Оценка уровня сформированности мышления.




Инструкция

Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания.

Различные свойства внимания – его концентрация, устойчивость, переключение, объем и распределение – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в каком-то одном отношении, может быть не очень развито в другом. Поэтому мы предлагаем в комплексной методике исследовать уровень развития концентрации внимания, устойчивость, произвольность и оценить работоспособность ребенка.

Субтест №1. «Найди кружок по образцу» [1 с. 29-31, с. 265]

Цель: Определение умственной работоспособности (внимательности).

Дети должны за 3 минуты найти и отметить в последовательности повторяющихся геометрических фигур те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам. Для проведения теста используется специальный бланк, на котором изображены 105 кружочков с различными геометрическими знаками, расположенных в 7 рядов по 15 кружочков в каждом. Три фигурки – образцы – изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Задание подробно объясняется с одновременной иллюстрацией действий на доске, затем инструкция проговаривается детьми и только после пробных трех кружочков дети приступают к самостоятельной работе.

Обработка результатов:

- для оценки общей работоспособности подсчитывается количество правильных операций, произведенных ребенком (количество просмотренных кружков – правильно зачеркнутые кружки и правильно не зачеркнутые фигурки). За каждую правильную операцию начисляется 1 балл;

- подсчитывается коэффициент концентрации внимания, количество правильных операций отнесенное к сумме количества правильных операций и количества ошибок;

- по количеству правильно произведенных операций можно судить о развитии распределения и переключения внимания;

- если ребенок зачеркивал все кружки подряд или вразнобой, т.е. не по строчкам, а в случайных местах на бланке, то результат не засчитывается.

По уровню концентрации внимания и общей работоспособности делается вывод о сформированности умственной работоспособности.

Субтест №2 «Тест графический диктант». [2 с. 146-144]

Цель: Оценка произвольности поведения ребенка

Процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некоторый уровень развития произвольного поведения. Произвольность поведения рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет корректировать нарушения в подражании предлагаемому образцу, так самостоятельно осуществить контрольные функции ребенку еще трудно. Игру Д.Б. Эльконин считал школой произвольного поведения. Он выделял следующие параметры произвольности необходимые для успешного овладения учебной деятельностью:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

На бланке (фрагмент листа в клеточку) ставятся 3 точки одна под другой на расстоянии 7 клеток друг от друга по вертикали. Ребенку дают ручку и произносят инструкцию. «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.» (Напоминаем, где право – лево). Диктуется образец, а дальше ребенок такой же узор рисует сам. Первое задание тренировочное, контролируемое взрослым. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается.

Первое задание: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам» На самостоятельную работу по продолжению узора дается полторы – две минуты.

При анализе обращается внимание на то, как ребенок выполнил работу под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка.

Второй и третий узоры даются более сложными.

Результаты:

- высокий уровень произвольности – безошибочная работа;

- хороший уровень произвольности – практически без ошибок или в одном из узоров отдельные мелкие ошибки;

- средний уровень – под диктовку работа сделана без ошибок, а самостоятельная часть начата правильно 2-3 элемента узора, а затем идет серьезное искажение;

- ниже среднего уровня – правильно сделана только первая диктуемая часть работы;

- низкий уровень – нарушения отмечены уже в диктуемой части.

 

Субтест № 3. «Переплетенные линии» [2 с. 16-17]

Цель: Оценка устойчивости внимания

Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Ребенок должен внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой или пальцем. Ребенок как бы «рисует глазками» и вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Время выполнения – не более 2 минут.

Результаты:

- высокий уровень устойчивости внимания – безошибочная работа;

- хороший уровень устойчивости внимания – 1...2 ошибки;

- средний уровень устойчивости внимания – 3...4 ошибки;

- ниже среднего уровня устойчивости внимания – 5 ошибок;

- низкий уровень устойчивости внимания – 6 и более ошибок.

Оценка сформированности процессов памяти.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день, но при этом родители отмечают, что их ребенок великолепно запоминает рекламу, может воспроизвести сюжет фильма, легко учит стихи и песни.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное основанное на интересе и эмоциях.

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение в течение первой минуты после однократного предъявления информации) и долговременная (воспроизведение через достаточно длительное время).

Субтест № 4. «Запомни 10 слов» [2 с. 109]

Цель: Оценка уровня развития слуховой памяти – кратковременной и долговременной.

Ребенку зачитывается 10 слов, затем он должен их повторить в любом порядке. Количество воспроизведенных слов и будет показателем кратковременной слуховой памяти. Затем такая процедура повторяется еще 3 раза. В конце всего диагностического сеанса опять возвращаемся к этому упражнению. Не называя слов, просим ребенка вспомнить их. Это показатель долговременной слуховой памяти.

Хороший показатель кратковременной памяти для 6 летнего ребенка – 5...6 слов

Хороший показатель долговременной памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов

Субтест №5. «Запомни рисунки» [2 с. 116-117]

Цель: Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением фигур, просят рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Время экспозиции 30 секунд. Далее показывают ребенку другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать картинки из первого рисунка. Ребенок имеет 9 попыток при показе запомнившихся изображений. Процедура длится не более 1,5 минут.

Хороший результат для детей 6 лет – 7...8 изображений

Средний результат для детей 6 лет – 5...6 изображений.

Субтест №6 «Запомни второе слово» [2 с. 119]

Цель: Оценка способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Делается акцент на том, что между словами может быть какая-то ассоциативная связь и на то, что ребенку нужно будет воспроизвести второе, парное слово. Затем ребенку зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Количество воспроизведенных слов – показатель смысловой памяти.

Хороший показатель смысловой памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов

Средний результат для детей 6 лет – 5...6 слов

 

Оценка уровня сформированности мышления.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Субтест № 7. «Окончание слов» [2 с. 85-86]

Цель: Оценка скорости мыслительных процессов, сообразительности

Ребенку предлагается игра: взрослый начинает слово, произнося первый слог, а он заканчивает. Всего предлагается 10 слогов.

Фиксируется не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности.

Субтест № 8. «Гибкость ума» [2 с. 94-97]

Цель: Оценка гибкости ума, речевой активности, словарного запаса.

Предложите ребенку за 1 минуту назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например:

- назови слова, обозначающие деревья...;

- назови слова, обозначающие диких животных....

Субтест № 9. «Сравнение предметов» [2 с. 84-85]

Цель: Оценка сформированности операции мышления «сравнение предметов».

Для сравнения были предложены ребенку следующие пары понятий: муха – бабочка; книга – тетрадь. Вначале необходимо было задать ребенку короткие вопросы для того, чтобы он представил себе то, что он будет сравнивать. Затем надо предложить ребенку найти черты сходства и различия у сравниваемых понятий. Выделить по каким признакам (существенным или нет) проводилось сравнение, что ребенок лучше выделяет – черты сходства или различия.

Хороший результат если ребенок назвал по 2 признака сходства и различия заданной пары предметов.

Субтест №10 «Ответь на вопросы» [2 с. 81-83]

Цель: Оценка развития словесно – логического мышления.

Нам необходимо узнать: как ребенок ориентируется в реальном мире, как может объяснить те или иные закономерности, как сформировано у него умение обобщать, на сколько он знаком с предметным миром.

Ребенок отвечает на вопросы (смотри бланк). Всего 20 вопросов. Высокий уровень развития словесно – логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15...16 вопросов.

Субтест №11 «Нелепицы» [2 с. 78-79]

Цель: Оценка развития образно – логического мышления

Ребенку демонстрируется картинка, на которой изображены разные нелепицы. Он должен был внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно и объяснить, что не так, почему это не так и как на самом деле должно быть. На все задание дается не более 2 минут. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно – логического мышления.

Общий вывод о когнитивной готовности ребенка к обучению в школе делается на основе оценки качества выполнения всех перечисленных субтестов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: