Методика организации рефлексивной деятельности младших школьников на различных этапах урока.




Рефлексия (от латинского Reflecus- обращение назад) - это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций.

В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ.

Учитель организует рефлексивную ситуацию не только в случае проблемы учащегося, но и в случае успеха.

Для наибольшей эффективности рефлексию мы осуществляем не только в конце урока, но и на любом его этапе..Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап – анализ работы одноклассников

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

 

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.

По содержанию:

-Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.). ·

-Устная - предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

- Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени.

Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния — проводят в начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта или в конце деятельности.

Используемые приемы:

- можно поставить музыку;

- «Солнышко и тучка»: «Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.

- «Смайлики» – ученикам раздаются листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи на уроках письма.

- «Букет настроения»-Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет.

 

Рефлексия деятельности — применяют на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных либо в конце урока для оценки активности каждого на разных этапах урока.

Используемые приемы:

- «Знаки»- дети находят и отмечают самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Приём удобно использовать при обучении чистописанию.

- «Лесенка успеха» - ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению. От нижней ступеньки к верхней - «у меня ничего не получилось», «у меня были проблемы», «мне все удалось».

- «Дерево успеха» - зеленый лист — нет ошибок, желтый лист — 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.

- «Фразеологизм» - с использованием условных обозначений: Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:! - шевелил мозгами; …..... - слышал краем уха;? - считал ворон При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.

 

·Рефлексия содержания учебного материала — применяют на этапе изучения материала для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Используемые приемы:

- Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию - Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться! Да, трудно всё таки учиться!

- Прием незаконченного предложения: я не знал …. - теперь я знаю.

- «Анкета» - Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку.

 

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

- самостоятельность — ученик анализирует, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

- Предприимчивость - ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: