Глава 4. Учащиеся, воспитанники, их родители (законные представители)




Статья 28. Реализация права граждан на образование

 

1. Право граждан на образование может быть реализовано посредством обучения и (или) воспитания в образовательных организациях, а также в формах семейного образования и самообразования.

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также начального профессионального образования и среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах реализуемых ими основных образовательных программ.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных организациях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию (включая государственную итоговую аттестацию) в форме экстерната в аккредитованных образовательных организациях соответствующего типа.

4. Граждане, имеющие основное общее образование, имеют право на самостоятельныйвыбор образовательной организации и формы получения образования.

5. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными организациями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации

6. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в указанные образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

 

 

Статья 29. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)

 

1. Под лицами с ограниченными возможностями здоровья в целях настоящего закона понимаются инвалиды и иные лица, которые в силу имеющихся нарушений физического и (или) психического здоровья, нуждаются для освоения образовательных программ в специальных условиях обучения и (или) воспитания.

2. Под специальными условиями обучения и (или) воспитания, указанными в части первой настоящей статьи понимаются:

1) специальные методы обучения и (или) воспитания;

2) дополнительные и специальные штатные единицы педагогических работников;

3) психолого-педагогическое сопровождение учащихся, воспитанников;

4) социально-правовое сопровождение учащихся, воспитанников;

5) индивидуальные и коллективные технические средства обучения и технические средства реабилитации;

6) адаптированные устройства дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения;

7) изданные специальными шрифтами (включая шрифт Брайля) и в специальных форматах (включая аудиоформаты) учебники, учебные пособия и иная литература, необходимая для освоения соответствующих образовательных программ, а также для реабилитации и социальной интеграции обучающихся, воспитанников;

8) сурдоперевод и субтитрирование;

9) медицинские, социальные и иные услуги;

10) иные условия, без создания которых невозможно или затруднено освоение соответствующих образовательных программ.

3. Потребность учащегося, воспитанника в специальных условиях обучения и (или) воспитания определяется:

- образовательной организацией;

- психолого-медико-педагогической комиссией;

- федеральным учреждением медикосоциальной экспертизы.

4. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет комплексное обследование в установленном порядке лиц, имеющих нарушение физического и (или) психического здоровья, в целях определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания и выработки рекомендаций по созданию таких условий. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также образовательными организациями независимо от форм собственности. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение образования с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития в образовательных организациях общего назначения (инклюзивное образование) и коррекционных образовательных организациях (специальное образование), обеспечивающих их социальную адаптацию и интеграцию их в общество, включая развитие у них навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.

6. Для учащихся, воспитанников, имеющих различные нарушения речи, организуется логопедическая помощь в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение. Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в такие учреждения (классы, группы) органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В указанные образовательные учреждения (классы, группы) могут быть направлены дети следующих категорий: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутестического спектра; со сложными дефектами (сочетанием нарушений физического и (или) психического здоровья).

Содержание указанных категорий детей в коррекционных образовательных учреждениях осуществляетсяв соответствии с нормативами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

В случае если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.

8. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья могут рассматриваться в судебном порядке.

 

 

Статья 30. Общие требования к приему граждан в образовательные организации

 

1. Общие требования к приему граждан в образовательные организации регулируются настоящим Федеральным законом, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

2. Порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Прием во вновь созданные государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляется в порядке, установленном для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Порядок приема граждан в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: