АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 12
(АОУ ГИМНАЗИЯ № 12)
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Кружка
(фольклор)
Классы
Составитель: Копылова Яна Вячеславовна
учитель литературы
2018 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ гимназия №12 и на основе учебника «Русский фольклор» Т. В Зуевой и Б. П. Кирдана, издательство «Флинта» и издательство «Наука», 1998 год.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени в год.
Планируются следующие типы работы на уроке:
- ответы на уроке;
- пересказы;
- обсуждения;
- творческие работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения фольклора в 6 классе обучающиеся научатся:
- разбираться в жанрах фольклора
- ориентироваться в народном календаре праздников
- ориентироваться в исторических этапах формирования устного народного творчества
- находить элементы фольклора в русской литературе
К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- находить связи с фольклором и древнерусской словесностью
- с уважением относиться к традициям русского народа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Загадки русского народа. 2 часа.
Определение жанра загадки. Возникновение и первоначальная функция загадок. Историческая судьба загадок. Поэтика загадок: традиционные приемы композиции загадок, метафора как основной поэтический прием, устойчивость системы уподоблений и сравнений. Разновидности загадок: загадки-вопросы, загадки-описания, загадки-метафоры, загадки-задачи, загадки в виде сказки.
Пословицы и поговорки русского народа. 2 часа.
Жанровое определение пословиц и поговорок. Сходство и отличия пословиц и поговорок. Происхождение и историческая судьба пословиц и поговорок. Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Художественная форма пословиц и поговорок. Классификация и содержание русских пословиц: Родина, грамота и обучение, о трудолюбии и лени, ум и глупость, о добром и худом слове, о дружбе, о любви, дом и семья, здоровье и болезнь, народная мудрость.
Заговоры русского народа. 2 часа.
Своеобразие жанра, происхождение, историческая судьба заговоров. Классификации. Традиционные образы заговоров и компоненты композиции. Слияние мифологических и христианских образов в заговорах. Темы заговоров: земледельческий заговор, пастушьи заговоры, лесные заговоры, заговоры на остановку крови и быстрого заживления раны, заговор от лихорадки, заговор против надрывного детского плача, заговор от порчи, любовный заговор-присушка, заговор-отсушка.
Календарная обрядовая поэзия. 6 часов.
Хозяйственно-практические цели календаря древних славян, его связь со сменой времен года. Магическая игровая и духовно-нравственная основа. Изменения в древнем календаре с приходом христианства, осмысление народом этих изменений. Состав календарно-обрядовой поэзии. Классификация обрядовых песен: зимние святки, масленица, песни весенних праздников, купальские песни, жнивные песни.
Свадебный обряд. 4 часа.
Основные темы и поэтика свадебных лирических обрядовых песен. Свадьба как произведение народной драматургии:
- этапы свадебного обряда
- действующие лица, игровые и лирические компоненты свадьбы
- магические действия и их функция, символика.
Жанровый состав свадебного фольклора. Этапы исполнения песен в свадебном процессе:
- во время «заручин». Независимо от того, шла невеста замуж по принуждению или по согласию, она должна была в этот день причитать. Не только для того чтобы выразить печаль по поводу разлуки с родителями, но и с магической целью – показать духам-предкам нежелание расставаться с родным домом. Неблагодарность к предкам-покровителям могла иметь плохие последствия в будущей жизни.
- во время «сговора». Родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, количестве гостей, подарках и приданом.
- песни на «девичнике». Девушка собирала своих подруг, угощала их, плакала и утешалась в их обществе, рисуется идеальный образ жениха, а также идеальный образ работящей невесты-рукодельницы, которая должна была приготовить к дню свадьбы подарки для всех членов семьи жениха.
- во время обрядового расплетания косы невесты. Менялась ее прическа: вместо одной косы ей заплетали две, как и полагалось замужней женщине. После свадьбы голова замужней женщины покрывалась платком или специальным женским головным убором.
- песня свадебного «поезда» жениха за невестой
- песня в момент приезда жениха за невестой
- шуточная перепалка между подругами невесты и дружкой. Они стараются выманить у него побольше денег и гостинцев, а он защищает интересы и кошелек жениха.
- корильная песня в адрес дружки, который не давал откуп за место за столом
- прошение благословления новобрачным у родителей невесты перед венцом
- песня при отъезде новобрачных в дом жениха после венчания. В ней передается печаль матери и неизбежность прощания невесты с родными
- песня в доме жениха после приезда в дом новобрачных
- песня исполнялась во время свадебного пира в доме жениха. Перемена в настроении невесты: по обряду, она должна была показывать покорность, любовь к жениху и радость по поводу перемены в своей судьбе.
- величания во время свадебного пира в честь присутствующих: в честь новобрачных, в честь сватьи, в честь тысяцкого (обычно это крестный отец или дядя жениха), в честь дружки, в честь молодого неженатого участника свадебного застолья (обычно это друг или родственник жениха)