Билет №19
Дошкольное образование по ФГОС включает в себя сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изенениям жизненых условий и в наших нынешних социально-экономических условиях. Период становления личности, и дошкольное образование рассматривается важнейшей частью в образовании и должно быть направлено на обогощение развития, а не на быстроту познания в большом количестве. Дети ещё успею всё узнать, и в этом и состоит главная задача образовательной программы ФГОС, дать детям детство и сохранить радость детства. Но образование никуда не уйдёт, будет в естественной и не принуждённой форме, и это интересно как педагогам, так и детям. В искусственном и весьма однообразном образовании, нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гормоничного развития.
1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ
Образование — это:
1) Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;
2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;
|
3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систе - матизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и само- стоятельного принятия решения в разных сферах жизни на основе использования полученых знаний.
Первый уровень, первая ступень образования — это дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Ребёнок развивается полноценно при условии наличия двух компонентов его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья даёт ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирует чувство защиты, доверия и раскрепощенности обществу и миру в целом. Но и семья нуждается в поддержке, которую должен обеспечивать детский сад - родители работают и учиться, при этом не испытывают вину, что ребенок брошен, так как они понимают, что ребенок в это время в комфортных условиях, всегда накормлен, и с ним занимаются педагоги.
Что же детский сад даёт ребенку? Самое главное в детском саду - наличие детского сообщества, благодаря этому ребёнок получает социальный опыт. Именно в этих условиях ребенок познает себя и других в сравнении друг с другом, прикрепляет к себе варианты общения и взаимодействия, подходящие разным ситуациям. Дети в дошкольном возрасте находятся в стадии развития физических и психических функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект, творческое начало, широкая гамма интересов и др., и не правильно выделять ту или иную приоритетную линию развития, так как нарушает право ребенка на развитие разносторонности и целостности.
|
Содержательно обновившаяся система дошкольного образования поменяла работу детских садов и теперь в большом спектре новых программ и педагогических технологий, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов.
2. Основные задачи организации дошкольного образования.
Новая концепция дошкольного воспитания определила следующие ключевые цели и задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.
|
4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.
3. Виды дошкольных организаций.
Дошкольное воспитание - ступень образования, на которой закладывается основа социальной личности, и за последнии годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы.
Современное образование РФ предоставляет следующии виды дошкольных учреждений:
1. Детский сад;
2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.);
3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
4. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день, сокращенного дня (8 - 10 часов в день, полного дня (12 часов в день, продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованию санитарных правил.
Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон:
- до 3 - 4 часов без организации питания и сна;
- до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
- более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей. Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.
Группы кратковременного пребывания могут быть:
- по подготовке детей 5-7 лет к школе;
- присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;
- инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы);
- по оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;
- по оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.
В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществление образовательной деятельности.
Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья, которая не должна превышать установленную санитарными правилами.
4. Организация деятельности дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».