| Крупная моторика | Возраст |
| Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | 1-4 нед. |
| Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону | 1 мес. |
| Пытается поднимать голову, лежа на животе | 1 мес. |
| Приподнимает голову лежа на животе на 45 градусов, удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены | 1,5 мес. |
| В положение на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами | 2 мес. |
| Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | 2 мес. |
| Лежа может опираться на предплечья (несколько минут) | 2,5 мес. |
| Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | 3 мес. |
| Появляется опора на ноги | 4 мес. |
| Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. |
| Переворачивается на бок | 4,5 мес. |
| Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | 5 мес. |
| Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | 5,5 мес. |
| Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку | 6мес. |
| Сидит при пассивно приданной позе | 6 мес. |
| Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. |
| Переворачивается с живота на спину | 7 мес. |
| Ползание без включения тазового пояса | 7 мес. |
| Синхронное ползание по-пластунски | 7,5 мес. |
| Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | 7,5 мес. |
| Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие | 8 мес. |
| Стоит в позе на коленях (на четвереньках) | 8 мес. |
| Садится самостоятельно из любых положении и сидит уверенно | 8,5 мес. |
| Передвигаетсяна коленях (на четвереньках) самостоятельно | 9 мес. |
| Стоит у опоры, встает самостоятельно | 10 мес. |
| Стоит самостоятельно | 11 мес. |
| Ходит с поддержкой | 11,5 мес. |
| Ходит самостоятельно | 12 мес. |
| Ходит длительно, поворачивается | 1г. 3 мес. |
| Перешагивает через препятствия | 1г. 6 мес. |
| Пытается бегать | 1г. 10 мес. |
| Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1г. 11 мес. |
| Бегает | 2г. |
| Самостоятельно приседает и встает | 2г. |
| Наклоняется и поднимает предметы с пола | 2г. |
| Стоит на одной ноге без поддержки | |
| Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) | 2г. 6 мес. |
| Умеет ездит на трехколесном велосипеде | 2г. 6 мес. |
| Прыгает на двух ногах | 3г. |
| Умеет делать кувырок вперед | 4г. |
| Прыгает на одной ноге | 5л. |
| Выполняет одновременно два вида движений | |
| Мелкая моторика | |
| Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие атетоидные движения пальцами | 1 нед. |
| Ребенок открывает кулачок | 2 мес. |
| Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. |
| Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. |
| Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. |
| Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. |
| Начинает захватывать мелкие предметы | 5 мес. |
| Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. |
| Активно манипулирует предметами | 7 мес. |
| Для захвата использует большой палец | 8 мес. |
| Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. |
| Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | 8,5 мес. |
| Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. |
| Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы | 10 мес. |
| Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. |
| Может перелистывать страницы у картонной книжки | 12 мес. |
| Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. |
| Переворачивает одновременно 2-3 страницы | 1г. 2 мес. |
| Рисует каракули, росчерки | 1г. 5 мес. |
| Разрывает бумагу | 1г. 6 мес. |
| Переворачивает по одной странице | 1г. 8 мес. |
| Формируется предпочтение руки | 2г. |
| По показу повторяет вертикальные и круглые линии | 2г. |
| «Правильно» держит карандаш | 2г. 6 мес. |
| Копирует круг | 3г. |
| Расстегивает пуговицы | 3г. |
| Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4г. |
| Режет ножницами бумагу | 4г. |
| Копирует треугольник | 5л. |
| Верно рисует квадрат | 5л. |
| Зрительное восприятие | |
| Зажмуривание век на яркий свет, при открывании глаз стремиться повернуться к источнику света | 1нед. |
| Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание игрушки | 1 мес. |
| Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии | 1,5 мес. |
| Длительное сосредоточение | 2 мес. |
| Движения руки, направленные к объекту выполняются под зрительным контролем | 3 мес. |
| Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев | 3 мес. |
| Ребенок тянется к игрушке | 3,5 мес. |
| Ребенок останавливает взгляд на объекте и по долгу рассматривает его на расстоянии | 4 мес. |
| Игрушку подносит к глазам, рассматривает | 4,5 мес. |
| Ребенок зрительно внимательно изучает окружающие предметы,расположенные в разных местах | 5 мес. |
| Рассматривает крупные картинки | 6 мес. |
| Активно захватывает игрушку из любых положений | 7 мес. |
| Дифференцированное восприятие близких изнакомых | 8 мес. |
| Ребенок ищет тором спрятанную на его глазах игрушку | 9 мес. |
| Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. |
| Показывает отдельные предметы в быту | 1 г. |
| Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1г. 2 мес. |
| Узнает несколько простых картинок | 1г. 3 мес. |
| Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1г. 8 мес. |
| Дифференцирует количество предметов | 1г. 8 мес. |
| Подбирает парные игрушки и картинки | 1г. 9 мес. |
| Узнает знакомые предметы по ТВ | 2г. |
| Знает много картинок (10-15) | 2г. |
| Понимает смысл простых картинок с действием | 2г. 6 мес. |
| Узнает контурные, черно-белые изображения | 2г. 6 мес. |
| Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке | 2г. 6 мес. |
| Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении | 2г. 6 мес. |
| Узнает перечеркнутые изображения | 3г. |
| Узнает наложенные изображения | 3г. |
| Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3г. 6 мес. |
| Может сам составить рассказ по сюжетной картинке | 4г. |
| Понимает смысл последовательных картинок | 4г. |
| Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом | 4г. 6 мес. |
| Слуховое восприятие | |
| Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 нед. |
| Слуховое сосредоточение | 2 нед. |
| Начало локализацииз вуков в пространстве | 1 мес. |
| Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. |
| Замирает при появлении нового звука на фоне других | 2 мес. |
| Узнает тембр голоса матери | 2,5 мес. |
| После звуковой стимуляции издает гласные звуки | 3 мес. |
| Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука | 4 мес. |
| Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя | 6 мес. |
| Начало аутоэхолалии | 6 мес. |
| Начинает понимать команды с жестовым подкреплением | 6,5 мес. |
| Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие | 7 мес. |
| Плясовые движения под веселую музыку | 8,5 мес. |
| Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого | 1г. |
| Повторяет услышанные короткие | 1г. 3 мес. |
| «Вставляет» слова в знакомые стихи | 1г. 5 мес. |
| Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук | 1г. 8 мес. |
| Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3г. |
| Акцентированные ритмы | 5л. |
| Но устной инструкции | 6л. |
| Импрессивная речь | |
| Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции,ротовое внимание | 1 мес. |
| Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | 3 мес. |
| Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые истрогие интонации | 4 мес. |
| В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | 5 мес. |
| Реагирует на свое имя | 6 мес. |
| Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. |
| Начинает выделять по слову части лица у куклыи у взрослого | 7,5 мес. |
| Дифференцирует зрительно названные знакомые предметы | 8 мес. |
| Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8,5 мес. |
| По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | 9 мес. |
| Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого | 9,5 мес. |
| Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках | 10 мес. |
| По указанию взрослых выполняет действия с игрушками | 10,5 мес. |
| Понимает команду «нельзя» | 11 мес. |
| Выполняет много команд по просьбе | 1г. |
| Показывает несколько частей тела | 1г. 3 мес. |
| Показывает все части тела | 1г. 6 мес. |
| Показывает все объекты в быту | 1г. 8 мес. |
| Показывает много картинок | 2г. |
| Понимает содержательную речь, несложные рассказы | 2г. 5 мес. |
| Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке | 2г. 5 мес. |
| Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | 2г. 5 мес. |
| Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3г. 5 мес. |
| Может ответить на отвлеченные вопросы «светит ли ночью солнце» | 4г. |
| Появляется понимание абстрактных понятий «дружба, правда, обман, радость, страх» | 5-6л. |
| Экспрессивная речь | |
| Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 1 мес. |
| Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | 2 мес. |
| Интонационная выразительность голосовых реакции, начальное гуление. | 3 мес. |
| Активное гуление | 4 мес. |
| Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. |
| Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. |
| Активный недифференцированный лепет | 6 мес. |
| Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии | 6,5 мес. |
| Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | 7,5 мес. |
| Подражая взрослому учит новые слоги | 9 мес. |
| Называет людей и предметы слогами | 10 мес. |
| Говорит около 5 слов (мама, дада) | 1г. |
| Соотносит слоги с определенным предметом | 1г. 2 мес. |
| Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1г. 4 мес. |
| Говорит около 10 слов (в основном названия) | 1г. 6 мес. |
| «Телеграфная речь»: двухсловные предложения | 1г. 8 мес. |
| Составляет предложения из 3-4 слов | 2г. |
| Задает вопросы со словами «кто, где, куда?»(порядок слов не всегда правильный) | 2г. 6 мес. |
| Легко повторяет фразы | 2г. 6 мес. |
| Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3г. |
| Использует отрицательные частицы «не, ни» | 3г. |
| Использует прилагательные и местоимения | 3г. 6 мес. |
| Задает вопросы «когда,что внутри, почему?) | 3г. 6 мес. |
| Способен вести диалог со взрослым | 3г. 6 мес. |
| Использует сложные предложения | 3г. 6 мес. |
| Использует вежливые просьбы | 4г. |
| Использует будущее время | 4г. |
| Использует определение пространства «на, под,за» | 4г. |
| Читает стихи | 4г. 6 мес. |
| Появляется соединение простых предложений в сложные | 5л. |
| Появление разделительных вопросов | 5л. |
| Может описать свои чувства | 5л. |
| Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь» | 5л. 6 мес. |
| Интеллект | |
| Формируются простыеа ссоциации: если кричать, тебя возьмут на руки | 0-2 мес. |
| Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени | 0-2 мес. |
| Ребенок начинает различать кто есть кто в его жизни: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей | 3 мес. |
| Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу | 4 мес. |
| Развитие функцииактивного внимания: поворачивается на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем | 4,5 мес. |
| Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загремит | 5 мес. |
| Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка | 5 мес. |
| Следит откуда и куда падает предмет | 5,5 мес. |
| После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение(стучит, гремит погремушкой) | 6 мес. |
| Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет | 6,5 мес. |
| Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери или игры особенной для каждого члена семьи | 7 мес. |
| Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть | 7 мес. |
| Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки | 7,5 мес. |
| Поиск на половину спрятанной игрушки | 8 мес. |
| Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» | 9 мес. |
| Пользуется «указательным жестом» | 10 мес. |
| Деятельность приобретает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое ребенок как бы предвидит его результат: вкладывание предмета в предмет, одевание предмета напредмет | 11 мес. |
| Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения | 11,5 мес. |
| В состоянии определить высоту и края предметов | 11,5 мес. |
| Узнает значение слов, коротких фраз | 1г. |
| Различает несколько предметов по названиям | 1г. |
| Ищет спрятанную игрушку | 1г. |
| Тянет в рот только съедобное | 1г. 5 мес. |
| Узнает простые картинки в книге | 1г. 6 мес. |
| Может выполнить поручение из 1 действия | 1г. 7 мес. |
| Различает «один» и «много» | 1г. 11 мес. |
| Различает «большой» и «маленький» | 1г. 11 мес. |
| Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок | 2г. |
| Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) | 2г. 6 мес. |
| Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры кроме треугольника | 2г. 6 мес. |
| Подбирает цвета по образцу (синий к синему) | 2г. 6 мес. |
| Классификация на 2 группы (по цвету,форме) | 3г. |
| Классификация на 3-4 группы: | |
| - по геометрической форме | 3г. 6 мес. |
| - по цвету (3- 4 группы) | 3г. 6 мес. |
| Легко заполняет доску Сегена | 4г. |
| Выполняет простую классификацию картинок (4+5 групп): | |
| - с помощью | 4г. |
| - самостоятельно | 4г. 6 мес. |
| Понятия больше, выше, шире, длиннее,равные, одинаковые | 5л. |
| Вербальный интеллект: | |
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется | 5л. |
| Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | 5л. |
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов | 6л. |
| Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6-7 л. |
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: | |
| - с помощью | 6л. |
| - самостоятельно | 6л. 6 мес. |
| Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7л. |
| Конструирование: | |
| Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки | 8,5 мес. |
| Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. |
| Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. |
| Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку | 1г. |
| Строит простые сооружения из кубиков | 1г. 9 мес. |
| Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок | 2г. |
| Строит по показу поезд, башенку | 2г. |
| Строит по показу мост | 3г. |
| Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку | 3г. |
| Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3г. 6 мес. |
| Строит сложные сюжетные конструкции | 3г. 6 мес. |
| Собирает кубики Линка по образцу | 3г. 6 мес. |
| Складывает картинки из кубиков | 4г. |
| Рисует человечка с туловищем | 4г. |
| Рисует человека в одежде | 5л. |
| Сюжетные рисунки | 5л. |
| Эмоции, коммуникация | |
| Реакция неудовольствия на насильственное пpoбуждeнue, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет | 1-2 нед. |
| Через некоторое время после «заигрывания» исследователя с ребенком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание» | 1,5 мес. |
| На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой | 2 мес. |
| Смеется в голос | 3 мес. |
| В ответ на общение с исследователем ребенок дает выраженный «комплекс оживления» | 3 мес. |
| «Комплекс оживления» проявляется ярко,быстро | 4 мес. |
| Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого | 4,5 мес. |
| Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул | 5 мес. |
| Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит | 5 мес. |
| Различает мимику и жесты окружающих | 5 мес. |
| Реагирует на строгие и ласковые интонации | 5,5 мес. |
| Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы | 6 мес. |
| Тянет руки, чтобы взяли на руки | 7,5 мес. |
| Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) | 7 мес. |
| Ребенок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение | 8 мес. |
| Ребенок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях | 9 мес. |
| Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями | 10 мес. |
| Ребенок машет рукой на прощание | 11 мес. |
| По просьбе обнимает родителей | 12 мес. |
| Появляется сопереживание, утешение | 1г. 2 мес. |
| Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие | 1г. 3 мес. |
| Использует «да» (слово, звук, жест) | 1г. 4 мес. |
| Помогает в простейших работах (по инструкции | 1г. 7 мес. |
| Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1г. 8 мес. |
| Активно пользуется жестами | 1г. 10 мес. |
| Острая реакция на отсутствие матери | 1г. 10 мес. |
| Появляется понимание и использование в речи местоимений«я» - «мое», «ты» - «твое» | 3г. |
| Знает свой пол | 3г. |
| Развитие разного стиля общения с детьми ивзрослыми | 4г. |
| Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы | 4г. 6 мес. |
| Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству | 5-6л. |
| Самообслуживание | |
| Может есть с ложки | 5 мес. |
| Держит бутылочку, из которой сосет | 6 мес. |
| Пьет из чашки, которую держит взрослый | 7 мес. |
| Помогает одевать себя (подает руку, ногу) | 8 мес. |
| Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) | 9 мес. |
| Самостоятельно ест (руками), отуксывает печенье | 1г. |
| С помощью подносит ложку ко рту | 1г. 2 мес. |
| Пьет из чашки, не проливая | 1г. 3 мес. |
| Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1г. 3 мес. |
| Моет руки с небольшой помощью | 1г. 4 мес. |
| Зачерпывает пищу ложкой | 1г. 6 мес. |
| Полностью прожевывает пищу | 1г. 6 мес. |
| Снимает расстегнутое пальто, куртку | 1г. 9 мес. |
| Ест и пьет самостиятельно | 1г. 10 мес. |
| Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб,печенье) | 2г. |
| Просится на горшок в дневное время | 2г. |
| Самостоятельно моет и вытирает руки | 2г. |
| Застегивает и расстегивает молнию (кроме замка) | 2г. |
| Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) | 2г. 6 мес. |
| Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 2г. 6 мес. |
| Наливает в чашку воду (не аккуратно) | 3г. |
| Расстегивает пуговицы | 3г. |
| Застегивает пуговицы, кнопки, молнию (с замком) | 4г. |
| Одевается без посторонней помощи | 4г. |
| Отличает перед одежды от спинки | 4г. |
| Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках | 5-6л. |
| Игра | |
| Рассматривает вложенную в руку игрушку | 3 мес. |
| Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка | 3 мес. |
| Протягивает руки к игрушке, ощупывает её | 4 мес. |
| Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности | 5 мес. |
| Подолгу играет с подвешенными игрушками | 5 мес. |
| Щупает, царапает, тянет, пищит игрушками, гремит погремушками,стучит, бросает | 5,5 мес. |
| Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям | 9 мес. |
| Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает | 9,5 мес. |
| Усвоение условных действий с игрушками и предметами | 10 мес. |
| Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь | 11 мес. |
| Играет с мячом | 1г. |
| Строит простые структуры из блоков | 1г. 1 мес. |
| Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками | 1г. 2 мес. |
| Наблюдает за игрой других детей | 1г. 2 мес. |
| Играет самостоятельно, если рядом взрослый | 1г. 4 мес. |
| Начало функциональной игры | 1г. 6 мес. |
| Любит тянуть, перетаскивать игрушки | 1г. 9 мес. |
| Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков | 1г. 9 мес. |
| Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) | 2г. |
| Делает куличики | 2г. |
| Собирает закручивающиеся игрушки | 2г. |
| Собирает пирамидку по порядку | 2г. 6 мес |
| Усвоение ролевого поведения и отношений | |
| Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону) | 2г. 6 мес. |
| Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3г. |
| Игра с воображаемой действительностью | 3г. 6 мес. |
| Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3г. 6 мес. |
| Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) | 4г. |
| В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) | 4г. 6 мес. |
| Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей | 4г. 6 мес. |
| «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни | 4г. 6 мес. |
| Усвоение способов построения сюжета | |
| Главное - опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты,перевоплощение в животных и др.) | 5-6 л. |
| Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7л. |