Зомби – апокалипсис по-русски. Отзыв на книгу




С. В. Лукьяненко. Кваzи. Москва. АСТ. 2016 г.

Смелова Е.В.

 

Ах, этот неподражаемый писатель- фантаст Сергей Лукьяненко! Помните его первые книги – «Рыцари сорока островов», например? А впрочем, почему неподражаемый, подражателей как раз много, вот только как не подделывайся под его стиль… Нет, все равно неподражаемый, ругаемый, любимый и очень ожидаемый. И вот передо мной снова лежит книга в серой обложке, которую я с упоением читала прошлым летом. Как сейчас помню, сижу я в лесу на живописной полянке, рядом полупустая корзинка с грибами – до грибов ли, когда на страницах романа творится такое…А что же там творится, заинтриговано спросите вы?

«Кваzи» - роман ужасов, роман – антиутопия. Вообще –то нашей отечественной фантастике, взращенной на почве, богато удобренной Ефремовым, Мартыновым, Казанцевым и братьями Стругацким это не очень свойственно, другое дело растленный Запад. Но вот ведь можем, когда хотим. Изрядно избитая и затасканная тема зомби-апокалипсиса заиграла новыми красками. Нет, в основе все достаточно традиционно – сбылись страшные сны фантастов, мир сошел с ума, мертвые восстают и творят злодеяния (ну, как сказать злодеяния - они нас едят, в принципе и все), пресечь кои можно только отрезав им голову (о ужас), но есть некоторое дополнение. При одном условии (рука немеет – не могу сообщить, каком, читайте сами, если не боитесь) восставший (так автор называет зомби) может возвыситься – обрести разум и стать кваzи. И вегетарианцем. Потому что… – вы и сами догадываетесь.

Кто же такиекваzи? Сначала можно подумать, что они – сверхлюди, венец творения и последний писк эволюции. Кваzи очень трудно убить, они не реагируют на яды, у них огромная способность к регенерации и сила в полтора-два раза больше, чем у обычного человека (или просто человека?). Но они не способны иметь потомство (но могут вступать в интимные связи или в законный брак друг другом или с людьми). У них нет эмоций, хотя кваzи их неплохо имитируют. А вот что важно – у них нет способности к развитию – они остаются теми, кем были в момент смерти. Они всегда те же – вот это, пожалуй, главное их отличие от людей. Или, точнее, от живых людей. «Кваzи развиты односторонне – то, что было для тебя главным при человеческой жизни, останется твоей единственной целью на грядущую вечность» (С. Лукьяненко). Вот так. А сколько они живут, вообще неизвестно, во всяком случае,кваzи не стареют.Здорово, правда? Вот только если ты был при жизни хорошим человеком, то, возвысившись, не изменишься, а если не очень хорошим…тоже. И это не чувства, их нет, это просто заданный вектор. К девушке Насте вернулись, возвысившись через десять лет, мать и братишка. Мать стала убирать квартиру, паренек сел за компьютер – все, это навсегда. Бедная Настя, она их так ждала.

Вот вспомнилось вдруг что-то из богословия - о людях и ангелах. Казалось бы, ангелы выше людей, они могучие бесплотные духи и т. д. Однако способны были только один раз сделать выбор между добром и злом, и одна треть выбрала зло. Их теперь на иконах с хвостиком и рожками пишут. А вот слабые люди способны многократно делать этот выбор, расти или падать, грешить и каяться, жить и умирать, обретая вечность, настоящую вечность, а не тот унылый её суррогат, который автор уготовал своим героям. А дети –кваzи, увы, всегда останутся детьми. «И это вечность, к которой они приговорены». Вечность как приговор – неплохо звучит. Так что венец творения все-таки мы. Тем не менее, одна из тем романа (простите за каламбур) - перспективы превращения всех (или почти всех людей в кваzи), несмотря на то, что сторонникам этой идеи известно страшное условие возвышения (хотя большинство людей о нем не знает, иначе живым покойникам пришлось бы, пожалуй, плохо).

Ну а кваzи – собственно роман построен на отношениях между ними, людьми и восставшими. Последние для них куколки или личинки, соответственно кваzи – имаго. Сюжет пересказывать не буду – может, кто решит почитать (советую, но чтение не для слабонервных).

Чем Сергей Лукьяненко был всегда силен – так это умением встраивать в свой фантастический мир обыденные реалии. Действие происходит в Москве, за МКАДом жить людям нельзя, там орды восставших, впрочем, есть поселения кваzи. Они их добросовестно отлавливают и доставляют в резервации. А так жизнь наладилась, ну есть кваzи (у них, кстати, кожа голубая), ну носят полицейские табельное мачете, ну известно, что в Японии нет людей, а в Китае не только восставших, но и даже кваzи, ну и что. А в Москве «солнечный был двор, чистенький и ухоженный. Новенькая детская площадка с мягким покрытием под горками и качелями, клумбы с обилием цветов, декоративный прудик, скамейки под старыми зелеными деревьями». Такое вот начало книги. А в Питере живых всего 12, 5% - зато с экологией все в порядке, там принято ездить на метро или на велосипеде. Жизнь как-то наладилась и продолжается.

Разумеется, проблем в этом мире хватает. И преступность имеется, даже среди кваzи. Впрочем, у них свои представления о добре и зле. Подзаголовок романа – «Один плохой полицейский. Один мертвый полицейский. Одна неделя, чтоб спасти мир». Вот они его и спасают – плохой полицейский человек Денис Сидоров (вот ведь как похож на Антона Городецкого из многочисленных «Дозоров») и мертвый полицейский Михаил Бедренец. Он, кстати, усыновил живого ребенка. И так это объясняет: «Хороший полицейский не может предотвратить все преступления и исправить все ошибки. Но он должен добиваться того, чтоб справедливость восторжествовала. Хотя бы в том, что зависит от него… Справедливость заключается в том, чтоб я был ему отцом. И то, что я не могу по-настоящему его любить, ничего не меняет, поскольку я должен стремиться к справедливости». Вот сейчас я Айзека Азимова вспомнила - сборник «Я, робот» и все такое, три правила роботехника, кто-то их еще помнит?. Зачитывалась им когда – то. Похоже и Сергей Васильевич тоже читал. А может быть,и нет.

Детективная линия на мой взгляд очень хороша, со свойственными автору неожиданными поворотами сюжета. Характеры главных (и не только главных) героев, мне кажется, выписаны отлично и достоверно, в конце романа не только Денис, но и покойник Михаил становятся просто родными. А вот в то, что у него нет чувств – как-то не верится. Да и что есть чувство? Впрочем, как говорилкваzи Михаил своему живому напарнику – если удачная имитация неотличима от подлинника – тогда какая разница?

Забавно и злободневно смотрятся некоторые второстепенные персонажи – священник –кваzи отец Иоанн (Охлобыстин так узнаваем!) или директор приюта Евгения Курицына (БоженаРынска, не иначе). Это Лукьяненко такой хулиган. Вообще получилась взрывная смесь из фантастики, ужастика и детектива с добавлением политики, философии и юмора (весьма своеобразного). Философская линия тоже неплохо проработана. Впрочем, вот в чем СергейЛукьяненкобезусловно мастер – у него персонажи могут поразмышлять о жизни и пофилософствовать, поговорить о добре и зле, но стреляют вовремя и метко. Доброе слово и автомат Калашникова убедительнее, чем просто доброе слово. Одно из главных достоинств его многочисленных романов – их не скучно читать.

Кстати, а как возникла эпидемия, погубившая большую часть человечества? Есть намек на вирус, который в каждом из нас, но пробудится только после смерти(через укус заразиться нельзя). Обещана автором вторая часть – «Кайнозой», в которой все и откроется. Хочется верить. Вот только вспоминаю, что продолжение «Черновика» - «Чистовик», которого я так ждала(не одна я, полагаю), в конечном счете, ничего не открыл и толком не объяснил, а еще больше все запутал. Что ж, будем ждать, надеяться и верить. Не подведите нас, пожалуйста, Сергей Васильевич, очень вас прошу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: