Социология массовых коммуникаций




Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет исследования социологии массовой коммуникации.

2. Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества

3. Становление социологии массовой коммуникации. Этапы в исследовании массовых коммуникаций.

4. Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации в современной зарубежной социологии (У. Липпман, Г. Лассуэлл, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Б. Берельсон, У. Шрамм, Г. М. Маклюэн, Дж. Гербнер, Д. МакКуэйл, Э. Ноэль-Нойман).

5. Основные характеристики теорий массовой коммуникации (теория «селективного влияния», концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман, «волшебной пули» и др.)

6. Вклад У. Липпмана в развитие социологии массовой коммуникации

7. Г. Лассуэл как теоретик массовой коммуникации

8. Идеи М. Маклюена о СМК XX в. Концепция «глобальной деревни».

9. Концепция идеологии и методология анализа МК (К. Маркс, Л. Альтюссер, А. Грамши).

10. Франкфуртская школа о массовой коммуникации (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).

11. Классический системный анализ: идеи и проекты Р. Мертона и П. Лазарсфельда.

12. Социальная мифология и работа МК в теории Р. Барта.

13. Развитие социологии массовой коммуникации в отечественных исследованиях (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе).

14. Понятие коммуникации. Основные различия межличностной коммуникации и массовой коммуникации

15. Функции массовой коммуникации: уровень индивида и общества.

16. Этапы развития представлений о функциях МК.

17. Г. Лассуэлл как основоположник теории функций МК.

18. Основные модели процесса коммуникации

19. Понятие сознания. Индивидуальное, групповое, обыденное сознание.

20. Понятие массового сознания. Массовое сознание и массовая коммуникация.

21. Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации

22. Роль средств массовой информации в управлении массовым сознанием

23. Субъекты массово-коммуникативной деятельности, их роль, интересы и цели

24. Ценности как основа деятельности субъектов массово-коммуникативного процесса

25. Понятие ценности. Роль ценностей в формировании интересов социальных субъектов.

26. Политические, профессиональные, прагматические, психологические, творческие ценности и их реализация в деятельности массовой коммуникации

27. Понятие и сущность свободы. Свобода как ценность в деятельности МК.

28. Понятие свободы печати и свободы слова. Сущность свободы печати.

29. Правовые аспекты свободы печати. Необходимость государственного регулирования свободы печати. Юридические ограничители свободы печати.

30. Общественное мнение как оценочное состояние массового сознания.

31. Сущность общественного мнения. Формирование представлений об общественном мнении.

32. Массово-коммуникативная деятельность как процесс формирования общественного мнения

33. Понятия «информация», «социальная информация», «массовая информация»

34. Массовая информация в деятельности массовой коммуникации

35. Социологические проблемы социальной информации.

36. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации

37. Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия.

38. Манипуляция в деятельности МК.

39. Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности МК.

40. PR и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации.

41. Средства массовой информации как основной носитель рекламы.

42. Массовая коммуникация как социальный институт

43. Возникновение массовой коммуникации в обществе.

44. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.

45. Историческая эволюция средств коммуникации.

46. Взаимодействие массовой коммуникации с другими социальными институтами общества.

47. Структура системы средств массовой коммуникации

48. Основные этапы развития средств массовых коммуникаций.

49. Печать в системе СМК, основные характеристики и способы воздействия на аудиторию.

50. Радио в системе средств МК.

51. Телевидение в системе средств МК.

52. Глобализация современных средств массовой коммуникации.

53. Правовые нормы, регулирующие деятельность МК. Основные формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы (нормы, традиции, мораль, общественное мнение)

54. Пресса и власть. Средства массовой информации как «четвертая власть».

55. Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе

56. Усиление роли политической коммуникации в современном обществе. Факторы воздействия на электорат.

57. Воздействие СМИ на уровень политического участия.

58. Жанры в структуре средств массовых коммуникаций. Информационные жанры: сообщение, отчет, выступление, интервью, репортаж, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу.

59. Жанры в структуре средств массовых коммуникаций. Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе.

60. Жанры в структуре средств массовых коммуникаций. Сатирические жанры: фельетон, памфлет.

61. Жанры в структуре средств массовых коммуникаций. Документальные жанры.

62. Особенности социологического изучения отдельных видов СМИ

63. Основные методы социологического исследования элементов массовой коммуникации

64. Место исследований коммуникатора в социологии МК.

65. Анализ содержания массовой коммуникации.

66. Контент-анализ в исследовании содержания массовой коммуникации. Цели обращения к методу контент-анализа. Интерпретация результатов. Контент-анализ в жанре рекламного сообщения.

67. Исследования аудитории массовой коммуникации

68. Опрос как основная техническая процедура сбора массовой информации.

69. Интервью.

70. Фокус-группы как разновидность опросного метода сбора массовой информации.

71. Метод наблюдения и его возможности при сборе массовой информации.

72. Case study: «глубинная» технология получения информации о латентных процессах на социальных объектах.

73. Он-лайновые опросы – современная технология сбора МИ.

74. Особенности социологических исследований телевидения и радиовещания.

75. Измерение радио-, телеаудитории (TV-метрия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: