Процессы, мешающие/помогающие развитию творческого потенциала




Для развития творческого потенциала

Стимулируются

 

 

Словесно-логическое мышление 3.Образное мышление

Когнитивные способности 4. Эмоционально-личностная сторона

Понятия:

1. Словесно-логическое мышление – способность мыслящего человека строить логичные цепочки понятий. Отличается от защитного механизма тем, что логически цепочка верна, но к жизни не относится.

2. Когнитивные способности – познавательные способности:

· Восприятие – способность человека к дифференциации окружающей среды, для вычленения из нее актуально необходимого, после чего происходит интеграция, дифференцируемого пространства и запечатление его в памяти – получение нового опыта.

· Внимание – способность к мобилизации сенсорных процессов для получения необходимой информации

· Гнозис – способность к пониманию и категоризации актуальных образов, тенденций, информации.

· Память – способность к сохранению информации, а так же возможность ее впоследствии воспроизвести.

· Интеллект – способность анализировать и синтезировать полученную из памяти информацию.

· Речь – способность общения, с помощью символико-знаковой системы речевых оборотов.

· Праксис – способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

3. Образное мышление – познавательный процесс видения и понимания свойств объекта. Способность к выделению, формированию, преобразованию и обобщению таких свойств.

- Наглядно-образное мышление – воссоздание в воображении наиболее полной картины реальности и так же преобразование ее в новую форму.

- Наглядно-образное мышление – реальное физическое практическое преобразование ситуации.

- Визуальное мышление – способность творческого решения задач проблемных в плане визуального моделирования. Человек, обладающий таким образом мышления, оперирует разнообразными способами мышления.

4. Эмоционально-личностная сторона – в результате эволюции у человека сформировался интенсивный познавательный интерес, который уже с младенческого возраста заметен. Проблема не в том, чтобы его развивать, а в том, чтобы дать ему дорогу для полноценного исследования, открытости новому опыту. В случае заинтересованности чем-либо, человеку открывается целый мир, в котором он и главный герой, и создатель, который, с помощью овладения творческими навыками, может сотворить нечто новое. В противном случае, жизнь «замыкается в концентрических кругах», а не в спиралевидной жизненной истории как развития.

Процессы, мешающие/помогающие развитию творческого потенциала

Ригидность, заторможенность - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями, человек начинает фрустрировать.

Фрустрация – состояние переживания перед непреодолимыми жизненными факторами.

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений (полных и недеформированных). В дифференциальной психологии лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Адаптивность – способность организма приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира. Для человека адаптивность означает генетически предопределенный интерес к созданию таких установок (Узнадзе), с помощью которых он сможет достигнуть совместимости с окружающим его миром людей и природой, удовлетворяя при этом физиологическую, биологическую и ментальную потребности.

Дезадаптивность – невозможность организма приспособиться к окружающей его среде. Для человека, дезадаптивность означает, что в его мировоззрении, мировосприятии существует большое количество стереотипов, предубеждений, а так же аффектов, связанных с тем или иным образом жизни. Такие ригидные «пучки» мешают изменению восприятия.

Хаотичность, импульсивность, расторможенность – склонность человека к диссоциации, это одна из форм поведения человека, которого интересует определенная идея, на которую он обращает полностью свое внимание, при этом его не интересует реальный упорядоченный мир. Задача психолога, сталкивающего с таким образом жизни – расширить сознание.

Расширение сознание – это возможность дифференцировать какую-либо из сфер жизни, вычленить основное для себя и, далее, интегрировать новое знание в качестве опыта.

Планомерность, организованность – эти две характеристики человека предупреждают интеллектуальное развитие таким образом, что данная личность чувствительна к своим биоритмам и ритмам жизни других людей. Организованность, как черта характера, это способность предупреждения необходимых знаний и атрибутов для планируемой деятельности.

Гибкость, переключаемость – это ловкое умение мыслительных процессов изменять восприятие так, чтобы можно было видеть его новые скрытые от наблюдения стороны. Для человека это очень важная функция, она дает возможность быстро переключаться с одной задачи на другую.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: