Рихтером / В. Н. Чемберджи. - М.: Культура, 1993. - 134 с.: фот. Книга представляет собой путевые записи двух грандиозных, "трансроссийских" - "транссибирских", с запада на восток и с востока на запад гастрольных поездок - путешествий Святослава Рихтера.
  1. Чемберджи, В. Н. О Рихтере его словами / В. Н. Чемберджи. - М.: Аграф, 2004. - 332 с., 16 с. фот.: ил. Книга является не просто повествованием о гиганте XX столетия, гениальном пианисте С. Рихтере, это в основном монолог самого Рихтера, целиком записанный с его слов за годы общения с ним автора.

О С. Рихтере в общих работах по истории музыки

  1. Наумов, Л.Под знаком Нейгауза: Беседы с Катериной Замоториной / Л. Наумов. - М.: Антиква, 2002. - 329 с.: ил. - (Музыкальное обозрение).
В книге представлен уникальный педагогический опыт Л. Наумова, опубликованы воспоминания о Г. Г. Нейгаузе, С. Т. Рихтере, В. Я. Шебалине, Ан. Н. Александрове, Л. А. Мазеле. Несколько бесед посвящено знаменитым ученикам профессора.
  1. Вицинский, А. В.Беседы с пианистами / А. В. Вицинский. - М.: Классика-XXI, 2004. - 229 с.
В беседе с А. В. Вицинским выдающиеся музыканты: Я. Флиер, Л. Оборин, Г. Гинзбург, Я. Зак, С. Фейнберг, Э. Гилельс, С. Рихтер, М. Гринберг и многие другие - рассказывают о времени и о себе, своих учителях и учениках, о том, что играют, как учат и сколько занимаются, о темпах, приемах, технике и звуке, и самое главное - о музыке.
  1. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники: Избранные статьи / Г. Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 2000. – 432 с.,10л. фот.: фот.
В книгу включены автобиографические и дневниковые записи Г.Г.Нейгауза, материалы незаконченной книги, над которой автор работал до последних дней своей жизни, а также ряд избранных статей по вопросам музыкальной культуры и исполнительства.
  1. Гаккель, Л. Е.В концертном зале. Впечатления 1950-1980-х годов / Л. Е. Гаккель. - СПб.: Композитор, 1997. - 230 с.
Книга представляет читателям широкую панораму концертной жизни Ленинграда 1950-1980-х годов. Характер книги одновременно мемуарный, историко-теоретический и публицистический. Автор рассматривает эволюцию отечественного и зарубежного исполнительского искусства, представленного на филармонической эстраде, изменения репертуара, роль музыкальной прессы в концертной жизни и т.д.
  1. Великие музыканты 20 века / Авт.-сост. Д. Е. Сидорович. - М.: Мартин, 2003. – 512 с.,12л. фот.
  1. Горин, И. Мне как молитва эти имена: От Баха до Рихтера / И. Горин. - СПб.: Союз художников, 2007. - 192 с.: фот.
Книга знакомит с поэзией и размышлениями автора о великих русских и зарубежных музыкантах, о влиянии музыки на него и его поэзию.
  1. Ванслов, В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов. - М.: Знание, 2006. - 222 с.: фот.
Книга известного эстетика и музыковеда посвящена проблемам музыкального творчества, исполнительского искусства и портретам нескольких крупных композиторов 20 века.
  1. Аджемов, К. Х. Незабываемое. Воспоминания: Очерки и статьи / К. Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1972. - 152 с.: ил. Воспоминания автора о выдающихся деятелях отечественной музыкальной культуры, как и его статьи, посвященные творчеству зарубежных музыкантов-исполнителей, содержат немало познавательного материала, который может быть интересен и полезен как для исполнителя-профессионала, так и для массового читателя.
  1. Исполнитель и музыкальное произведение: [Сборник научных трудов] / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Отв. ред. М. А. Овчинников. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1989. - 140 с.: нот.
В сборнике трудов кафедры истории и теории исполнительского искусства рассматривается широкий круг вопросов, связанных с исполнительской интерпретацией музыкальных произведений прошлых эпох и современности.
  1. Иванов, К. К. Волшебство музыки / К. К. Иванов. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 160 с., 32 с. фот.: ил. - (Мастера искусств - молодежи).
Выдающийся советский дирижер, народный артист СССР К. К. Иванов рассказывает о специфике профессии дирижера, о становлении советской дирижерской школы, о проблемах работы с симфоническим оркестром, солистами. Многие страницы посвящены коллегам-музыкантам.
  1. Рассказы о музыке и музыкантах: Популярные очерки / сост. М. Г. Арановский. - Л.; М.: Советский композитор, 1973. - 175 с.: ил. Семь рассказов из сборника посвящены деятелям русской и советской музыки. Внутренней темой сборника является живая связь времен, преемственность традиций в рамках отечественной музыкальной культуры.
  1. Гаккель, Л. Е. Девяностые: Конец века глазами петербургского музыканта / Л. Е. Гаккель; Филармоническое общество Санкт-Петербурга. - СПб.: Культ Информ Пресс, 1999. - 287 с.
Авторский сборник известного петербургского музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Л. Е. Гаккеля состоит из статей 90-х годов. Главными темами сборника являются современная музыкально-культурная ситуация в нашей стране, связь настоящего и прошлого в музыкальной культуре, проблемы отечественного и зарубежного исполнительского искусства.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: