ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ




Сидорина Т.В. Сибирская академия государственной службы (СибАГС), г. Новосибирск В статье рассматривается вопросы становления и развития философии образования и возникающие в связи с этим образовательные проблемы. Особенно актуальными проблемы образования становятся сейчас, в современную эпоху формирования информационной цивилизации. Увеличивается ряд факторов, требующих разработки способов экстраполяции философских принципов на образовательный процесс, среди которых: превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний; усилившееся в последние десятилетия ощущение кризиса образования, выражающееся в неудовлетворенности его результатами, в разрыве между уровнем подготовки специалистов и потребностями общества и др. Термин «философия образования» впервые появился в ХIХ в. в Германии. Немецкая философия Х1Х века в лице И. Канта, Г. Гегеля, К.В. Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образований. В ХХ веке золотой фонд философии образования связан с именами В. Дильтея, М. Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхеда и др. Выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось в 40-х годах 20 века. На Западе в начале 20-х годов Д. Дьюи издает «Философию воспитания». В 1965 г. общество по философии образования появилось в Великобритании, а в августе 1990 г. на международной конференции по вопросам демократизации образования была организована ассоциация под названием «Международная сеть философов образования». В России, хотя и существовали философские традиции в анализе проблем образования (М.М. Сперанский, С.П. Шевырев, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П. Юткевич, Л.Н. Толстой и др.), однако философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни значимой специальностью. В 1923 году в России вышла книга философа и педагога-теоретика С.И. Гессена (1870-1950) «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». После С.И. Гессена термин «философия образования» на время исчезает в России и появляется только в 70-80 годы ХХ века, в контексте критики западной концепции философии образования. Причем этот возврат связан с тем, что ЮНЕСКО объявило одной из приоритетных задач разработку концепции философии образования ХХI века. В 1993 году в России проводится конференция, названия докладов на которой свидетельствуют о научной масштабности, междисциплинарности и значимости для образования тематики этой конференции. Среди них: «Философия образования в России», «Философия и политика развития образования в демократическом обществе», «Обоснование образования в демократическом обществе». Кризис образования в постиндустриальном обществе, вступившего в стадию информационной эпохи, вызывает тревогу мирового гуманитарного сообщества. Возрастанием интереса философской мысли к проблеме философии образования объясняется организация XX-го Всемирного философского конгресса "Пайдейя: философия в воспитании человека", состоявшегося в 1998 г. в Бостоне (США). Главный итог XX Всемирного философского конгресса - реконструкция философии как Высокой Культуры, возрождение Пайдейи - великой античной традиции. К обсуждению проблем подключаются в конце девяностых годов журналы «Педагогика» и «Вопросы философии». В России создается проблемный научный совет при Президиуме РАО, начинает работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпускаются монографии и учебные пособия. В отечественной философии образования условно можно представить ее периодизацию в виде шести этапов. На первом этапе (40-50-е гг.) она сводилась к идеологическому освещению существовавшей в советской школе практики общего и профессионального обучения и воспитания. Проблематика философии образования еще не выделилась в автономную область, все же отдельные элементы ее содержались внутри теоретических работ по философии, психологии, педагогике. На втором этапе рубежа 50-60-х гг., возникают педагогические поиски по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в направлении повышения его эффективности посредством рационализации обучения. Начинают ставиться задачи философско-образовательного содержания в работах А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и др. На третьем этапе, в 1960-е годы возникла необходимостью введения в практику таких в целом технократических форм, как алгоритмизация (Л.Н. Ланда) и программирование обучения (П.Я. Гальперин, Н.Д. Никандров), его оптимизация (Ю.К. Бабанский) и управление (Н.Ф. Талызина). Философско-методологическая критика кибернетизма в образовании велась с позиций теоретико-деятельностного подхода (Н.Г.Алексеев, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий) в методологии, интеллектуально-деятельностного подхода (В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая) в психологии и гносеологии (Э.В. Ильенков). Разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование. На четвертом этапе, в 1970-е годы философия образования стала обосновывать проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев). Критическая рефлексия проблемного обучения велась с позиций: личностно-деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и системно-деятельностного в философии (Г.С. Батищев, Н.П. Алексеев, Э.Г. Юдин). Формулируется философско-образовательная проблематика, происходит рефлексия и смена парадигм в ее разработке, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. На пятом этапе в 1980-е годы философия образования разрабатывала диалогическую (М.М. Бахтин, В.С. Библер), а также культурологическую (А.Г. Асмолов, И.С. Кон) парадигмы. Рассматривается взаимодействие технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) в ситуации его компьютеризации и гуманизации в рамках диалога культур. Философия образования представляется особой областью знания, ведется изучение ее методологических, теоретических и проектных проблем. На шестом этапе на рубеже 1980-90-х годов анализируется проблематика в контексте взаимодействия различных развивающих сред: от семейной через школьную и вузовскую до социально-психологической, профессионально-деятельностной и информационно-социогенной в рамках гуманистической педагогики, рефлексивной психологии и понимающей социологии. Формулируется философско-образовательная проблематика, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики в работах Н.Г. Алексеева, А.В. Арсеньева, В.С. Библера, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.Я. Лернера, И.С. Ладенко, Ф.Т. Михайлова, Н.Д. Никандрова, Н.Н. Нечаева, В.М. Розина, В.В. Рубцова, И.Н. Семенова, К.А. Славской, В.И. Слободчикова, В.С. Швырева, П.Г. Щедровицкого, Б.Г. Юдина и др. В 1990-е годы философия образования выделяется в особую область знания, ведется систематическое изучение ее методологических, теоретических и проектных проблем в работах О.С. Анисимова, М.Н. Берулава, Б.С. Гершунского, Ю.В. Громыко, М.Н. Кларина, П.П. Корнетова, В.Я. Ляудис, С.А. Смирнова, А.И. Субетто и многих других. Одним из конструктивных подходов решения проблем непрерывного развивающего и личностно-ориентированного профессионального образования служит концепция рефлексивной методологии (Н.Г. Алексеев, В.Т. Ополев, И.Н. Семенов), рефлексивной психологии (И.Н. Семенов) и педагогики творчества (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Предметом философии и методологии образования выступило проектирование социокультурных и рефлексивно-инновационных сред, обеспечивающих экологию интенсивно-игрового развития личности в диалогическом и полилогическом взаимодействии детей и взрослых. Эти философско-методологические и психолого-педагогические концепции и реализующие их образовательные технологии игрорефлексики (И.Н. Семенов) и рефлепрактики (С.Ю. Степанов) показали свою эффективность в инновационной педагогической практике экспериментального школьного, дополнительного вузовского и профессионального обучения. Таким образом, философия образования — это вполне самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются не столько общефилософские учения, обращенные к образованию, сколько объективные закономерности развития образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования. Общефилософские знания сами по себе останутся лишь абстрактной схемой, если они не будут обогащены знаниями, относящимися к экономике, социологии, этике, эстетике, культурологии, экологии, различным отраслям техники и технологии, медицины, права, педагогики, психологии и т.д. Причем каждая из наук рассматривает проблемы образования в своей логике, в своем специфическом ракурсе. Предметом философии образования являются общие, фундаментальные основы функционирования и развития образования, определяющие критериальные оценки междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез и фактов, относящихся к образованию. Философия образования не сводится к методологии только одной науки — педагогики. Она рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой. Такой бинарный характер философии образования существенно сказывается на статусе философии образования, свидетельствует о принципиальной необходимости синтеза знаний об объектах философско-образовательного обоснования. В сфере образования в должной мере не осознавалась иерархичность целей образования, не разработан механизм перехода от глобальных философских целевых установок к конкретным, структурированным целям образовательной деятельности на разных ступенях образования с учетом преемственности и взаимосвязи этих ступеней. Отсюда субъективизм в построении моделей выпускников учебных заведений разного уровня и профиля, стандартов образования, профессионально-квалификационных характеристик рабочих и специалистов, преобладание интуитивного начала в процессе создания учебных планов и программ, формализм в оценке реальных результатов педагогической деятельности. Потому и отмечается так называемый «кризис педагогики», что такая трансформация целей не может быть выполнена только педагогическим путем, в рамках и логике одной лишь педагогической науки. Философия образования - это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы. Список литературы 1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 2. Муравьев А.Н. Основной вопрос философии образования // Философия образования. Сб. материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.11. 3. Сидорина Т.В. Философия образования как рефлексивная область знания (статья) // Философия отечественного образования: история и современность. Ш Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. - С. 321-234. 4. Сидорина Т.В. Философия познания и образования // Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура. Образование. Экономика. Матер. междунар. Науч-практ. конф. 9-11 марта 2007. – Новосибирск: Изд-во «Архивариус», 2007. – С. 36-40.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: