Циркулярная модель Осгуда-Шрамма




Окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель ОСГУДА-ШРАММА [Schramm W., D.F.Roberts (eds.) The Process and Effects of Mass Communication. Univ. of Illinoise Press, 1974.].

Её главнаяотличительнаячерта – постулирование циркулярного характера процесса МК (массовой коммуникации).

Другая её особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы – медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили своё внимание на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.

Обзор определений «коммуникации» проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет – существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения («беззвучный язык»).

Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково.

Коммуникатор и реципиент имеют «фонд используемых значений », «рамки соответствия » и область, в которой они могут успешно общаться, находится в «перехлёсте » их «рамок ».

Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы [DeMott J. Mass Comm Pact: Media and Society. Mass Communication Research, Winter 1981/82, pp.16-21].

Пример про подмену МК МЛК

Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. «Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...» [McQuail D. Windahl S. Communication Models for the Study of Mass Communication. London, 1981.

(Некоторые исследователи, идут в этом направлении ещё дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни)

Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление «равноправия» сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации, и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации. Впоследствии Шрамм видоизменил свою модель применительно к условиям массовой коммуникации.

Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая «формула ЛАССУЭЛЛА »:

 

Известнейший американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Лассуэлл (Гарольд Дуайт Лассуэлл (H.D.Lasswell, 1902 1978) – американский исследователь коммуникации в политической сфере, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации. Учился в университетах Чикаго, Лондона, Женевы, Парижа и Берлина, преподавал в Чикаго (1922-1938), затем в Йельском университете, (1938-1976), работал в Вашингтонской школе психиатрии (1938-1939), руководил исследованиями военной коммуникации в библиотеке Конгресса США (1939-1945), был также профессором права в университете Нью-Йорка (1970-1973), читал лекции в университетах всего мира, давал консультации многочисленным политикам) предложил следующую формулу коммуникации:

Who sayswhatto whomin which channelwith what effect?

Кто Что говорит Кому По какому каналу С каким эффектом
Коммуникатор Сообщение Получатель Средство Эффект

Эта формула считается классической.

Она была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Г.Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации.

В данной интерпретации выделяются участники и элементы коммуникативного акта: коммуникатор, сообщение, получатель, канал, последствия.

Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса:

«Кто говорит » – изучение коммуникатора;

«Что говорит » – контент-анализ сообщений;

«Кому » – исследования аудитории;

«По какому каналу » – изучение СМК (средство);

«С каким результатом » – измерение эффективности коммуникации.

Далее можно наметить сферы исследования коммуникации в соответствии с предложенным разделением ролей участников:

§ исследование управления,

§ исследование содержательной стороны коммуникации,

§ исследование аудитории,

§ исследование коммуникативной среды,

§ исследование коммуникативного воздействия.

Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой (а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле).

Обобщающий характер формулы подразумевает включение в её структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Так, например, нельзя подвергнуть сомнению влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше.

Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор.

Формула Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации: она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: