Рефлексия (от латинского Reflecus- обращение назад) - это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций.
В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ.
Учитель организует рефлексивную ситуацию не только в случае проблемы учащегося, но и в случае успеха.
Для наибольшей эффективности рефлексию мы осуществляем не только в конце урока, но и на любом его этапе..Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.
По содержанию:
-Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.). ·
-Устная - предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
- Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени.
Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния — проводят в начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта или в конце деятельности.
Используемые приемы:
- можно поставить музыку;
- «Солнышко и тучка»: «Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.
- «Смайлики» – ученикам раздаются листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи на уроках письма.
- «Букет настроения»-Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет.
Рефлексия деятельности — применяют на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных либо в конце урока для оценки активности каждого на разных этапах урока.
Используемые приемы:
- «Знаки»- дети находят и отмечают самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Приём удобно использовать при обучении чистописанию.
- «Лесенка успеха» - ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению. От нижней ступеньки к верхней - «у меня ничего не получилось», «у меня были проблемы», «мне все удалось».
- «Дерево успеха» - зеленый лист — нет ошибок, желтый лист — 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.
- «Фразеологизм» - с использованием условных обозначений: Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:! - шевелил мозгами; …..... - слышал краем уха;? - считал ворон При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.
·Рефлексия содержания учебного материала — применяют на этапе изучения материала для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Используемые приемы:
- Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию - Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться! Да, трудно всё таки учиться!
- Прием незаконченного предложения: я не знал …. - теперь я знаю.
- «Анкета» - Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
- самостоятельность — ученик анализирует, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость - ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.