Крупная моторика | Возраст |
Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | 1-4 нед. |
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону | 1 мес. |
Пытается поднимать голову, лежа на животе | 1 мес. |
Приподнимает голову лежа на животе на 45 градусов, удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены | 1,5 мес. |
В положение на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами | 2 мес. |
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | 2 мес. |
Лежа может опираться на предплечья (несколько минут) | 2,5 мес. |
Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | 3 мес. |
Появляется опора на ноги | 4 мес. |
Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. |
Переворачивается на бок | 4,5 мес. |
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | 5 мес. |
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | 5,5 мес. |
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку | 6мес. |
Сидит при пассивно приданной позе | 6 мес. |
Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. |
Переворачивается с живота на спину | 7 мес. |
Ползание без включения тазового пояса | 7 мес. |
Синхронное ползание по-пластунски | 7,5 мес. |
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | 7,5 мес. |
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие | 8 мес. |
Стоит в позе на коленях (на четвереньках) | 8 мес. |
Садится самостоятельно из любых положении и сидит уверенно | 8,5 мес. |
Передвигаетсяна коленях (на четвереньках) самостоятельно | 9 мес. |
Стоит у опоры, встает самостоятельно | 10 мес. |
Стоит самостоятельно | 11 мес. |
Ходит с поддержкой | 11,5 мес. |
Ходит самостоятельно | 12 мес. |
Ходит длительно, поворачивается | 1г. 3 мес. |
Перешагивает через препятствия | 1г. 6 мес. |
Пытается бегать | 1г. 10 мес. |
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1г. 11 мес. |
Бегает | 2г. |
Самостоятельно приседает и встает | 2г. |
Наклоняется и поднимает предметы с пола | 2г. |
Стоит на одной ноге без поддержки | |
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) | 2г. 6 мес. |
Умеет ездит на трехколесном велосипеде | 2г. 6 мес. |
Прыгает на двух ногах | 3г. |
Умеет делать кувырок вперед | 4г. |
Прыгает на одной ноге | 5л. |
Выполняет одновременно два вида движений | |
Мелкая моторика | |
Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие атетоидные движения пальцами | 1 нед. |
Ребенок открывает кулачок | 2 мес. |
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. |
Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. |
Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. |
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. |
Начинает захватывать мелкие предметы | 5 мес. |
Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. |
Активно манипулирует предметами | 7 мес. |
Для захвата использует большой палец | 8 мес. |
Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. |
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | 8,5 мес. |
Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. |
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы | 10 мес. |
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. |
Может перелистывать страницы у картонной книжки | 12 мес. |
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. |
Переворачивает одновременно 2-3 страницы | 1г. 2 мес. |
Рисует каракули, росчерки | 1г. 5 мес. |
Разрывает бумагу | 1г. 6 мес. |
Переворачивает по одной странице | 1г. 8 мес. |
Формируется предпочтение руки | 2г. |
По показу повторяет вертикальные и круглые линии | 2г. |
«Правильно» держит карандаш | 2г. 6 мес. |
Копирует круг | 3г. |
Расстегивает пуговицы | 3г. |
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4г. |
Режет ножницами бумагу | 4г. |
Копирует треугольник | 5л. |
Верно рисует квадрат | 5л. |
Зрительное восприятие | |
Зажмуривание век на яркий свет, при открывании глаз стремиться повернуться к источнику света | 1нед. |
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание игрушки | 1 мес. |
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии | 1,5 мес. |
Длительное сосредоточение | 2 мес. |
Движения руки, направленные к объекту выполняются под зрительным контролем | 3 мес. |
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев | 3 мес. |
Ребенок тянется к игрушке | 3,5 мес. |
Ребенок останавливает взгляд на объекте и по долгу рассматривает его на расстоянии | 4 мес. |
Игрушку подносит к глазам, рассматривает | 4,5 мес. |
Ребенок зрительно внимательно изучает окружающие предметы,расположенные в разных местах | 5 мес. |
Рассматривает крупные картинки | 6 мес. |
Активно захватывает игрушку из любых положений | 7 мес. |
Дифференцированное восприятие близких изнакомых | 8 мес. |
Ребенок ищет тором спрятанную на его глазах игрушку | 9 мес. |
Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. |
Показывает отдельные предметы в быту | 1 г. |
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1г. 2 мес. |
Узнает несколько простых картинок | 1г. 3 мес. |
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1г. 8 мес. |
Дифференцирует количество предметов | 1г. 8 мес. |
Подбирает парные игрушки и картинки | 1г. 9 мес. |
Узнает знакомые предметы по ТВ | 2г. |
Знает много картинок (10-15) | 2г. |
Понимает смысл простых картинок с действием | 2г. 6 мес. |
Узнает контурные, черно-белые изображения | 2г. 6 мес. |
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке | 2г. 6 мес. |
Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении | 2г. 6 мес. |
Узнает перечеркнутые изображения | 3г. |
Узнает наложенные изображения | 3г. |
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3г. 6 мес. |
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке | 4г. |
Понимает смысл последовательных картинок | 4г. |
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом | 4г. 6 мес. |
Слуховое восприятие | |
Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 нед. |
Слуховое сосредоточение | 2 нед. |
Начало локализацииз вуков в пространстве | 1 мес. |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. |
Замирает при появлении нового звука на фоне других | 2 мес. |
Узнает тембр голоса матери | 2,5 мес. |
После звуковой стимуляции издает гласные звуки | 3 мес. |
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука | 4 мес. |
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя | 6 мес. |
Начало аутоэхолалии | 6 мес. |
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением | 6,5 мес. |
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие | 7 мес. |
Плясовые движения под веселую музыку | 8,5 мес. |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого | 1г. |
Повторяет услышанные короткие | 1г. 3 мес. |
«Вставляет» слова в знакомые стихи | 1г. 5 мес. |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук | 1г. 8 мес. |
Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3г. |
Акцентированные ритмы | 5л. |
Но устной инструкции | 6л. |
Импрессивная речь | |
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции,ротовое внимание | 1 мес. |
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | 3 мес. |
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые истрогие интонации | 4 мес. |
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | 5 мес. |
Реагирует на свое имя | 6 мес. |
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. |
Начинает выделять по слову части лица у куклыи у взрослого | 7,5 мес. |
Дифференцирует зрительно названные знакомые предметы | 8 мес. |
Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8,5 мес. |
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | 9 мес. |
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого | 9,5 мес. |
Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках | 10 мес. |
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками | 10,5 мес. |
Понимает команду «нельзя» | 11 мес. |
Выполняет много команд по просьбе | 1г. |
Показывает несколько частей тела | 1г. 3 мес. |
Показывает все части тела | 1г. 6 мес. |
Показывает все объекты в быту | 1г. 8 мес. |
Показывает много картинок | 2г. |
Понимает содержательную речь, несложные рассказы | 2г. 5 мес. |
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке | 2г. 5 мес. |
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | 2г. 5 мес. |
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3г. 5 мес. |
Может ответить на отвлеченные вопросы «светит ли ночью солнце» | 4г. |
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба, правда, обман, радость, страх» | 5-6л. |
Экспрессивная речь | |
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 1 мес. |
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | 2 мес. |
Интонационная выразительность голосовых реакции, начальное гуление. | 3 мес. |
Активное гуление | 4 мес. |
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. |
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. |
Активный недифференцированный лепет | 6 мес. |
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии | 6,5 мес. |
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | 7,5 мес. |
Подражая взрослому учит новые слоги | 9 мес. |
Называет людей и предметы слогами | 10 мес. |
Говорит около 5 слов (мама, дада) | 1г. |
Соотносит слоги с определенным предметом | 1г. 2 мес. |
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1г. 4 мес. |
Говорит около 10 слов (в основном названия) | 1г. 6 мес. |
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения | 1г. 8 мес. |
Составляет предложения из 3-4 слов | 2г. |
Задает вопросы со словами «кто, где, куда?»(порядок слов не всегда правильный) | 2г. 6 мес. |
Легко повторяет фразы | 2г. 6 мес. |
Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3г. |
Использует отрицательные частицы «не, ни» | 3г. |
Использует прилагательные и местоимения | 3г. 6 мес. |
Задает вопросы «когда,что внутри, почему?) | 3г. 6 мес. |
Способен вести диалог со взрослым | 3г. 6 мес. |
Использует сложные предложения | 3г. 6 мес. |
Использует вежливые просьбы | 4г. |
Использует будущее время | 4г. |
Использует определение пространства «на, под,за» | 4г. |
Читает стихи | 4г. 6 мес. |
Появляется соединение простых предложений в сложные | 5л. |
Появление разделительных вопросов | 5л. |
Может описать свои чувства | 5л. |
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь» | 5л. 6 мес. |
Интеллект | |
Формируются простыеа ссоциации: если кричать, тебя возьмут на руки | 0-2 мес. |
Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени | 0-2 мес. |
Ребенок начинает различать кто есть кто в его жизни: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей | 3 мес. |
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу | 4 мес. |
Развитие функцииактивного внимания: поворачивается на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем | 4,5 мес. |
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загремит | 5 мес. |
Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка | 5 мес. |
Следит откуда и куда падает предмет | 5,5 мес. |
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение(стучит, гремит погремушкой) | 6 мес. |
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет | 6,5 мес. |
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери или игры особенной для каждого члена семьи | 7 мес. |
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть | 7 мес. |
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки | 7,5 мес. |
Поиск на половину спрятанной игрушки | 8 мес. |
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» | 9 мес. |
Пользуется «указательным жестом» | 10 мес. |
Деятельность приобретает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое ребенок как бы предвидит его результат: вкладывание предмета в предмет, одевание предмета напредмет | 11 мес. |
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения | 11,5 мес. |
В состоянии определить высоту и края предметов | 11,5 мес. |
Узнает значение слов, коротких фраз | 1г. |
Различает несколько предметов по названиям | 1г. |
Ищет спрятанную игрушку | 1г. |
Тянет в рот только съедобное | 1г. 5 мес. |
Узнает простые картинки в книге | 1г. 6 мес. |
Может выполнить поручение из 1 действия | 1г. 7 мес. |
Различает «один» и «много» | 1г. 11 мес. |
Различает «большой» и «маленький» | 1г. 11 мес. |
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок | 2г. |
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) | 2г. 6 мес. |
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры кроме треугольника | 2г. 6 мес. |
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) | 2г. 6 мес. |
Классификация на 2 группы (по цвету,форме) | 3г. |
Классификация на 3-4 группы: | |
- по геометрической форме | 3г. 6 мес. |
- по цвету (3- 4 группы) | 3г. 6 мес. |
Легко заполняет доску Сегена | 4г. |
Выполняет простую классификацию картинок (4+5 групп): | |
- с помощью | 4г. |
- самостоятельно | 4г. 6 мес. |
Понятия больше, выше, шире, длиннее,равные, одинаковые | 5л. |
Вербальный интеллект: | |
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется | 5л. |
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | 5л. |
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов | 6л. |
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6-7 л. |
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: | |
- с помощью | 6л. |
- самостоятельно | 6л. 6 мес. |
Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7л. |
Конструирование: | |
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки | 8,5 мес. |
Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. |
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. |
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку | 1г. |
Строит простые сооружения из кубиков | 1г. 9 мес. |
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок | 2г. |
Строит по показу поезд, башенку | 2г. |
Строит по показу мост | 3г. |
Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку | 3г. |
Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3г. 6 мес. |
Строит сложные сюжетные конструкции | 3г. 6 мес. |
Собирает кубики Линка по образцу | 3г. 6 мес. |
Складывает картинки из кубиков | 4г. |
Рисует человечка с туловищем | 4г. |
Рисует человека в одежде | 5л. |
Сюжетные рисунки | 5л. |
Эмоции, коммуникация | |
Реакция неудовольствия на насильственное пpoбуждeнue, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет | 1-2 нед. |
Через некоторое время после «заигрывания» исследователя с ребенком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание» | 1,5 мес. |
На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой | 2 мес. |
Смеется в голос | 3 мес. |
В ответ на общение с исследователем ребенок дает выраженный «комплекс оживления» | 3 мес. |
«Комплекс оживления» проявляется ярко,быстро | 4 мес. |
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого | 4,5 мес. |
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул | 5 мес. |
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит | 5 мес. |
Различает мимику и жесты окружающих | 5 мес. |
Реагирует на строгие и ласковые интонации | 5,5 мес. |
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы | 6 мес. |
Тянет руки, чтобы взяли на руки | 7,5 мес. |
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) | 7 мес. |
Ребенок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение | 8 мес. |
Ребенок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях | 9 мес. |
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями | 10 мес. |
Ребенок машет рукой на прощание | 11 мес. |
По просьбе обнимает родителей | 12 мес. |
Появляется сопереживание, утешение | 1г. 2 мес. |
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие | 1г. 3 мес. |
Использует «да» (слово, звук, жест) | 1г. 4 мес. |
Помогает в простейших работах (по инструкции | 1г. 7 мес. |
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1г. 8 мес. |
Активно пользуется жестами | 1г. 10 мес. |
Острая реакция на отсутствие матери | 1г. 10 мес. |
Появляется понимание и использование в речи местоимений«я» - «мое», «ты» - «твое» | 3г. |
Знает свой пол | 3г. |
Развитие разного стиля общения с детьми ивзрослыми | 4г. |
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы | 4г. 6 мес. |
Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству | 5-6л. |
Самообслуживание | |
Может есть с ложки | 5 мес. |
Держит бутылочку, из которой сосет | 6 мес. |
Пьет из чашки, которую держит взрослый | 7 мес. |
Помогает одевать себя (подает руку, ногу) | 8 мес. |
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) | 9 мес. |
Самостоятельно ест (руками), отуксывает печенье | 1г. |
С помощью подносит ложку ко рту | 1г. 2 мес. |
Пьет из чашки, не проливая | 1г. 3 мес. |
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1г. 3 мес. |
Моет руки с небольшой помощью | 1г. 4 мес. |
Зачерпывает пищу ложкой | 1г. 6 мес. |
Полностью прожевывает пищу | 1г. 6 мес. |
Снимает расстегнутое пальто, куртку | 1г. 9 мес. |
Ест и пьет самостиятельно | 1г. 10 мес. |
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб,печенье) | 2г. |
Просится на горшок в дневное время | 2г. |
Самостоятельно моет и вытирает руки | 2г. |
Застегивает и расстегивает молнию (кроме замка) | 2г. |
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) | 2г. 6 мес. |
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 2г. 6 мес. |
Наливает в чашку воду (не аккуратно) | 3г. |
Расстегивает пуговицы | 3г. |
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию (с замком) | 4г. |
Одевается без посторонней помощи | 4г. |
Отличает перед одежды от спинки | 4г. |
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках | 5-6л. |
Игра | |
Рассматривает вложенную в руку игрушку | 3 мес. |
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка | 3 мес. |
Протягивает руки к игрушке, ощупывает её | 4 мес. |
Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности | 5 мес. |
Подолгу играет с подвешенными игрушками | 5 мес. |
Щупает, царапает, тянет, пищит игрушками, гремит погремушками,стучит, бросает | 5,5 мес. |
Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям | 9 мес. |
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает | 9,5 мес. |
Усвоение условных действий с игрушками и предметами | 10 мес. |
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь | 11 мес. |
Играет с мячом | 1г. |
Строит простые структуры из блоков | 1г. 1 мес. |
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками | 1г. 2 мес. |
Наблюдает за игрой других детей | 1г. 2 мес. |
Играет самостоятельно, если рядом взрослый | 1г. 4 мес. |
Начало функциональной игры | 1г. 6 мес. |
Любит тянуть, перетаскивать игрушки | 1г. 9 мес. |
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков | 1г. 9 мес. |
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) | 2г. |
Делает куличики | 2г. |
Собирает закручивающиеся игрушки | 2г. |
Собирает пирамидку по порядку | 2г. 6 мес |
Усвоение ролевого поведения и отношений | |
Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону) | 2г. 6 мес. |
Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3г. |
Игра с воображаемой действительностью | 3г. 6 мес. |
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3г. 6 мес. |
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) | 4г. |
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) | 4г. 6 мес. |
Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей | 4г. 6 мес. |
«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни | 4г. 6 мес. |
Усвоение способов построения сюжета | |
Главное - опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты,перевоплощение в животных и др.) | 5-6 л. |
Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7л. |