Анализ и обсуждение результатов исследования.




ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НОВОГО ТИПА В АГРОТЕХНИЧЕСКОМ СЕРВИСЕ

Э.З. Асадуллин, Ф.Ф. Ибляминов, Т.Р. Закирова

Аннотация. В статье анализируются основные направления деятельности по организации сервисных услуг в агропромышленном комплексе. Отмечается, что выполнение работ по качеству, срокам и стоимости не всегда удовлетворяет сельского потребителя, резко возросли затраты на ремонт и обслуживание техники. В настоящее время по причине не достаточного финансирования многие хозяйства вынуждены самостоятельно осуществлять не только техническое обслуживание, но и текущий ремонт сложной энергонасыщенной техники, что, естественно, снижает надёжность машин и укорачивает сроки их эксплуатации.

Ключевые слова: технический сервис, машинно-тракторный парк, автотранспортные и уборочно-транспортные отряды, спрос на услуги, машинно-технологические станции.

Введение. Перед сельхозпроизводителями остро стоит проблема организации и выполнения сервисных услуг. Удорожание сервисных услуг, снижение качества ремонта и отсутствие всего комплекса обслуживания сложной техники ставит сельхоз товаропроизводителей в тяжелое экономическое положение. Для рассмотрения вопросов об изменении этой ситуации в агрокомплексе России целесообразно перенимать и внедрять положительный опыт зарубежных стран, где вопросы проведения технического сервиса поставлены на высокий уровень [1].

Анализ и обсуждение результатов исследования.

В большинстве европейских стран с развитым сельским хозяйством понятие технического сервиса предусматривает целый комплекс услуг: доставка товара потребителю, предпродажная подготовка и реализация техники, обеспечение запасными частями, техническое обслуживание и ремонт техники, лизинговые операции, прокат машин, обучение кадров и множество других услуг. Целесообразно использовать и внедрять положительный зарубежный опыт в организации технического сервиса, использование лизинговых и факторинговых механизмов при закупке, ремонте и продаже

Низкая обеспеченность этих предприятий технологической оснасткой и отвечающей требованиям времени технической и нормативной документацией приводит к удорожанию работ и низкому качеству их выполнения. Необходимая техническая оснастка, требующаяся при проведении технического сервиса и ремонта на специализированных предприятиях АПК разработана ГОСНИТИ [2, c. 286].

В настоящее время в агропромышленном комплексе России разрозненно действуют сотни больших и малых предприятий, занимающиеся проведением сервисно- технологических услуг. Для преодоления экономического кризиса действующей системы рынка производственно-технических услуг необходимы экстраординарные меры в виде финансовой помощи с использованием факторинговых и лизинговых технологий, а также привлечение инвесторов и инвестиционных соглашений на проведение этих работ (конкурс и т.д.).Проблема повышения эффективности технического сервиса как инструмента управления и обновления машинно-тракторного парка особенно актуальна в неблагоприятных для АПК условиях финансового кризиса. Очевидно, что обновление и восстановление МТП в ближайшие 2-3 года возможно не только при обеспечении агропромышленного комплекса новой продукцией машиностроения на лизинговой основе, но и государственной финансовой поддержке предприятий производственно- технических услуг [3, c. 15].

Реализация этих направлений будет способствовать созданию в республике эффективно действующей системы технического сервиса машин и решению проблемы технического обеспечения сельскохозяйственного производства.

Характеристика предприятий

Развитие сети сервисных предприятий происходит в соответствии с развитием рынка агротехсервисных услуг с учетом тех изменений, которые произошли в отрасли с переходом к рыночному механизму регулирования экономики, и предполагает формирование новых, более эффективных и гибких организационных структур [8].

Участниками технического сервиса являются производители сельскохозяйственной продукции, исполнители работ технического сервиса и изготовители машин (рисунок 1).

 
 

 


Рисунок 1 – Участники технического сервиса

 

Взаимосвязь данных факторов показана на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 – Факторы, определяющие спрос на услуги технического сервиса

 

При определении реального спроса для потребителя также необходим анализ эффективности пользования услугами в сравнении с выполнением этих работ своими силами, с учетом возможностей каждого потребителя и его платежеспособности. Отсутствие экономических возможностей зачастую приводит к отказу от услуг даже при наличии потребности в них. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда вероятность оплаты сельскими товаропроизводителями требуемых им услуг агротехсервиса во многом зависит от тенденции изменения общеэкономической ситуации в АПК [4, 5].

Крупные и устойчивые в экономическом отношении хозяйства тратят в полтора раза меньше средств на ремонт и обслуживание своей техники на единицу посевной площади, чем мелкие и средние, что объясняется наличием у крупных хозяйств необходимой ремонтной базы и квалифицированных кадров ремонтных рабочих. Для средних и мелких хозяйств экономически нецелесообразно содержать мастерскую, оснащённую полным набором обо­рудования для ремонта своего МТП. Они вынуждены пользоваться услугами мастерских крупных хозяйств и предприятий системы технического сервиса [6].

Концентрация ремонтно-обслуживающих работ различной сложности по-разному влияет на их себестоимость. Наибольшее снижение себестоимости с ростом концентрации работ наблюдается при восстановлении изношенных деталей, наименьшее - при техническом обслуживании. Отсюда следует экономическая целесообразность восстановления изношенных деталей при самых высоких уровнях концентрации. Высокая концентрация восстановления изношенных деталей возможна на имеющихся производственных площадях за счет сужения специализации до номенклатуры 7-10 наименований. В тоже время техническое обслуживание должно быть максимально приближено к местам использования машин. Целесообразна концентрация на районном уровне капитального ремонта двигателей (как правило, одной-трех марок), топливной аппаратуры, гидронасосов, коленвалов. турбокомпрессоров. Ремонт трансмиссии рационально сосредоточить на региональном уровне. Распределение ремонтного производства составных частей должно определяться для каждого региона отдельно, с учетом конкретных условий: структуры машинно-тракторного парка, ремонтно-обслуживающей базы сельхозтоваропроизводителей, наличия уже отлаженной региональной системы техсервиса и окупаемости производства [7].

Для эффективного функционирования предприятий системы технического сервиса необходимы дополнительные инвестиции, налаженная система заказов, углубление специализации при одновременном повышении качества работ и надежности отремонтированных узлов и агрегатов. Немаловажную роль в стабилизации положения специализированных предприятий может сыграть создание на простаивающих мощностях производств по изготовлению запасных частей и восстановлению изношенных деталей, что будет способствовать снижению стоимости ремонта.

 

Литература

1. Концепция развития агропромышленного комплекса Татарстана до 2030 года. https://www.tatar-inform.ru/news/2015/02/11/441720/

2. Асадуллин Э.З. Перспективы развития рынка автосервиса предприятиями потребительской кооперации Республики Татарстан / Э.З. Асадуллин, Т.Р. Закирова // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. Материалы IV международной научно-практической конференции. Н.-И. Ц. «Академический». 2014. - С. 285-287.

3. Асадуллин Э.З. Развитие сервисных услуг предприятиями потребительской кооперации РТ в сельской местности / Э.З. Асадуллин, Ф.Ф Ибляминов, Т.Р. Закирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. – №3. – С. 13-16.

4. Асадуллин Э.З. Состояние рынка автосервиса и проектирование его объектов / Э.З. Асадуллин, Ф.Ф Ибляминов, Т.Р. Закирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. – №3. – С. 9-12.

5. Асадуллин Э.З. Исследование состояния и структуры рынка автосервиса, проектирование и строительство станций технического обслуживания / Э.З. Асадуллин, Т.Р. Закирова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. – №2. – С. 244-250.

6. Гончаров П.С., Ельцов М Ю., Коршиков С.Б., Лаптев И.В., Осиюк В.А. Руководство для конструктора-машиностроителя. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 501c. – Универ. биб. онлайн.

7. Зуев И.М. и др. Монтаж, эксплуатация и ремонт машин в животноводстве И.М. Зуев, Э.П. Сорокин, А.В. Шпыро. - М.: Агропромиздат, 1988.

8. Технический сервис машин в сельском хозяйстве. Руководство по организации / Под ред. А.П. Соломкина - Астана: Научно-производственный центр механизации сельского хозяйства, 2004.

 

Реферат статьи

Одним из вариантов повышения технического обеспечения на селе является создание агротехсервисных предприятий нового типа - сервисных центров и машинно-технологических станции, которые призваны оказывать помощь хозяйствам в выполнении механизированных полевых работ, тех­нического обслуживания и ремонта машин Создание подрядных организаций или предприятий по оказанию услуг, в том числе специализированных, в сельскохозяйственной отрасли имеют специфические особенности. В частности, все они являются частью кооперации различных горизонтально и вертикально интегрированных производственных структур типа холдинговых компаний, агрофирм или заводов-производителей сельхозтехники, химических удобрений и прочих сопутствующих инфраструктур, ориентированных на сельскохозяйственный рынок услуг. По организационно-правовым формам, в основном, они юридически несамостоятельные, и являются структурными подразделениями фирм, за исключением крупных международных компаний. В развитых странах существует ряд таких форм подрядных организаций.

 

Сведения об авторах:

Асадуллин Энвер Закиевич – кандидат технических наук, доцент, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета, e-mail: env60@yandex.ru

Ибляминов Фанил Фаритович - кандидат технических наук, доцент, доцент, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета, e-mail: fanil.iblyaminov@yandex.ru

Закирова Татьяна Рифгатовна – кандидат архитектуры, доцент, доцент, e-mail: env60@yandex.ru, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: