Способности и потребности




Способности - индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности

Задатки – биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности.

По­требности - осознаваемая и переживаемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности

Естественные (биологические; физио­логические и т. п.) Социальные Духовные (идеальные)
воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продол­жение рода и т. п. в общении, труде, жизненном успехе, занятии опреде­лённой позиции в обществе и др в познании окружающего мира, достижении гар­монии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.)

 

Часть 1

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются составляющими структуры деятельности.

1) цель; 2) объект; 3) направленность; 4) субъект; 5) качества; 6) средства.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Ответ:    

2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К биологическим (естественным) потребностям ученые относят стремление человека к познанию окружающего мира

2) Структура деятельности человека предполагает наличие только двух составляющих: цели и средств для ее достижения

3) Творческий характер деятельности человека может проявляться в создании чего-либо качественного нового

4) Деятельность человека обусловлена целеполаганием и имеет сознательный характер

5) Деятельность осуществляется человеком ради удовлетворения потребностей

Ответ: ______________________

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».

1)задатки; 2) одарённость; 3) социализация; 4) активность; 5) талант; 6) гениальность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:    

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность свойственна как человеку, так и животным

2) Под способностями ученые понимают особенности человека, которые позволяют ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью

3) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах

4) Врожденные качества личности человека, на основе которых формируются те или иные способности, называются задатками

5) Отличием человека от других живых существ является то, что они обладают инстинктом самосохранения

Ответ: ______________________

5. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

2) Потребности в общении, труде относятся к социальным потребностям.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) К духовным (идеальным) потребностям относят потребности в приобретении новых знаний, художественном творчестве, нравственном комфорте, религиозной вере и др.

Ответ: _______.

6. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям

3) Примером биологической потребности является потребность в познании окружающего мира

4) Потребность слу­жит по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом деятельности.

5) Потребность, как правило, на­прав­ле­на на какой-либо предмет, с по­мо­щью ко­то­ро­го она может быть удовлетворена.

Ответ: ___________

7. Найдите в приведенном ниже списке духовные потребности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) потребность в познании

2) потребность в сне

3) эстетическая потребность

4) потребность в безопасности

5) потребность в пище

6) потребность в отдыхе

Ответ: _________________________.

8. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания:

ПОТРЕБНОСТИ ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в познании мира 1) социальные
Б) в достижении определенного общественного статуса 2) духовные (идеальные)
В) в самосохранении 3) биологические (естественные)
Г) в уважении со стороны других людей
Д) в общении

 

А Б В Г Д
         

9. Установите соответствие между потребностями и их видами:

ПОТРЕБНОСТИ ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в общественном признании 1) социальные
Б) в общении 2) биологические (естественные)
В) в утолении голода и жажды  
Г) в самосохранении  
Д) в труде  

 

А Б В Г Д
         

10. Установите соответствие между потребностями и их видами:

ПОТРЕБНОСТИ ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в самосохранении 1) социальные
Б) в общении 2) биологические (естественные)
В) в самореализации  
Г) в общественном признании  
Д) в утолении жажды и голода  

 

А Б В Г Д
         

11. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей:

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ
А) расти и физически развиваться 1) социальная
Б) оценивать себя и свои поступки 2) биологическая
В) видеть цель своих действий  
Г) к воспроизводству своего рода  
Д) формировать свои взгляды на мир  

 

А Б В Г Д
         

12. Установите соответствие между способностями человека и обусловившими их факторами:

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРЫ
А) способность к самопознанию 1) биологические факторы
Б) способность к самообразованию 2) социальные факторы
В) способность к самореализации  
Г) способность использовать предметы природы  
Д) способность к прямохождению  

 

А Б В Г Д
         

13. Выберите верные суждения о свободе человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

2) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

3) Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.

4) Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.

5) Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствие всяких ограничений

Ответ: ________

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься определённого рода _____(А). Формирование способностей происходит на основе _____(Б) – врождённых особенностей нервной системы.

Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, _____(В), организаторские, коммуникативные. Возможно деление способностей на _______(Г) и специальные.

Существует возможность ____(Д) одних способностей за счёт других. Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности, называется ____(Е)».

Список терминов

1) духовные 2) общие 3) компенсация
4) деятельность 5) задатки 6) потребности
7) одаренность 8) художественные 9) труд
А Б В Г Д Е
           

15. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности могут меняться в течение жизни.

2) Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

3) К социальным потребностям относятся потребности в одежде и жилище.

4) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

5) Возможности современной науки позволяют полностью удовлетворить все потребности человека.

Ответ: ______________________

17. Какие позиции из перечня иллюстрируют проявление естественных потребностей человека?

1) Генрих – известный бизнесмен, решил организовать собственную политическую партию.

2) Владимир и Александр преодолели сложный туристический маршрут и остановились на привал отдохнуть.

3) Владимир проспал на работу

4) После каникул школьники, встретившись, не могли наговориться.

5) Анна замерзла на улице и, придя домой, сразу попросила горячего чаю.

6) Марина решила принять участие в конкурсе красоты.

Ответ: ______________

 

Часть 2

1. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «потребности»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию видах потребностей;

- одно предложение, содержащее информацию о роли потребностей в деятельности;

- одно предложение, раскрывающее сущность такого вида потребностей, как социальные потребности.

- одно предложение, раскрывающее сущность такого вида потребностей, как биологические потребности.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

 

2. Известно, что у человека биологические потребности в основном те же, что и у животных, но удовлетворяются они по-разному. В чем состоит отличие удовлетворения биологических потребностей человеком от удовлетворения биологических потребностей животными? Дайте ответ и проиллюстрируйте его двумя примерами.

 

3. Назовите любые три потребности человека и на конкретных примерах покажите, как каждую из них человек удовлетворяет в процессе экономической деятельности.

 

4. Назовите любые три фактора, определяющие развитие способностей человека

 

5. Сформулируйте, в чем состоит взаимосвязь способностей человека и его деятельности. Проиллюстрируйте эту взаимосвязь двумя примерами.

 

6. Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о том, что в современном обществе удовлетворение первичных потребностей человека обусловлено социальными факторами. (Сначала назовите потребность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: