Природа невербальной коммуникации. Средства
Невербальная коммуникация - это особый язык, «язык чувств», продукт общественного развития человека, который значительно усиливает эффект речевой коммуникации. Эффективность, например, делового общения определяется не только тем, как поняты слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию. Ошибкой является исключительное внимание к вербальной коммуникации. Но даже в рамках вербальной коммуникации - слушание и восприятие, к примеру, занимают 53 %. Мы учимся говорить, писать, но редко кто пытается научиться слушать, а в то время как умело, активно, заинтересованно слушая, мы можем завоевать сердце собеседника. Невербальная информация хорошо передает мысли собеседника. К примеру, в процессе любых переговоров можно при помощи фотоаппарата фиксировать реакцию собеседника (выражение его лица, жесты, позы и т.д.) и затем посредством анализа определить, насколько собеседник готов идти на уступки или он не приемлет предложенную ему позицию и только хорошо играет свою роль.Надо помнить, что наши жесты, мимика, позы, интонации и другие формы дополнительной коммуникации могут рассказать о нас не меньше, чем слова.
6 групп невербальных единиц: мимика, жесты, поза, интонация, дистанцирование, имидж
Невербальная коммуникация включает следующие основные блоки:
1) оптико - кинесический,
2) пара- и экстралингвистический,
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
4) визуальный контакт.
Кинесические средства - это средства, входящие в оптико-кинесическую систему знаков и в визуальный контакт. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке. Кинесика как наука занимается исследованием языка тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвиным, который изучал проявление эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека.Особая роль в передаче информации отводится мимике - выразительным движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном лице лектора теряется до 10-15 % информации. Основные характеристики мимики -ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы
|
С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения (визуальный, непосредственно воспринимаемый зрением (простым или вооруженным глазом). Визуальный контакт располагает или не располагает к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим относятся плохо, но если на нас смотрят слишком много, то это можно интерпретировать как вызов или хорошее, доброжелательное, заинтересованное отношение к нам. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Иногда человека называют «глазастым животным», так как именно посредством глаз он получает 80 % информации.
|
Типология невербальных единиц.
Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. Поза - положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.
Показано, что «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Например, когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве - «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п. На совещании или на приеме обратите внимание на небольшие группы людей, стоящих со скрещенными руками и ногами. Вы наверняка заметите, что они стоят гораздо дальше друг от друга, чем все остальные. Если же они одеты в пиджаки или костюмы, то скорее всего окажутся застегнуты на все пуговицы. Если Вы заговорите с этими людьми, то обнаружите, что один из них или все сразу в этом обществе впервые. Именно такую позу часто занимают люди, очутившиеся в обществе недостаточно знакомых им людей. Если в группе из 4-х и более человек Вы скрестили руки (ноги) в оборонительной позиции, то вскоре можно ждать, что другие члены группы последуют Вашему примеру. Вы обнаружите, что очень легко занять такую позицию и трудно изменить ее для достижения открытого взаимодействия. Помните: до тех пор, пока человек будет держать руки (ноги) скрещенными, он будет сохранять отрицательное расположение. Поэтому необходимо принять меры для «оттаивания аудитории»: пересмотреть то, что мы делаем или говорим, протянуть собеседнику лист бумаги, макет, ручку, т. е. все что угодно, чтобы он разомкнул руки, изменил позу и снова был готов воспринимать информацию.
|
«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Отзеркаливание, т. е. принятие одной позы с собеседником, является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, что он согласен с его мнением и взглядами. Если Вы хотите установить полное взаимопонимание с собеседником и создать непринужденную атмосферу, единственное, что Вам нужно сделать, это скопировать его позу, и Вы добьетесь цели.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Жесты
1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные и т.п.), например, рукопожатие - это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом. Не случайно И. Кант назвал руку «видимой частью мозга».
В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также и как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру.
2. Модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения и т.п.), если человек приподнимает плечи и опускает голову, значит, он обижен и оскорблен; закладывает руки за спину, охватывая запястья, - ощущает превосходство; ноги у сидящего направлены к выходу - желание уйти; «пощипывает» переносицу - знак того, что он глубоко сосредоточен; теребит мочку уха или одежду - человек расстроен и т.п.
3. Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания. Например, указание направления рукой.
Жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного и того же жеста может быть несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий - быть обманным.
4. Так же легко, как и поза, может быть и понято значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся. Каждый жест человека - как слово в языке. Понимание согласованности жестов позволяет более точно увидеть позицию человека, с которым мы общаемся. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорили: с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоанализом или скучают.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
Кроме соответствия между словами и жестами, необходимо принимать во внимание ситуацию, состояние здоровья, профессиональные привычки, особенности одежды и др.
И, наконец, походка человека (т. е. стиль передвижения), по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая - при радости; вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина шага - при гордости.
С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.
Если язык жестов и говорит сам за себя и в некоторой мере может контролироваться сознанием человека, то совсем не контролируется сознанием и не может им контролироваться ни при каких обстоятельствах - это наш третий язык -конституциональный. Этот третий язык связан с такой наукой, как физиогномика. Это наука; «…по которой из внешних видов по членам человеческого тела рассуждать можно о свойствах нрава, о сложении и других случаях.
Высказывание и дискурс.
Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс.
Высказывание по форме, строевым характеристикам в основном совпадает с
предложением. Однако высказывание имеет более широкие
коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем
использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания
с такими невербальными средствами как пауза, тональность, темп речи,
высота голоса, его тембр. Высказывание характеризуется ситуативностью,
социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью,
неустойчивостью.
Дискурс — это смоделированный в речи связный цельный текст,
рассматриваемый в событийном плане (его можно условно расшифровать с
помощью формулы: речь + действие). В дискурсе присутствуют и языковые,
и невербальные средства.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная
речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в
производстве сообщения, а слушание и чтение – в его восприятии.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру
(от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и
выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и
жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.).
Речь включает в себя несколько форм: диалог, монолог, спор, полемика и
т.д.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-
репликами, характеризующаяся ситуативностъю, контекстуалъностъю,
непроизвольностью и малой степенью организованности. Информативная
полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается
интонацией, мимикой и жестами, ситуативной обусловленностью.
Монолог - форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное
восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в
содержательном, ни в структурном отношении.
Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие
в точках зрения по какому-либо вопросу. Полемикой называют борьбу
принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу.
Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и
сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения,
нахождение правильного решения спорного вопроса.