Определения вербального иллюзионизма и иллюзорного знания.




Вербальный иллюзионизм и иллюзорные знания или современные мифы и легенды

Кумин Александр Михайлович

“Именование и научение не осуществляются иначе, как голосом и знаком. Когда голоса и знаки понятны и прояснены, выявляется действительный облик”. Кукай (Кобо-Дайси, 774-835г.)

Определения вербального иллюзионизма и иллюзорного знания.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (ВИ) - это подмена знания сути: устройства предметов, их структуры, или алгоритма процессов и природы движущих сил - на знание названия этих предметов или процессов. В результате этой замены "В сознании людей возникает словесный мираж, который заслоняет и подменяет собой реальность. Рано или поздно жизненный опыт и общественная практика развеивают такие миражи, но иногда они могут держать в плену сознание множества людей на протяжении долгого времени" /1стр.88./. Негативным следствием этих миражей становится ИЛЛЮЗОРНОЕ ЗНАНИЕ (ИЗ). "Широко распространенной, хотя и мало осознаваемой ВИ является ИЗ. Формирование его начинается с раннего детства. Когда ребенок спрашивает о чем-нибудь: "Что это такое?", он получает ответы: "Это муравей", "Это телевизор", "Это электросварка". Какое знание получает он из этих ответов? Очевидно, что полного знания о сути предмета, к которому относился вопрос, он не получает. Единственное знание, которое он приобретает, - это знание названия предмета. Но, если затем его спрашивают: "Знаешь, что это такое?" - он может гордо сказать: "Конечно, знаю! Это муравей (телевизор, электросварка)". Знание названия принимается за знание о предмете! Так незаметно мы попадаем в плен слов и, взрослея, продолжаем жить в этом плену". / 1 стр.88-89/

Слова в памяти человека - это коды действительных обликов предметов и их движений. При обобщении мозгом нескольких однотипных обликов формируются отвлеченные абстрактные понятия. Они позволяют человеку быстрее обрабатывать значительно больший объем информации, отвлекаясь при этом от несущественных различий, и в то же время на более "низком" уровне структуры мозга сохраняют исходное знание о многих конкретных деталях. Однако на вопрос, например, о том, почему все тела падают на Землю, – даже самый первый уровень ощущения, выявленного и обозначенного названием - "притяжение", ни какого ответа уже не может дать. Для этого необходимо иметь знание о физических процессах, протекающих на более низких уровнях деления материи (атомном, субатомном и т. д.). Однако эта информация осталась на уровне "ощущения" (движения) атомных и субатомных частиц, и в мозг она не поступила, поэтому человек вынужден вначале произвольно кодировать (обозначать) явления, а затем уже строить более сложные (физические) модели невидимых материальных процессов.

В истории встречается много подобных ситуаций. Например, Франклин, ни сколько не сомневаясь в своей правоте, "обосновал" такой прагматический подход к физическому знанию откровенным эгоизмом. Этот подход и обеспечил в дальнейшем присутствие ИЗ в науке, практически, на "законном" основании. - "Для нас наиболее важным является не знание способа, которым природа осуществляет свои законы, достаточно знать (назвать, пр. авт.) сами эти законы. Приятно, конечно, знать истину, однако обеспечить целость фарфорового изделия мы можем и без этого". Однако без "этого" знания сохранить жизнь человечества в космической эволюции планет и звезд, изобилующей катаклизмами, мы, к сожалению, уже не сможем!

Огромному количеству людей в быту действительно совсем не обязательно знать, как работает телевизор, компьютер или автомобиль, так как знание названий и инструкций по эксплуатации позволяют пользоваться даже очень сложной бытовой и профессиональной техникой. Такова и модель отношений клетка – мозг: нажми - это импульс, – получи - картинку на экране или холестерин в кровь, при этом "потребителю" совершенно безразлично, каким образом это происходит. Но, к сожалению, на уровне участия человечества в космической эволюции ИЗ играют уже огромную негативную роль. Они незаметно присутствуют во многих научных моделях и являются латентной (скрытой, и поэтому веками не разрешаемой) проблемой. В силу этого, сегодня именно ИЗ, положенные в основу науки, стали причиной кризиса естествознания и тормозом для рационального и прогрессивного развития человечества!

Можно привести примеры присутствия ИЗ в любых областях науки и религии. Прежде всего, это мифы, объясняющие силы природы. В философии - это "душа" и "свобода воли". В математике - это цифра "0". В физике – это субъективная иллюзия существования покоя и его эквивалентность с движением "тел"; "притяжение" тел друг к другу; и, наконец, их движение по "силовым" или "топологическим линиям". ИЗ длительно сохраняются в обществе, в основном, за счет слепой веры большинства людей в авторитет их создателей. Однако при внимательном рассмотрении ИЗ выясняется, что все они не имеют механизма исполнения и четкого определения (для проверки вербальной модели), т. е. они не имеют - "действительного облика"!!! Для того чтобы увидеть всю опасность скрытого присутствия ИЗ в науке, а также для их устранения - необходимо рассмотреть, как же они возникли и развивались.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: