БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА (1)




В.М.Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема

--------------------------------------------------------------- Изд-во "Алетейя" СПб, 1999г. В.М.Бехтерев "Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности" OCR, spellcheck: Иван Кузьмицкий, 6 Mar 2001 (mindstar@mail.ru)---------------------------------------------------------------

БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА (1)

В те моменты истории, как переживаемое нами время, когда почти каждыйдень приносит известие о гибели многих сотен и тысяч людей на поляхсражений, особенно настойчиво выступают вопросы о "вечной" жизни и обессмертии человеческой личности. Да и в обыденной жизни мы сталкиваемся накаждом шагу с потерей близких нам лиц - родных, друзей, знакомых - отестественной или от насильственной смерти. "Произошел выстрел, и человека не стало". "Болезнь отняла от нас друга,который отошел в другой мир". - Так говорят обыкновенно над свежей могилой.Но так ли это на самом деле? Ведь если бы наша умственная или духовная жизнькончалась вместе с тем, как велением рока обрывается биение сердца, если бымы превращались вместе со смертью в ничто, в безжизненную материю,подлежащую разложению и дальнейшим превращениям, то спрашивается, чегостоила бы сама жизнь? Ибо, если жизнь кончается ничем в смысле духовном, ктоможет ценить эту жизнь со всеми ее волнениями и тревогами? Пусть даже жизньскрашивается стремлениями в лице лучших умов к вечным идеалам истины, добраи красоты, но для самого человека, живущего и действующего, чем можно былобы оправдать преимущества этих идеалов по сравнению с теми или инымисвоекорыстными стремлениями? Ведь если нет бессмертия, то в жизни нет иморали, и тогда выступает роковое: "все дозволено!". В самом деле, к чему мне заботиться о других, когда все - и я, и ониперейдут в "ничто" и когда вместе с этим "ничто" устраняется вполнеестественно и всякая моральная ответственность. Смерть человека без вечногодуха, которую признают все религии и в которую веруют все народы, разве неустраняет почву из-под всякой вообще этики и даже из-под всех стремлений клучшему будущему? Если вместе со смертью навсегда прекращается существование человека, тоспрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга,если существование человеческой личности прекращается вместе с последнимпредсмертным вздохом? Не правильнее ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждатьсятеми утехами, которые она дает, ибо с прекращением жизни все равно ничего неостанется. Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечет без техземных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку,скрашивая его временное существование. Что же касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этомдумать, когда все - и "я", и "другие" завтра, послезавтра или когда-нибудьпревратятся в "ничто". Но ведь это уже прямое отрицание человеческихобязанностей, долга и вместе с тем отрицание всякой общественности,неизбежно связанной с известными обязанностями. Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человеказа пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создаютобразы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живогобестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселениидуш из одного существа в другие. Таким образом народный эпос и религиозное умозрение как быпредуказывают то, что должно быть предметом внимания науки и что допозднейшего времени оставалось вне ее поля зрения. Правда, философии нечужда идея бессмертия, ибо она уже давно ставила проблему бессмертиячеловеческой души как таковую, которая требует своего разрешения, и, какизвестно, еще Спиноза, а затем и Кант, не говоря о некоторых другихфилософах, признавали бессмертие духа. Наш великий моралист Л. Толстой высказывается по этому поводу следующимобразом: "Если признают жизнь не в теле, а в духе, то нет смерти, естьтолько освобождение от тела. Мы признаем в душе нечто такое, что не подлежитсмерти. Объяви только в своей мысли то, что нетелесно, и ты поймешь то, чтов ней не умирает". Из новейших авторов, как известно, американский философ Джемс, недавноскончавшийся, "был столь убежден в существовании загробного мира, что обещалпосле своей смерти найти способ духовного общения со своими друзьями". Наэто наш ученый Мечников не без иронии заметил, что он "до сих пор невыполнил своего обещания". Некоторые из философских умов в этом вопросе даже примыкали к доктринамхристианства. Как известно, христианское учение говорит о всеобщемвоскресении мертвых, и наш известный философ Соловьев (2) опирается именнона эту сторону христианского учения в своих диа- лектических возражениях поадресу морального аморфизма. "Отрицая различные учреждения, моральный аморфизм, - говорит он, -забывает об одном довольно важном учреждении - о смерти, и только этозабвение дает доктрине возможность существования". "Ясно, что это учение, умалчивая о смерти, носит ее в себе самом. Оновыдает себя за восстановление подлинного христианства, но слишком очевидно ипсихологически, и исторически, что проповедь Евангелия не забывала о смерти;прежде всего эта проповедь, опиралась на воскресение Одного, как насовершившееся событие, и на будущее воскресение всех, как на обеспеченноеобещание. Общее воскресение есть создание совершенной формы для всегосуществующего, крайнее выражение и осуществление благого смысла вселенной ипотому конец и цель истории". Таким образом, наш маститый философ принимал христианскую доктрину так,как она передается нам в священной книге, в прямом смысле слова, ирассматривал перспективу общего воскресения как обеспеченное обещание, какнепреложный факт будущего, забывая при этом, что в известных случаях словавообще должны быть понимаемы не по внешней их форме, а по их сокровенномусмыслу. Не будем умалять значения христианского учения для цивилизованногомира. Возвышение "духа" над телом, любовь к ближнему, непротивление злунасилием и самопожертвование ради торжества истины и ради общего блага - вотте нравственные принципы, которые выдвинуло христианство. Эти принципы, опрокинувшие некогда древний языческий мир, поборовшиеего великим страданием самого Учителя и последующими страданиями егоучеников, привели к обновлению мира, создав новую эру для современногочеловечества. Но даже приняв во внимание заявление В. Соловьева относительнообеспеченного обещания в христианском учении, следовательно, факта вбудущем, люди науки скажут: в общее воскресение надо верить, ибо общеевоскресение есть высшее чудо, научная же мысль давно отрешилась от всегочудесного и не может опираться на веру. Вот почему даже столь сильные умы, как наш Мечников, стоят на точкезрения полного отрицания загробной жизни. Но прежде чем разрешать этот вопрос, мы сойдем с плоскости религии ипримыкающей к ней в этом вопросе философии и обратимся к научному анализувопроса о бессмертии человеческой личности, т. е. к тому знанию, котороепризнается точным, и посмотрим, как будет решаться вопрос о бессмертиичеловеческой личности с научной точки зрения. Не очень давно научное воззрение держалось на трех китах - на признаниифизической энергии, материи и духа, несводимых будто бы путем научногоанализа к более общим формам мировых явлений и в то же время не имеющихмежду собой ничего общего. Еще покойный Менделеев не считал возможнымотрешиться от этих, так недавно считавшихся общепризнанными, взглядов. Но за истекшее столетие в лице Майера и Гельмгольца наука обогатиласьодним незыблемым законом - законом постоянства энергии. Этот закон гласит,что энергия может подвергаться превращению из одного ряда в другой, но онане тратится и не убывает. Ранее того был установлен, как известно, принцип постоянства материи.Предполагалось, что материя при всех возможных превращениях остается всмысле своего веса одной и той же, иначе говоря, количество материи,несмотря на всевозможные превращения, остается постоянным. Однако позднейшие научные открытия, особенно же открытие радиоактивныхвеществ, а также открытие рентгеновских лучей и другие приобретения наукипошатнули это положение, ибо стал очевидным переход, хотя и медленный ипостепенный, материи в энергию. С другой стороны, наукой установлено, что иматериальные атомы, разлагающиеся на электроны, представляют собой не чтоиное, как центры энергии, а следовательно, в физическом мире мы можемговорить лишь об энергии как сущности, которая вмещает в своем понятии ифизическую энергию, и видимую и осязаемую нами материю. Иначе говоря, можно признать, что энергия при известных условияхскрытого потенциального состояния дает начало веществу - материи или массе,последняя же в конце концов при тех или других условиях может быть разложенана ряд физических энергий. В этом отношении еще Декарт подходил к решениюзадачи, говоря, что материя есть "движение" или "сила". Г. Лебон, задаваясь вопросом: "Материя не есть ли энергия?" - замечает:"Всякому, следившему за моими работами, известно, что мне удалось доказать,что свойства солей радия суть не более как свойства каждого тела природы,только в радии они более ярко выражены. Всякое тело обладает истечениемчастиц в более слабой степени, чем радий. Это показывает, что материя имеетсвойства медленно рассеиваться. Радиоактивность и рассеивание (диссоциация,распад) материи, ее дематериализация - это синонимы. Электричество исолнечное тепло - не что иное, как разъединенная материя. Можно доказать,что элементы, извергаемые полюсами, одинаковы с элементами, отделяющимися отрадия".(3) Но за всем тем остается мир духовный, или так называемая психическая,точнее - нервно-психическая деятельность, которая непосредственно познаетсянами как мир явлений, открываемых путем самонаблюдения и самоанализа. Этотмир тем самым противополагается миру объективному, ибо последний не подлежитсамонаблюдению, но в то же время познается нами лишь не иначе, как припосредстве наших внутренних переживаний, т. е. путем того же субъективногомира, открываемого при посредстве самонаблюдения и самоанализа. Но это противоположение остается лишь до тех пор, пока мы онервно-психической деятельности судим по своим переживаниям, т.е. признаемее деятельностью исключительно субъективной, не имея в то же времявозможности проникнуть во внутреннюю природу явлений внешнего мира. Но танаучная дисциплина, которую я стремлюсь установить под наименованием"Объективной психологии" или - точнее - "Рефлексологии"(4), рассматриваетнервно-психическую resp. соотносительную деятельность со строгообъективной точки зрения, как совокупность высших или сочетательныхрефлексов, имеюших свои внешние причины или внешние воздействия,предоставляя в то же время субъективной психологии иэучать проявлениесубъективного характера этих рефлексов путем самонаблюдения. Со строго объективной точки зрения разнообразные действия Человекамогут и должны быть сопоставлены по аналогии с движениями псевдоподий такихпростейших животных, как амеба, и то, что мы понимаем под высшими илисочетательными рефлексами, в конце концов представляет собой производноесократительности живого вещества в случае ответа его на сопутствующиераздражения. Отсюда ясно, что связываемый с высшими рефлексами психизм вживой природе вообще, где бы он ни проявлялся и в каких бы формах ниобнаруживался, должен быть сведен также на особый вид энергии, разнообразныепроявления которой мы имеем в телах окружающей нас живой природы. (5) При этом мы знаем, что в основе соотносительной деятельности высшихорганизмов лежит нервный ток, являющийся сам по себе производнымсократительности протоплазмы, ибо нет ни одного соотносительного(нервно-психического) процесса, который бы не происходил в мозгу, основой жедеятельности мозга, как мы знаем, является нервный ток, переходящий путемсокращения мышц и смещения членов в механическую энергию. (6) Как известно, импульсами для возбуждения нервного тока служат внешниезаряды, которые действуют на воспринимающие органы внешней и внутреннейповерхности тела, играющие, как я указал еще в 1896 г., роль особыхтрансформаторов внешних энергий (7) обеспечением же правильного проведениятока по нервным волокнам является непрерывный приток крови к мозгу. Другие факты не оставляют сомнения в том, что при условиях нормальногомозгового кровообращения усиление субъективных resp. сознательных процессовсопутствуют замедлением и даже задержкой движения, т. е. ослаблениеммеханической работы, и наоборот - ускорение и усиление производимоймеханической работы сопровождается ослаблением ее сознательности. Отсюдавытекает противоположение между субъективными проявлениями сознания иобъективными двигательными процессами, а это говорит за то, что при активнойпсихической деятельности происходит задержка энергии в центрах, точнееговоря, в клетках нервной ткани.(8) Всем известно, что активная умственная работа идет медленнееавтоматической. Достаточно сделать усиленное напряжение мысли при ходьбе,стремясь внимательно производить каждый шаг, и тотчас же ходьба замедляетсяи даже наступает ее приостановка, и наоборот - при ослаблении внимания или всостоянии так называемой рассеянности процесс ходьбы становится болеепланомерным и свободным. В основанном мною совместно с В. Т. Зиминым Педологическом институте вПетрограде непосредственными опытами над новорожденными было доказано, чтовсякое внешнее впечатление, привлекающее внимание ребенка, действуетуспокаивающим образом на его движения и в особенности на его дыхание,которое всегда при этом выравнивается. Таким образом, необходимо признать, что сознательное или, выражаясьфилософским языком, духовное связано с задержкой нервного тока, сам женервный ток, как мы видели, является трансформированной физической энергиейтого или иного рода. Отсюда ясно, что духовная сторона человеческойличности, если понимать под этим все вообще происходящие в ней субъективныепроцессы и тесно связанные с ними внешние проявления, в конце концовоказывается производной внешних энергий и является результатом задержки и,следовательно, наивысшего напряжения энергии в центрах. Очевидно, таким образом, что и между нервно-психической и такназываемыми физическими энергиями не только нет никакого противоположения,как полагали раньше, а наоборот имеется взаимоотношение, основанное напереходе одной в другие и обратно.(9) Поэтому необходимо признать, что все явления мира, включая и внутренниепроцессы живых существ или проявления "духа", могут и должны бытьрассматриваемы как производные одной мировой энергии, в которой потенциальнодолжны содержаться как все известные нам физические энергии, так равно иматериальные формы их связанного состояния и, наконец, проявлениячеловеческого духа. В окончательном выводе энергия должна быть признана единой сущностью воВселенной, причем все вообще превращения материи или вещества и все вообщеформы движения, не исключая и движения нервного тока, представляют собой нечто иное, как проявление мировой энергии, непознаваемой в своей сущности, ноявляющейся первоосновой известных нам физических энергий, являющихся такжелишь определенной формой проявления мировой энергии, т. е. проявления ее приопределенных условиях окружающей среды. Новейшие научные воззрения, правда, говорят об электронах, какнаименьших элементах, служащих носителями энергии, но ничуть не исключенавозможность, что электрические атомы, или электроны, предполагающиесуществование в них положительного или отрицательного зарядов, не являютсяеще пределом разложения видимого и невидимого физического мира. Да и вообщев этих воззрениях об электронах, постоянно двигающихся друг около друга,сказывается невозможность человеческого ума отрешиться от идеи разделенияпознаваемого мира на мельчайшие частицы и признать полное разложение материив энергию без всякого в ней остатка самой материи. К тому же в физическихгипотезах нашего времени, как справедливо указал профессор Хвольсон в своейброшюре "Знание и вера", господствует вера, а не научные доказательства.(10) В конце концов необходимо признать, что сущность мировой энергии поограниченности нашего мышления, черпающего свой материал лишь из видимогоматериального мира, остается недоступной нашему познанию. Но одно несомненно, что мировая энергия в конце концов служит началом иматериального, и духовного мира, следовательно, в потенциальном состоянииона должна содержать в себе и материальное, и духовное. "Называя все это -материю, энергию, дерево - физическими продуктами, касаемся ли мы ихпоследней реальности? Уверены ли мы даже совершенно в том, что то, что мыназываем физическим миром, есть в конце концов физический мир? Преобладающимнаучным взглядом в настоящее время является, что это не так. Самое выражение"материальный мир" есть, говорят нам, неверное выражение; мир есть мирдуховный, только употребляющий "материю" для своего обнаружения" (11) Как бы то ни было, в последних частицах беспредельного дробленияматерии, пример которого мы видим в радиоактивности тел, мы уже не находимникаких свойств материи, а лишь качества, присущие энергии, равно как и вконечном анализе психические процессы лишаются свойств психического вистинном смысле слова и должны быть сводимы на бессознательные процессы,связанные с затрачиваемой энергией. Таким образом, мы не только не видим основания противополагать другдругу физическую энергию, материю и дух, они не только не представляются намособыми сущностями, что признавалось за истину еще недавно, но мы должны вэтом отношении держаться взгляда о единой основе всего сущего в виде мировойэнергии, служащей началом и всего материального, и всего духовного воВселенной. Это учение, как объединяющее все мировые явления, мы обозначаемименем эволюционного монизма, ибо в данном случае к монизму мы приходимпутем выяснения и анализа эволюционного процесса, приводящего все вообщевнешние проявления видимого мира к единой "мировой" энергии как началувсего сущего.(12) Эта мировая энергия обусловливает движение всего во Вселенной, ибо вовсем познаваемом пространстве нет ничего без движения, и мы не знаем вообщени одного явления в природе, ни одного процесса, который не сопровождался быдвижением. С движением связаны и энергия притяжения и отталкивания, лежащая воснове законов тяготения небесных тел, и энергия химического сродства исцепления атомов, и, наконец, энергия того подвижного соединения молекулколлоидных веществ, которое, лежа в основе жизненных процессов, обладаетсвойством раздражимости, а следовательно, и всех вообще ответных реакций илирефлексов живой материи, входящей в состав организмов. Мало того, необходимо признать, что все движется как бы в однойнепрерывной цепи, благодаря непрерывному переходу одной энергии в другую.Отсюда постоянная и непрерывная зависимость одного явления от другого,благодаря ему весь мир представляет собой бесконечную системувзаимодействий, устанавливающую так называемый закон относительности. "В обширной экономии природы... взаимная зависимость части от частиявляется неизменно установленной. Система вещей от вершины до основания естьнепрерывный ряд взаимодействий. Царство согласуется с царством, органическоес неорганическим". "Действительно, все вступает в жизнь благодаря чему-нибудь другому.Вещество Земли создано из содействующих друг другу атомов; она обязана своимсуществованием, своим положением и своей устойчивостью содействующимсветилам. Растения и животные созданы из содействующих друг другу точек,нации состоят из содействующих друг другу людей. Природа не делает ни одногодвижения, общество не выполняет ни одной цели, компас не подвигается ни нашаг вперед без зависимости от кооперации; и по мере того как несогласия мираисчезают с ростом знания, наука с возрастающей ясностью раскрываетуниверсальность ее взаимных соотношений" (13). В конце концов все силы природы полны взаимодействия и соучаствуют втворении человека и тем самым сливают его с бесконечным началом. Но и этого еще недостаточно; для уяснения мирового процесса необходимопризнать, что живая и мертвая природа подчинены закону эволюции - томузакону, по которому одно развивается из другого и которым обеспечиваетсяпоступательный ход всего сущего, всего вообще мирового процесса и в томчисле человека как высшего живого существа на земле. В пояснение величия закона эволюции и его значения даже в моральнойсфере приведем здесь слова Г.Друммонда, который говорит (о. с. С. 387): "Вобширном поступательном движении природы, в этом зрелище всех вещей, ссамого начала движущихся снизу кверху, от неоконченности к завершению, отнесовершенства к совершенству, моральная природа признает во всей его высотеи глубине вечное право на самое себя. Цельность, совершенство, любовь всегдасоставляли требование человека. Но никогда ранее на естественной почве небыли они провозглашены голосами столь повелительными или подтвержденысанкциями столь великими и рациональными ". С этими предварительными сведениями перейдем к рассмотрениюинтересующего нас вопроса. Посмотрим, действительно ли наука бессильна в выяснении вопроса осуществовании человеческой личности за пределами ее жизни. Когда человек умирает, организм разлагается и прекращает своесуществование - это факт. Путем разложения сложных белковых и углеводныхвеществ тело разлагается на более простые вещества. Благодаря этому энергиячастью освобождается, частью же вновь связывается, служа основой дляпроизрастания растительного царства, в свою очередь служащего питательнымматериалом для жизни и, следовательно, условием развития энергии в новыхорганизмах. Таким образом, то, что называется физической сторонойорганизма, то, что обозначают именем тела, распадается, истлевает, но это незначит, что оно уничтожается, оно не тратится, а лишь превращается в другиеформы, служа к созданию новых организмов и новых существ, которые путемзакона эволюции способны к бесконечным превращениям и совершенствованию.Следовательно, круговорот энергии не прекращается и после смерти организма,содействуя развитию жизни на земле. Но спрашивается, что же делается с индивидуальным сознанием человека,или вернее, с его психической деятельностью? Мы приведем здесь словаМечникова, большого скептика в вопросе о бессмертии человеческой личности."До нашего рождения, - говорит он, - и столь часто на пути нашей жизнисознание отсутствует, но никогда оно не превращается ни во что другое, намкаким бы то ни было образом ведомое. Даже то видоизменение нашего сознания,которое мы воспринимаем в сновидениях, нам большей частью неприятно, так каконо обусловливается нарушением правильной деятельности мозга. Без последнегоже для нас наступает именно ничто, которое, хотя и превращается в природе внечто, но в столь же отличное от сознания, как наш мозг, нормальнофункционирующий, отличается от мозга, превращенного в культуру гнилостныхбактерий или в содержимое кишечного канала трупных насекомых". Однако все ли этим сказано в вопросе о дальнейшем бытии или небытиичеловеческой личности? Если нервно-психическая деятельность должна быть сведена на энергию, тонужно признать, что закон сохранения энергии, провозглашенный Майером,поддержанный затем Гельмгольцем и теперь являющийся общепризнанным, долженполучить свое полное применение и по отношению к нервно-психической, илисоотносительной деятельности. Таким образом, энергетизм, на котором основывается и та научнаядисциплина, которую мы называем рефлексологией, дает нам возможность нетолько рассматривать нервно-психическую деятельность человека в ее высшихпроявлениях с точки зрения строго объективной, как все вообще явленияприроды, не противополагая притом духа материи, как это делалось и делаетсяеще многими и доныне, но и применить к явлениям нервно-психическойдеятельности закон сохранения энергии.(14) Этот закон по отношению к данному предмету может быть выражен так: ниодно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словамиили даже простьм взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно. Иэто потому, что всякое вообще действие, слово или вообще тот или иной жест,или мимическое движение неизбежно сопровождается для самого человекаопределенными органическими впечатлениями, что в свою очередь должноотразиться в его личности, претворившись в новые формы деятельности впоследующий период времени. Но особые свойства нервно-психической деятельности обусловливают то,что этим "самовлиянием" дело не ограничивается. Дело в том, что если действие человека, его слово, мимическое движениеили жест производятся в присутствии других лиц, способных усваивать все, чтоони видят и слышат, то ясно, что эти явления, будучи воспринятыми другими,либо претворятся путем непосредственного подражания, внушаемости и усвоенияв те или другие формы их нервно-психической деятельности, либо, встретив состороны их противодействие, вызовут тем самым особую в них реакцию, словом,так или иначе отразятся на их последующей деятельности в окружающем мире. "Душа наша, как неуловимая жидкость, всюду проникающая,беспрепятственно оказывает свое влияние и на внешний мир в ее животныхпроявлениях; она, сообразно с этими проявлениями, изменяет ту материальнуюсреду, где они происходят. Присутствие добродетельного человека улучшаетокружающие воздух и почву; зло и беззаконие, напротив того, распространяютвокруг физическую заразу".(15) В конце концов всякий человек представляет собой существо, проявляющеесебя в зависимости от тех влияний, которые воздействуют на него со стороныдругих лиц. Человек является существом, принявшим от рождения известнуючасть биологического богатства своих предков, а затем получившим путемусвоения при воспитании результаты опыта старших поколений и в том числеморальные приобретения, сделанные ранее другими лицами, находящимися с ним вобщении. Вместе с тем он обогащается и собственным жизненным опытом,вырабатывая определенные навыки. Таким образом, всякий человек обладает известным запасом энергии,заимствованной от предков в силу рождения, и запасом энергии,приобретенной им самим путем воспитания и жизненного опыта, а потомудействующие на него внешние влияния оказываются действительными в той мере,в какой мере они в состоянии побудить к активному проявлению или направить визвестную сторону приобретенную им ранее запасную энергию. В противномслучае действие этих влияний затормаживается. Тем не менее и в этом случае оно не остается бесследным, а так илииначе проявляет себя хотя бы более или менее скрытым образом или вызываяизвестную реакцию противодействия. К тому же торможение есть лишь актвременной задержки, а не полное уничтожение явления. Да может ли и быть иначе. Если нервно-психическая деятельность человекадолжна быть сведена на энергию, то ясно, что эта энергия, проявляясь в речи,мимике, жестах, действиях и поступках одних, людей, путем воздействия этихвнешних проявлений, т. е. речи, мимики, жестов, действий и поступков навоспринимающие органы других лиц, должна отражаться в свою очередь на речи,жестах, мимике, действиях и поступках этих последних, а это и гарантируетсоциальную преемственность фактов и событий в исторической жизни народов. Можно сказать, что ни один вздох и ни одна улыбка не пропадают в миребесследно. Кто слышал последний вздох умирающего узника в тюрьме, а междутем этот вздох с проклятием на устах воскресает затем на улицах и митингах,в кликах восставшего народа, проклинающего тиранов, гноивших в тюрьмах своихполитических врагов. Кто мог заметить улыбку на лице невесты, провожающейсвоего жениха на войну, а между тем она делает его героем в предстоящемсражении, ибо он уловил ее смысл и не может вернуться домой для новойвстречи с ней без победных лавров. Нервно-психическая деятельность как выражение энергии, заимствуемойчеловеком по праву рождения от родителей и накопляемой им в течение жизни,благодаря превращению в нервный ток внешних энергий, действующих навоспринимающие органы, и вследствие тех внешних проявлений, которыми онахарактеризуется, имеет все условия для распространения от одних лиц к другими для передачи из поколения в поколение. Отсюда мы имеем основание говорить о том, что "духовная" личностьчеловека, имея самодовлеющую ценность, никогда не исчезает бесследно и такимобразом каждая человеческая личность, имеющая в себе опыт предков и свойличный жизненный опыт, не прекращает своего существования вместе спрекращением индивидуальной жизни, а продолжает его в полной мере во всехтех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время еежизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитой, но затоживет вечно, пока существует вообще жизнь на земле. Можно сказать, что в течение своей жизни человек, если можно таквыразиться, рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц,которые в свою очередь передают приобретенное другим, а те - третьим и такдалее до пределов человеческих взаимоотношений, причем в претворенном видеэто влияние личности на других, себе подобных, в свою очередь будетвоздействовать на саму личность, первоначально давшую толчок к воздействиюна других. В собирательной человеческой личности все взаимно связаны друг сдругом, и нет ни одного происшествия, которое не отразилось бы в той илииной мере всюду. Один подвиг вызывает преемственно другой подвиг, и однопреступление влечет за собой другое преступление. Обращаясь к фигуральному сравнению и принимая во вниманиебеспредельность взаимоотношений людей вообще, мы должны сказать, что человекв течение своей жизни распространяет свое влияние в большей или меньшей мерена всю собирательную человеческую личность и в свою очередь испытывает насебе влияние со стороны других лиц подобно тому, как плывущий по морюкорабль дает начало отходящим от него в разные стороны волнам, которые вконце концов, докатившись до берегов и получив обратное направление, вновьдокатываются до того же корабля. Само собой разумеется, что в отношении своего влияния на других каждаячеловеческая личность сталкивается с действием распространяющегося влиянияцелой совокупности других личностей нередко противоположного характера,создающим таким образом род тормоза для распространения влияния однойличности. Но торможение в научном смысле, как уже говорилось раньше, естьлишь задержка и притом временная, а не полное уничтожение. Следовательно, сустранением задержки при тех или иных условиях и эта преградараспространению влияния личности на других отпадает. Таким образом совершается кругообращение энергии от человека кчеловеку, благодаря чему происходит не всегда уловимое, но постоянноевзаимодействие между людьми и даже не между людьми только, но и между людьмии теми существами, с которыми человек вообще обращается в условиях своейжизни. В конце концов взаимовлиянием людей друг на друга создается однаобщая духовная личность среды, из совокупности - духовная личность народа, асовокупность народных личностей создает общечеловеческую личность. Но если постоянное взаимовлияние есть факт непреложный в человеческойжизни, то ясно, что человек, умирая физически, не умирает духовно, апродолжает жить и за гранью телесной формы человеческой личности, ибо всето, в чем эта личность уже проявилась, чем она заявила себя в течение своейжизни, в умах и сердцах людей все это, претворяясь в окружающих людях и впотомках в новые нервно-психические процессы, переходит от человека кчеловеку, из рода в род, оставаясь вечно двигающим импульсом, побуждающимлюдей, его воспринявших, к той или иной форме деятельности. Вот почему так называемая загробная жизнь, т. е. жизнь за граньютелесной формы человеческой личности, несомненно существует в форме лииндивидуального бессмертия, как определенного синтеза нервно-психическихпроцессов, проявившегося в данной личности, или в форме бессмертия болееобщего характера, ибо содержание человеческой личности, распространяясь какособый стимул вширь и вглубь по человеческому обществу, как бы переливаясь вдругие существа и передаваясь в нисходящем направлении к будущемучеловечеству, не имеет конца, пока существует хотя бы одно живоечеловеческое существо на земле. В этом отношении учение Востока о переселении душ как бы предвосхитилоза много веков воззрение, которое в этом отношении создается на основаниистрого научных данных. Мы приходим, таким образом, к идее социального бессмертия всякоговообще человека. Это бессмертие необходимо и неизбежно вытекает из положенияо неисчезании энергии во внешнем мире, вследствие чего нервно-психическаядеятельность одного человека, как выражение энергии его центров, проявляясьвнешним образом в той или иной форме и воспринимаясь всеми окружающими, илипосредством особых органов, как своего рода трансформаторов, (16) служитимпульсом к возбуждению процессов в других существах и, следовательно, даеттем самым толчок к новым их проявлениям во внешнем мире. Таким образом идет беспрерывная передача энергии от одного лица кдругому и от старшего поколения к младшему из века в век, путем того, что вобыденной жизни называется влиянием или взаимовлиянием, и которое обозначаютэтим именем лишь тогда, когда вышеуказанная передача энергии от этого лица кдругому становится более или менее явной и очевидной; между тем вдействительности эта передача, хотя и не всегда заметна, но обязательна инеизбежна каждую минуту и даже каждую секунду при общении человека с другимилюдьми, причем влияние личности продолжается и после ее смерти. Поэтому прав Надсон, восклицающий в поэтическом вдохновении: Не говорите мне он умер - он живет, Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает, Хоть роза сорвана - она еще цветет, Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает. Из предыдущего ясно, что речь идет не о бессмертии индивидуальнойчеловеческой личности в ее целом, которая при наступившей смерти прекращаетсвое существование как личность, как особь, как индивид, как уже говорилосьвыше, а о социальном бессмертии ввиду неуничтожаемости тойнервно-психической энергии, которая составляет основу человеческой личности,или, говоря философским языком, речь идет о бессмертии духа, который втечение всей индивидуальной жизни путем взаимовлияния как бы переходит втысячи окружающих человеческих личностей, путем же особых культурныхприобретений (письмо, печать, телеграф обыкновенный и беспроволочный,телефон, граммофон, те или другие произведения искусства, различныесооружения и проч.) распространяет свое влияние далеко за пределынепосредственных отношений одной личности к другой, и притом не только приодновременности их существования, но и при существовании их в различноевремя, то есть при отношении старших поколений к младшим. Можно сказать, чтоличность всеми своими сторонами и индивидуальными особенностями как быпереливается в целый ряд других личностей, с ней сосуществующих и за нейследующих. Вот почему в той мере, в какой жизнь человечества может считатьсявечной, могут и должны считаться вечно преемственными и все вообщепроявления человеческой личности. Поэтому понятие о загробной жизни внаучном смысле должно быть сведено, в сущности, к понятию о продолжениючеловеческой личности за пределами ее. индивидуальной жизни в форме участияее в совершенствовании человека вообще и в создании духовнойобщечеловеческой личности, в которой живет непременно частица каждойотдельной личности хотя бы уже и ушедшей из настоящего мира, и живет неумирая, а лишь претворяясь в духовной жизни человечества, иначе говоря,бесконечного ряда человеческих личностей. Нечего говорить, что каждая личность делает тот или иной, то больший,то меньший, то положительный, то отрицательный вклад в общечеловеческуюдуховную культуру своей деятельностью и своим трудом вообще, производясозидательную или разрушительную работу, и это опять-таки заставляетпризнать, что личность не уничтожается вместе со смертью, а, выявляясь втечение всей жизни своими различными сторонами, живет


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: