Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)




ФОРМЫПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Козлов Дмитрий Максимович

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

E-mail: mityaichept@gmail.com

В данной статье приводятся результаты исследований относительно особенностей деструктивного поведения личности, взаимосвязи между деструктивным и аутодеструктивным поведением, типом агрессии и формами межличностного взаимодействия.

Ключевые слова. Деструкция, аутодеструкция, агрессия

Введение. Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Формулировка цели статьи. Исследовать причины возникновения и особенности деструктивного поведения личности. Изучить формы проявления агрессивного и деструктивного поведения в межличностном общении.

Основное изложения материала. До начала ХХ века, деструктивность воспринималась как врожденное свойство человека, которое выработалось в ходе эволюции в рамках постоянной борьбы за выживание. Однако, опыт развития различных научных знаний позволил усомниться в этом мнении и выразить мысль не о врожденной, а социально-исторической природе такого поведения.

Основой для понимания этого подхода стала культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Он четко разграничил биологическое созревание и культурное развитие каждой личности. Первое является базисом, своего рода почвой, для формирования личности, в то время как культурное развитие является содержанием личностного развития, формирующимся на основе интериоризации отношений между человеком и социумом.

Другой исследователь деструктивных форм поведения, Э. Фромм, различал в своих работах доброкачественную и злокачественную агрессию. К доброкачественной он относил псевдоагрессию, игровую и оборонительную формы агрессии. Согласно Фромму, такая форма агрессии является биологически обоснованной и адаптивной, способствует поддержанию и сохранению жизни. Подобный вид поведения является нормальной реакцией на угрозу витальным интересам организма, и свойственен не только человеку, но и животным. Злокачественная агрессия (деструктивное поведение), в свою очередь, не заложена в филогенезе, не является биологически адаптивной и присуща только человеку. Самые яркие примеры, убийство и пытки, кроме получения удовольствия, не имеют никакого смысла и цели. Основными причинами подобного поведения, Фромм считал отсутствие возможностей для творческой самореализации, ощущение изолированности и нарциссизм.

Изучив материалы на тему деструктивного, самодеструктивного и агрессивного поведения, было решено провести исследование, с целью пронаблюдать формы межличностного взаимодействия у людей в норме и имеющих склонность к самодеструкции. В исследовании участвовали люди возрастом от 18 до 24 лет. Всего в исследовании приняло участие 46 человек, которые были поделены на две группы по 23 человека.

Все испытуемые прошли ряд методик:

1. Расширенный опросник Шмишека.

2. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24.

3. Методика «Виды агрессии», Л.Г. Почебут.

4. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Е.П. Ильин, П.А. Ковалев.

5. Опросник стилей юмора Мартина.

Все результаты были обработаны с помощью критерия Манна-Уитни. Результаты показали, что две группы отличаются друг от друга только по шкале вербальной агрессии.

 

Рис.1 Таблица результатов, обработанных с помощью критерия Манна-Уитни

На следующем этапе был проведен корреляционный анализ.

Рис.2-5 Таблицы результатов, обработанных с помощью корреляционного анализ

И завершении был проведен факторный анализ.

Рис. 6-7Таблицы результатов, обработанных с помощью факторного анализа

Выводы.

Это исследование позволило выделить по три фактора для каждой группы испытуемых:

У испытуемых с аутодеструкцией:

1. Фактор примитивного смещения. Выражается в использовании самоподдерживающего юмора, с целью сдерживания агрессии и перенаправляя её на себя в шуточной, более социально приемлемой форме.

2. Эпилептоидный тип агрессии. Высокий уровень физической агрессии, с помощью самоподдерживающего и агрессивного юмора перерабатывается в вербальную форму. Характерен злой, язвительный юмор в замен физической агрессии.

3. Социопатический тип агрессии. Не возможность получить желаемые эмоции приводит к конфликтному, враждебному поведению. Высокий уровень позитивной агрессии может помочь достигнуть результатов, впасть в «спортивную ярость», а высокий уровень негативной агрессии, наоборот может привести к серьезным социальным конфликтам.

У контрольной группы:

1. Инфантильная агрессия. Выражается в поведенческих реакциях, раздражительности, ярком проявлении негативных эмоций.

2. Демонстративность при деструктивном и самодеструктивном поведении. Высокий уровень агрессии и напряжения выражается во вне с помощью вербальных угроз, показательных поступков и жестов, что позволяет снизить уровень напряжения.

3. Самоподдерживающий юмор. Этот фактор помогает придать волнующей ситуации несерьезный оттенок, снизить напряжение и трансформировать агрессивное поведение в социально приемлемую форму.

Из полученных данных был сделан вывод о том, что существуют определенные факторы и зависимости агрессивного поведения у людей с разным уровнем аутоагрессии.

В норме, для человека характерна адекватная самоподдержка, заключающаяся в обесценивании, либо высмеивании каких-либо ситуаций и деструктивных форм поведения. Если подобная форма снятия напряжения не помогает, то к этому добавляется демонстративность, с целью привлечь внимание к существующей проблеме или стрессовой ситуации. Если же не один из этих способов не помогает, то человек осуществляет все свои агрресивные и аутодеструктивные формы поведения в вербальной форме. То есть озвучивает в шуточной форме, либо же в форме угрозы то, что ему на самом деле хотелось бы осуществить, трансформируя агрессивную энергию в социально приемлемую форму.

У людей с различными формами самодеструкции все происходит иначе. Таким образом, агрессия трансформируется не в самоподдерживающий, а самоуничижающий юмор, либо смещается на предмет. В другом варианте, физическая агрессия трансформируется в агрессивный юмор и человек начинает зло и язвительно шутить над тем, что вызывает в нем агрессию. И последний вариант, когда агрессия возникает в связи с невозможностью получить желаемые эмоции. В этом случае у человека пропадают социальные рамки, он может открыто идти на конфликт, стараясь извлечь из него максимальную пользу для себя.

 

Список литературы:

1.Айзенк, Г. Структура личности./ Ганс Айзенк — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с.

2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.

3.Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. - Собр.соч. М., 1983. Т. 3.

4.Злоказов, К.В. Корреляторы деструктивного поведения/ К.В. Злоказов. – 4.03. 2015. – 9 с.

5.Кернберг, Отто Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Отто Ф. Кернберг [gер. с англ. А.Ф. Ускоаа]/ — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 368 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

6.Леонгард, Карл Акцентуированные личности/ Карл Леонгард - Ростов на Дону: Издалетьство Феникс, 2000.

7.Маричева А.В. Психосемиотические предпосылки психологической устойчивости к скрытому деструктивному влиянию инфосреды в контексте проблемы информационной безопасности личности / Маричева А.В Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 4. С. 32-38.

8.Нэнси, Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика/ Нэнси Мак-Вильямс; [пер. с англ. В.Сингур]. – Издательство Класс, 2015. – 592с.

9.Реан А.А. Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.

10.Фрейд, Зигмунд По ту сторону принципа удовольствия/ Зигмунд Фрейд. – Харьков: Издательство Фолио, 2009. – 170 с.

11.Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.

12.Фромм, Эрих Анатомия человеческой деструктивности/ Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. – М: Издательство АСТ, 2017. – 736 с. – (Эксклюзивная классика).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: