Выявление основных мотивов у школьников 9 классов




МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Автор: Лукьянова М.И.

Цель: изучение уровня сформированности мотивационной сферы старших подростков.

Возраст: 14-15 лет.

Литература: Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы, критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера». – 2004.

Инструкция: учащимся предлагается выбрать 2 варианта продолжения предложения, наиболее подходящих к ним.

1.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования;

б) поступления в ВУЗ;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.

Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б)успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества

 

2.

Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

в) доставлять пользу людям;

г) обучение.

Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

 

3.

Самое интересное на уроке – это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснение учителем нового материала,

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

Мне нравится делать уроки...

а) когда ничто меня не отвлекает;

б) когда они несложные;

в) когда остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) когда я хорошо понимаю тему;

д) когда нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

 

4.

Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

д) желание получать знания;

е) общение.

Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем,

Хорошие отметки – это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо; е) иногда мне так хочется.

Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

16. Ошибившись при выполнении задания, я…

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.

 


Обработка результатов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков (для 7 класса). Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего.

 

Таблица 8

Номера предложений и баллы, им соответствующие Варианты ответов Показатели
а б в г д е
            -  
            -  
               
          - -  
            -  
            Г  
               
               
               

 

Таблица 9

 

Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I II III
  26-28 24-27 22-25 70-80
  22-25 20-23 17-21 57-69
  18-21 15-19 13-16 44-56
  15-17 9-14 7-12 29-43
  до 14 до 8 до 6 до 28

 

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7 классов.

 

Таблица 10

Выявление основных мотивов у школьников 9 классов

Варианты ответов Номера предложений
     
а) И П О
б) П И п
в) У в И
г) с в п
д) о О В
е) П У У

Условные обозначения мотивов: У – учебный мотив; С – социальный мотив; П – позиционный мотив; О – оценочный мотив; И – игровой мотив; В – внешний мотив.

Таблица 11

 

Номера предложений и баллы, им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации
а б в г д е
  +5 -5 +5 -5 +5 -5  
  -5 +5 -5 +5 -5 +5  
  +5 -5 +5 -5 +5 -5  
  -5 +5 -5 +5 -5 +5  
  +5 -5 +5 -5 -5 +5  
  -5 +5 -5 +5 -5 +5  
  +5 -5 -5 +5 -5 +5  
  +5 -5 +5 -5 +5 -5  
  -5 +5 -5 +5 -5 +5  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: