1. утрата органов пищеварения у ленточных червей
2. редукция хорды у асцидии в связи с сидячим образом жизни
3. отсутствие задних конечностей у кита
4. короткий волосяной покров у крота
5. редукция органов чувств у бычьего цепня
6. отсутствие зубов у усатых китов
16. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?
А. Биогеографическими доказательствами эволюции являются ископаемые останки и отпечатки древних растений и животных, найденные на разных континентах.
Б. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят наличие ископаемых переходных форм в развитии растительного и животного мира.
17. Установите соответствие между примером и путём достижения
ПРИМЕР | ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
A. возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания B. появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся C. вскармливание потомства молоком у млекопитающих D. появление нервной сети у кишечнополостных E. формирование у вьюрков многообразных по форме клювов F. преобразование передних конечностей в ласты у китообразных | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
18. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира
ПРИМЕР | ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ |
A. альвеолярные лёгкие у млекопитающих B. уменьшение количества пальцев у лошадей C. мелкие цветки в соцветии одуванчика D. двойное оплодотворение у цветковых растений E. восковой налёт на хвоинках у голосеменных F. узкие длинные крылья у ласточеки стрижей | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
19. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и доказательствами
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | СР–АНАТ ДОКАЗАТ. ЭВОЛЮЦИИ |
A. складки мигательной перепонки B. добавочные пары молочных желёз C. сплошной волосяной покров на теле D. недоразвитые ушные мышцы E. аппендикс F. хвостовидный придаток | 1. атавизмы 2. рудименты |
20. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида зайца беляка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
(1)В окраске наблюдается сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха – от рыжевато-серого до аспидно-серого с бурой струйчатостью. (2)Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, масса тела 1,6–4,5 кг. (3)Поздней весной маленькие зайчата забираются в кучи навоза или гнилые стога, чтобы защититься от холода (4)В кариотипе беляка 48 хромосом (5)В средней полосе обычно размножается дважды за лето, на севере – один раз. Беременность длится 48–51 день. (6)Испытывая летом солевое голодание, гложет кости павших животных, рога оленей, посещает солонцы.
21. Установите соответствие между механизмами (примерам) и способами видообразования:
МЕХАНИЗМЫ(ПРИМЕРЫ) | СПОСОБЫВИДООБРАЗОВАНИЯ |
A. расширение ареала исходного вида B. сохранение единого исходного ареала вида C. появление двух видов чайки в Северном и Балтийском морях D. образование новых мест обитания в пределах исходного ареала E. наличие популяций севанской форели, различающихся сроками нереста | 1. географическое 2. экологическое |
22. Установите последовательность процессов при видообразовании
1. распространение в изолированных популяциях полезных признаков
|
2. естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях
3. разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
4. появление новых признаков в изолированных популяциях
5. образование новых подвидов
23. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались
ОРГАНЫЖИВОТНЫХ | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ |
A. конечности зайца и кошки B. конечности пчелы и кузнечика C. глаза кальмара и собаки D. крылья птицы и бабочки E. передние конечности крота и насекомого медведки F. ласты дельфина и крылья-ласты пингвина | 1. дивергенция 2. конвергенция |
24. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации.
1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.
25. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались
ОРГАНЫЖИВОТНЫХ | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ |
A. конечности крота и зайца B. крылья бабочки и птицы C. крылья орла и пингвина D. ногти человека и когти тигра E. жабры краба и рыбы | 1. конвергенция 2. дивергенция |
26. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы
|
(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело
к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.
27. Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком
28. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
29. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
A. частные приспособления к условиям жизни B. возникновение отделов растений C. повышение уровня организации организмов D. образование родов внутри семейств E. возникновение классов животных | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
30. Установите соответствие между признаком и формой естественного отбора
ПРИЗНАК | ФОРМА ОТБОРА |
A. действует в популяции, среда обитания которой изменяется B. действует в популяции, среда обитания которой остаётся постоянной или мало меняется C. приводит к возникновению устойчивых к действию ядохимикатов насекомых и грызунов D. сохраняет фенотипы, имеющие крайнее выражение признаков E. способствует выживанию особей, фенотипические признаки которых близки к среднему значению F. приводит к сохранению «живых ископаемых» (латимерия, гаттерия) | 1. движущая 2. стабилизирующая |