Психоаналитическое познание




 

1. См., правда, работу Ференци [201], который понимает конверсию как «регрессию к протопсихизму», что сходно по смыслу с излагаемой здесь точкой зрения [56, 24].

2. О гомосексуалистах уже Марциал говорит: pars est una patris cetera matris nabent. [Безразлично, играть отцовскую роль или материнскую (лат.). – Прим. пер.]

3. Здесь лежит глубочайшее основание для рассматриваемого Альфредом Адлером в качестве первопричины представления о «неполноценности» женщины, которое является прямым следствием вытеснения травмы рождения, совершенной независимо от пола.

4. Фантазийный элемент, состоящий в возвратном проецировании гетеросексуальной ступени, воплощен в многочисленных мифических преданиях, где герой уже в материнской утробе совершает коитус (Озирис), а также в непристойных шутках.

5. Поэтому может быть не вполне безразличным, до какого срока беременности продолжаются половые отношения. Ср. размышления д‑ра X. Хуг‑Хелльмута [93, 2]. См. там же указание на то, что радость от ритма у маленького ребенка стоит в причинной связи с ощущениями движения эмбриона в материнской утробе.

6. Доказательством этого является аналитически известный, но не до конца понятный пока факт, что в сновидении для изображения «бессознательного» применяются те же символы, что и для материнской утробы (комнаты, здания, шкафы, шахты, пещеры), которые Зильберер смог понять лишь чисто «функционально», как психическое самоизображение. См. его последнюю относящуюся к этому работу в сообщениях с заседаний Венской группы [183, 536].

7. См. у Фрейда [68]. Представленное здесь понимание содержательно почти полностью соответствует систематическим разработкам Роухейма в заключительной из серии его статей [166, 503].

8. См. три буддистских зла: старость, болезнь и смерть. Сократ, принимая чашу с ядом, сказал: «Жить – это значит долго быть больным: я должен петуха спасителю Асклепию». (Разумеется, мифологический спаситель Асклепий является божеством повторного рождения, которого Зевс наказал смертью от молнии за то, что тот воскресил мертвого.)

9. См. «Госпожа Вселенная» фон Ниггеманна [126, 279].

10. Уже великий врач и наблюдатель Хуфеланд говорит о мнимости болезненности умирания. В одном сочинении, которое случайно попалось мне на глаза во время написания этой работы, Хайнц Вельтен («О земле и море», апрель 1923) на примере последних слов наших великих людей показывает, «как легко умирать». Ставшее знаменитым высказыванием Гете: «Больше света!» – отчетливо указывает на бессознательную фантазию рождения, на желание увидеть свет мира. Невероятно тяжелая травма рождения Гете, о которой он сам сообщает, объясняет загадочность его жизни и творчества.

 

Терапевтическое воздействие

 

1. Такие результаты опыта даже побудили профессора Фрейда сделать тему «Отношение психоаналитической теории к технике» основной на последнем конгрессе (сентябрь 1922).

2. См. [65]. Ср. с этим [45].

3. Дальнейшую разработку «активной техники» в психоанализе см. в [30].

4. См. в связи с этим содержательно богатый, однако, как мне кажется, слишком сложный фольклористический материал у Роухейма [167].

5. См. [157].

6. См. в связи с этим последнюю работу Фрейда «Я и Оно» [69].

7. Разумеется, это возможно не ранее перехода через ту узловую точку развития, которую мы называем «пубертатом», и, очевидно, именно это наблюдение побудило психиатрию столь чрезмерно расширить первоначально оправданное в этом смысле представление о болезни Dementia praecox, что оно потеряло свой конструктивный смысл.

8. У меня складывается впечатление, что отсюда, пожалуй, могли бы открыться терапевтические возможности для лечения психозов. Вообще мне представляется, что изложенная точка зрения предлагает первые наметки для существенного упрощения терапевтического воздействия, направленного на достижение непосредственного результата. Неврозы простых людей и примитивность содержания психозов настоятельно указывают на необходимость искать столь же простые способы влияния на них. Я отсылаю здесь, кроме прочего, к тому известному клиническому факту, что душевнобольные женщины после родов часто демонстрируют существенные улучшения; однако и противоположность к этому, постродовые психозы, дают возможность лучше понять изложенные здесь связи.

9. См., например, у Кречмера [106] или Юнга [94].

10. Положение, которое впоследствии Юнг смог подтвердить также и для психозов, которые, по его утверждению, направлены на борьбу с теми же самыми «комплексами», которые преодолел нормальный человек.

11. См. в связи с этим у Ференци цитату из фрейдовского описания аутопластической стадии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: