Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства




Мера стоимости

Функция меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров и услуг путём установления цен. Деньги также используются при регистрации стоимостного выражения какого-либо экономического параметра или записи обязательств.

Средство обращения

Деньги как средство обращения используются в качестве посредника в обращении товаров. Под средством обращения понимается особый вид товара, который покупатель передает продавцу, приобретая товар или услугу. Для определения степени легкости, с которой любой вид активов может быть превращен в принятое в экономике средство обращения, используется понятие ликвидности.

Ликви́дность - экономический термин, обозначающий способность ценностей (активов) быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный? обращаемый в деньги.

Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно-необходимого рабочего времени.

Деньги - универсальный товар, т.е. всеобщий абстрактный эквивалент стоимости всех товаров.

Това́р - продукт труда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности.

Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является.

Средство накопления

Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте. Деньги как средство накопления позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.

 

8. характеристика спроса – спрос выражает платежеспособную потребность. Чтобы потребность превратилась в спрос, она должна быть платежеспособной (количественная хар-ка спроса)

Объем или величина спроса определяется данным покупателем за данный период (количественная хар-ка)

 

Факторы спроса – ценовые (цена данного блага, цена блага, замещающее данное благо, цена блага, дополняющая данное благо)

Неценовые (доход потребителя, выделяющийся на покупку данного блага, вкусы и предпочтения, объективные условия потребления, ожидание потребителя)

 

9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

 

10. Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ер),

где Р – цена товара;

Рs и Рс – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Pres – цены ресурсов и факторов производства;

К – уровень технологии, т.е. способ производства товара;

Т – налоги, субсидии;

N – количество продавцов данного товара;

Ер – ожидания продавцов.

Специальная функция предложения - цена предлагаемого товара находится в обратном отношении к количеству предлагаемого товара

11. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

 

12. Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

- эластичность спроса по цене;

- эластичность спроса по доходу;

- эластичность предложения по цене;

- перекрестная эластичность спроса по цене;

- точечная эластичность спроса;

- дуговая эластичность спроса;

- эластичность соотношения цен и заработной платы;

- эластичность технического замещения;

- эластичность прямой линии.

Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две

основные группы:

1) товары эластичного спроса;

2) товары неэластичного спроса.

 

13. Поскольку каждому набору благ можно однозначно приписать число, то можно сказать, что нами на множестве наборов благ задана функция полезности, которая показывает полезность каждого из наборов благ. Поскольку обычно в микроэкономике блага считаются бесконечно делимыми, то функция полезности оказывается непрерывной и дифференцируемой.

Кардиналистская (количественная) теория полезности (Е.Бем-Баверк)

Предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их потребляемого количества. При росте потребления общая полезность, получаемая от всего объема блага (TU – total utility), растет, а предельная полезность (MU – marginal utility – прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает.

 

14. Порядковый (ординалистский) анализ потребительского выбора. Предельная норма замещения.

Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара, которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара, при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

MRS = ΔQ2 / ΔQ1

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

 

15. Производственная функция, также функция производства — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, (затраты ресурсов, уровень технологий и др.) может выражаться как множество изоквант.

 

16. Долгосрочный период — отрезок времени в течении которого все факторы производства являются переменными, это период в течении которого преодолеваются барьеры для входа в отрасль и выхода из нее, а так же имеются возможности изменить все параметры производства, кроме того ресурсы могут быть использованы не только совместно, но и в определенной степени они могут заменять друг друга, поэтому предпринимателю следует выбирать такую технологию, которая позволяет минимизировать издержки производства.

В долгосрочном периоде фирмы ведут себя на рынке аналогично рациональному потребителю и так же сопоставляют предельную отдачу ресурсов с затратами на их приобретение.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ [marginal rate of technological substitution, MRTS] (то же: предельная норма технического замещения) — количество одного ресурса (фактора производства), которое требуется для замены единицы другого ресурса без изменения объема выпуска (т. е. при движении вдоль изокванты). П. н. т. з. определяется угловым коэффициентом изокванты, вдоль которой происходит замещение одного фактора производства другим.

 

17.

1) постоянные издержки;

2) переменные издержки.

Постоянные издержки — это те издержки, которые нельзя изменить в краткосрочном

периоде, и потому они остаются одними и теми

Переменные издержки — это те издержки, которые можно изменить в краткосрочном

периоде, и потому они растут (сокращаются) при любом увеличении

(уменьшении) объемов производства.

Такой детальный анализ изменения издержек фирмы необходим потому,

что только на его базе можно понять, как фирмы определяют:

1) цены, по которым они предлагают свои товары на рынок, и

2) объемы производства товаров или услуг.

Отсюда принцип (правило) максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает.

 

18. фирма — это организация, производящая блага

для продажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими

признаками:

1) она создана для производства товаров или услуг;

2) она покупает или арендует факторы производства и комбинирует

их в процессе производства благ;

3) свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям,

другим фирмам или иным организациям;

4) ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг

в форме прибыли

Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства

|| с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

Товарищества

Полные товарищества

Товарищества на вере

Общества

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с дополнительной ответственностью

Акционерные общества

Открытые акционерные общества

Закрытые акционерные общества

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Прочие

Производственные кооперативы

 

19. типы:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

 

• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;

 

• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

 

• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

 

20. рынок совершенной конкуренции - есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.

 

Цена и объем

· Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.

 

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

Из выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

 

21. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или получение ими нулевой экономической прибыли).

Пусть в конкурентной отрасли первоначально существует равновесие, диктующее некий уровень цен, при котором фирма в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса в этой ситуации сдвинется вправо, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие. Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей. Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения, смещенной по сравнению с первоначальной вправо. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен. Если при этом уровне цен сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет — для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков: сокращение спроса; падение цены; появление экономических убытков у фирм; отток фирм и ресурсов из отрасли; сокращение долгосрочного рыночного предложения; рост цены; восстановление безубыточности; прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

 

22. Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.

Разновидности ценовой дискриминации

1.Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

2.Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

3.Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

 

23. Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Спикерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

 

24. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».

 

25. Рынок труда — особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. С одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой — подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своего труда.

 

Рынок земли

Землевладение осуществляют (реализуют) собственники земли.

Землепользование представляет пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли необязательно является ее собственником.

Важным условием возникновения земельной ренты является факт ограниченности предложения земли — этого важнейшего фактора производства. Такой ограниченности не наблюдается при формировании предложения труда или предложения капитала, так как два последних фактора производства являются свободно воспроизводимыми. Этого нельзя сказать о земле, пригодной для выращивания сельскохозяйственной продукции, то же самое относится и к земельным участкам в добывающей промышленности, и к строительству. Именно ограниченность и неэластичность предложения земли являются важнейшими причинами особенностей ценообразования в сельском хозяйстве, показывают неоднородность качества земельных участков. Это означает, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от ее плодородия, а также местоположения.

 

Рынок капитала

Процент так же, как и заработная плата, является одной из разновидностей факторных доходов. Для того чтобы определить, что собой представляет процент, необходимо подробнее остановиться на характеристике категории капитала.

Капитал связан с понятием окольных методов производства, или сопряженного производства. Это методы производства, связанные с временным лагом. Капитал пользуется спросом, потому что он производителен.

Субъектами спроса на капитал являются бизнес, предприниматели.

Субъекты предложения капитала представляют домашние хозяйства.

 

26. Макроэкономические цели -

-1- стабильный рост национального объема производства;

-2- стабильный уровень цен;

-3- высокий уровень занятости;

-4- поддержание внешнеторгового баланса.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на:

-1- фискальную политику;

-2- монетарную политику;

-3- политику зарплата-цены; и

-4- внешнеэкономическую политику.

 

27. Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональной взаимосвязи между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка - изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

 

28. Простейшая модель кругооборота доходов обладает несколькими важными свойствами:

1) эта модель описывает полностью изолированную систему: в ней все уравновешено; на любом участке контура материальный поток в одну сторону полностью уравновешен встречным денежным потоком. Поэтому данная система является равновесной. В ней учитываются возможные внешние или внутренние возмущения, и все ее элементы сбалансированы;

2) система может функционировать бесконечно долго, но при этом она динамична. Ее работа характеризуется периодом времени, в течение которого совершается полный кругооборот физических элементов или денег. Поэтому ее работа, как и. функционирование любого экономического процесса, является периодической. Обычно в качестве периода измерений экономических процессов рассматривается один год;

3) в этой модели стоимостные выражения выпуска, дохода и затрат равны между собой

 

29. Макроэкономические рынки

Рынок факторов производства

Экономическими ресурсами (или факторами производства) принято считать землю, рабочую силу (рынок труда), физический и финансовый капитал. Некоторые экономисты также добавляют в этот список человеческий капитал: способности, таланты людей, позволяющие увеличить производительность

 

Рынок товаров и услуг

Именно на данном рынке происходит формирование совокупных спроса и предложения. При этом, спрос на товары предъявляют все макроэкономические агенты, в то время как предложение создают фирмы, основные производители товаров и услуг. Поскольку на этом рынке ведется обмен реальными ценностями, его также называют реальным рынком

 

Макроэкономические агенты

В макроэкономике рассматриваются четыре экономических агента:

 

Домохозяйства — являются владельцами экономических ресурсов (факторов производства), основные потребители товаров и услуг. В качестве дохода получают заработную плату за использование фирмами рабочей силы: основного ресурса, производимого домохозяйствами. Платят налоги государству и от него же получают необходимые трансферты, такие как пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам, и другие.

Фирмы —- основные производители товаров и услуг, главная цель: максимизация собственной прибыли. Являются основными заемщиками на рынке ценных бумаг. Фирмы получают прибыль с инвестиций в товары и услуги. Основными расходами фирм являются налоги, инвестиционный расходы и плата домохозяйствам за ресурсы.

 

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство —- основной производитель общественных благ, основные цели: перераспределение национального дохода, регулирование экономической активности других агентов и рынков. Получает налоги — свой основной источник дохода, платит трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам, если необходимо, делает закупки на рынке товаров. Государство неразрывно контактирует с финансовым рынком.

 

Частный сектор с государством образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор —- международные торговля, обращение капитала и ценных бумаг.

Все четыре макроэкономических агента образуют открытую экономику.

 

30. Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени

выявление существующих тенденций в экономике

организация экономической политики государства.

 

31. Валово́й вну́тренний проду́кт — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

 

ВВП рассчитывается 3 методами:

По доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

 

По расходам

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму(покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Экспорт — Импорт

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти, сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

По добавленной стоимости (или производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги

 

32. номинальный (англ. nominal GDP) (абсолютный) — выражен в текущих ценах данного года.

реальный (англ. real GDP) (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен

 

33. ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг); выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.

 

34. Совокупное предложение (AS) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

цены и номинальная зарплата — гибкие.

 

35. Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

экономика функционирует в условиях неполной занятости;

цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

 

36. Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

 

Совокупный спрос (AD) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на AD — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается криво



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: