ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Гражданская оборона является неотъемлемой функцией государства и составной частью оборонных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны.
Созданные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года "О гражданской обороне" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 201, 2/1280) органы управления и силы гражданской обороны готовы к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В современных условиях характер и способы решения международных конфликтов с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Все более распространенными становятся военно-силовые акции, в ходе которых для поражения выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, связи и информатизации, что приводит к гуманитарным катастрофам.
Резкое возрастание числа техногенных катастроф и стихийных бедствий обусловливает общемировую тенденцию пересмотра государствами концепций гражданской обороны с ориентацией их на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в мирное время.
В Республике Беларусь вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время решаются в рамках функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций посредством деятельности соответствующих координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям, а в военное время защитные мероприятия выполняются силами и средствами гражданской обороны.
|
В результате проводимой работы по совершенствованию гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций унифицированы подходы к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, основные из которых заключаются в следующем:
организационные, инженерные (технические) и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, выполняются заблаговременно;
система управления выполнением защитных мероприятий в мирное и военное время создана по административно-территориальному и отраслевому принципам;
защита населения и территорий базируется на общих принципах, в том числе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ одними и теми же органами управления, силами и средствами;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, используются ресурсы соответствующих резервов;
в условиях мирного времени и ведения военных действий функционирует единая система доведения сигналов оповещения до населения;
подготовка руководящего состава, специалистов и населения проводится по единым программам;
для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях и опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, применяются сооружения двойного назначения наряду с защитными объектами гражданской обороны.
|
Наличие общих черт в структуре и функционировании гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет рассматривать возможность создания единой системы реализации защитных мероприятий как в мирное, так и в военное время - государственной системы гражданской защиты <*>.
--------------------------------
<*> Для целей настоящих Основных направлений под гражданской защитой понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В условиях возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь основными факторами, определяющими государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения, являются:
сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;
изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;
незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
|
климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;
тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;
применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫРЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Целью реализации государственной политики в области гражданской обороны (далее, если не предусмотрено иное, - государственная политика) является обеспечение защищенности личности, общества, государства от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени.
Реализация основывается на следующих принципах:
законность;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
оперативность и соразмерность мер по нейтрализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий;
учет социально-экономического развития общества, военно-политической обстановки и стратегического планирования;
научная обоснованность;
достаточность и финансово-экономическая целесообразность проводимых мероприятий;
заблаговременность выполнения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 3