Отрядное дело - это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. Любое отрядное дело имеет форму и содержание и, конечно же, имеет название.
3 модели ОД:
1. вожатый сам организует воспитательное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чём-либо. Эффективно в оргпериод.
2. вожатый организует дело, привлекая наиболее активных детей для проведения, скажем, праздника, отрядного дела и т.п. Эта модель является переходной от воспитания словом к воспитанию делом, и используется для выработки у детей как чувства ответственности за данное дело, так и чувства сопричастности к происходящему. Оправдывает себя в первые дни основного периода смены.
3. вожатый совместно с детьми организует дело – методика КТД. В этой модели полной мере реализуется принцип активности детей (воспитания в деятельности). Ее лучше использовать в основной и заключительный периоды смены.
Нет необходимости владеть методикой организации сотен воспитательных дел, все дела одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Необходимо владеть двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания».
Таким образом, выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от: содержания и направленности воспитательных задач, возраста детей, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, технических и материальных возможностей лагеря, уровня профессионализма педагога.
|
Главное условие - воспитательные возможности выбираемой формы, соответствие особенностям возраста ребят, их интересам. Определение названия и темы избранной формы, в которых, с одной стороны, формулируется тема-идея дела, с другой стороны, вносится некоторая интрига, рекламность для привлечения внимания ребят. Формулировка названия не должна содержать штамп, ее звучание требует образности, оригинальности и соответствия намеченному делу, то есть точности по смыслу.
Не следует придавать избранным формам громоздких стихотворных названий.
Очень важен старт дела - четкий, красочный, необычный. Что это будет - «живой» эпиграф, линейка, красочный ритуал, общая песня, небольшая интермедия, фрагмент фильма, монолог какого-то персонажа, световой или технический эффект или просто вступительное слово вожатого. Немаловажным является момент встречи участников дела. Встреча обеспечивает настроение ребят.
Динамическая последовательность в построении дела - далеко немаловажный фактор, особенно в ситуации, когда предполагаемая аудитория действующих лиц – это детская среда, с быстро рассеивающимся вниманием. Если в ходе дела дети заскучали, погрустнели, необходимо срочно, если это допустимо, что-то менять в предполагаемом плане, иначе даже самая хорошая затея может остаться так и нереализованной. Помните, включая детей в какой-либо процесс, они должны еще в самом начале четко усвоить правила игры или любого другого действия. Самая сложная информация воспринимается только вначале, потом внимание рассеивается. Чтобы удержать внимание необходимо
|
придерживаться правила: чем ближе к финалу, тем более уместен характер нарастающей динамичности событий. В каждом деле есть кульминационная точка, которая запоминается больше всего.
Помните, и массовая, так называемая «развлекательная» часть, несет высокую воспитательную работу. Ее композицию тоже следует тщательно планировать. Обычно «массовая часть» складывается из таких «блоков»: туры танцев (не более трех в одном туре, разного ритма и содержания), туры игр, аттракционов, забав, «блок» песен (а почему и не попеть всем вместе), сюрпризы (ребята весьма неравнодушны к сюрпризам).
Финал вытекает из содержания и формы дела. Как правило, он запоминается лучше всего и чаще всего оказывается самой слабой частью композиции. Тогда как она должна быть продумана особенно тщательно. Финал - это кульминация, где эмоциональная окраска должна быть особо насыщенной. А ещё конец несет «обратную информацию». Логично в конце проводить награждение отличившихся, финал соревнований, ритуалы прощания, анализ дела, разбор, обсуждение, раскрытие секретов, сюрпризов, отвечать на вопросы, давать задания на будущие дела, принимать решения и т.п.
Не забудьте и о последствии, что будет потом, завтра, далее. Придумать творческое дело, реализовать его - это и есть опыт социальной практики ребят в лагере, который приучает их к мысли: мы все можем.
Коллективно-творческое дело это:
дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
|
коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;
коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Хотелось бы сразу отметить, что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики, поэтому в ДОЛ используются, как правило, хоть широко и часто, но лишь отдельные техники КТД.
Исключениями могут быть отдельные случаи профильных смен, костяк детского коллектива которых составляют сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с традициями методики КТД.
Оптимальна же КТД, возможно, как методика для детских организаций с постоянным детским коллективом в условиях системной методики “длительной игры” (по И.Н. Жукову), но не обойдем вниманием суть методики КТД и здесь, приведя общее описание.
Основополагающий элемент методики А.С. Макаренко [1888 -1939], которую адаптировал к условиям обычных школ и внешкольных учреждений педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы:
§ предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;
§ организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель;
§ чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.
Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.
Какие бывают КТД? По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:
§ организаторские;
§ общественно-политические;
§ познавательные;
§ трудовые;
§ художественные;
§ спортивные.
Кратко. Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.
Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
Вторая стадия – коллективное планирование.
Третья стадия – коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов.
Шестая стадия – ближайшее последействие.
Более полно. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий - этапов. В технологии И. П. Иванова они имеют следующие названия:
1. поиск идеи и предварительная постановка задач;
2. сбор-старт;
3. выборы совета дела;
4. коллективное планирование дела;
5. работа микроколлективов (оптимально по 5-7 человек);
6. проверка готовности;
7. проведение КТД;
8. коллективный анализ («огонек»);
9. стадия последействия.
В этих этапах-мероприятиях присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.
Формула дела
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь ввиду, для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники. Но, для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его организации. Удобно для этого использовать так называемую «формулу дела», которая выглядит так: задумали – посоветовались – продумали – заинтересовали всех – наглядно оформили – помогли в подготовке – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.
1. Задумали. В соответствии с предложением ребят на общем сборе включили в план жизни лагеря дело (например, музыкально-литературную гостиную). Инициативная группа предложила основную идею и общий план дела;
2. Посоветовались. А) С ребятами о том, стихи каких поэтов, чьи песни они хотели бы услышать (если в лагере есть ребята, которые сами сочиняют стихи и пишут песни, то, предложите им выступить); Б) Со взрослыми в лагере о стихах и песнях, которые можно использовать; В) С музыкальным работником о подборе музыкального материала, с радистом и завхозом о техническом оснащении вечера.
3. Продумали. Точно определили темы для выступления; Составили сценарий вечера; Посмотрели какие нужны творческие группы для постановки и кто может в них входить.
4. Провели рекламную компанию (анонсы, афиши) и наглядно оформили. На утренней линейке или в столовой провели небольшой анонс вечера (спели песню, прочитали стих); пригласили на вечер работников лагеря; одновременно на видном месте вывесили яркую афишу (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)
5. Помогли в подготовке выступления каждому отряду, группе
6. Провели музыкально-литературную гостиную по своему сценарию с учетом собранных мнений, предложений и технических возможностей лагеря.
7. Подвели итоги и поощрили лучших: на самом вечере или после его проведения отметили наиболее активных участников и наиболее интересные выступления
8. Проанализировали и сделали выводы на будущее. Что получилось? Что не получилось? Как можно было сделать лучше?
8.1.1. К анализу желательно привлечь (по возможности) всех ребят и взрослых, кто участвовал в вечере или просто присутствовал.
8.1.2. «Формула дела» позволяет проследить организацию дела от начала до конца, не упустить ничего важного при подготовке; увидеть все плюсы и минусы. Следуя формуле, ребята могут проявлять большую самостоятельность, и педагог имеет возможность сосредоточить свое внимание на том, как принимает участие в деле каждый ребенок.
Условия успеха дела.
1. Цель и задачи дела должны лежать в плоскости основных целей и задач воспитания, определенных на текущий период жизни коллектива.
2. Цели и задачи дела должны быть хорошо поняты и приняты всеми предполагаемыми его участниками.
3. Содержание, форма, приемы дела должны быть продуманы так, чтобы обращаться к уму и чувствам всех участников и вызывать потребность активно действовать на радость людям (новый, разнообразный по жанрам материал; как можно чаще обращаться к присутствующим).
4. Подготовка и ход дела должны быть содержательными, вовлекать в активное участие в нем большинство ребят.
5. Должна присутствовать личная ориентированность: учет вклада каждого, согласно его потенциальным возможностям, - при подведении итогов, анализе дел, награждении за участие.
6. Ход дела должен соответствовать структуре драматического произведения (завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка).
7. Обязательный анализ на всех уровнях.