МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Автор: Лукьянова М.И.
Цель: изучение уровня сформированности мотивационной сферы старших подростков.
Возраст: 14-15 лет.
Литература: Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы, критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера». – 2004.
Инструкция: учащимся предлагается выбрать 2 варианта продолжения предложения, наиболее подходящих к ним.
1.
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
а) получения образования;
б) поступления в ВУЗ;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б)успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества
2.
Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.
Моя цель на уроке...
а) усвоить что-то новое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
3.
Самое интересное на уроке – это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) изучение новой темы;
г) объяснение учителем нового материала,
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
е) я его хорошо понимаю.
Мне нравится делать уроки...
а) когда ничто меня не отвлекает;
б) когда они несложные;
в) когда остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) когда я хорошо понимаю тему;
д) когда нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
4.
Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) чувство долга;
д) желание получать знания;
е) общение.
Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем,
Хорошие отметки – это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо; е) иногда мне так хочется.
Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
16. Ошибившись при выполнении задания, я…
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Обработка результатов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков (для 7 класса). Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего.
Таблица 8
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
- | |||||||
- | |||||||
- | - | ||||||
- | |||||||
Г | |||||||
Таблица 9
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
26-28 | 24-27 | 22-25 | 70-80 | |
22-25 | 20-23 | 17-21 | 57-69 | |
18-21 | 15-19 | 13-16 | 44-56 | |
15-17 | 9-14 | 7-12 | 29-43 | |
до 14 | до 8 | до 6 | до 28 |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7 классов.
Таблица 10
Выявление основных мотивов у школьников 9 классов
Варианты ответов | Номера предложений | ||
а) | И | П | О |
б) | П | И | п |
в) | У | в | И |
г) | с | в | п |
д) | о | О | В |
е) | П | У | У |
Условные обозначения мотивов: У – учебный мотив; С – социальный мотив; П – позиционный мотив; О – оценочный мотив; И – игровой мотив; В – внешний мотив.
Таблица 11
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |