Аргументы против. Ограничения




Лекция. Посредничество. Арбитраж

Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов

! 3-я сторона – нейтральна.

Методы урегулирования

1. Переговоры.

2. Посредничество – обращение к 3-ей стороне. Медиация (посредничество) рекомендации не обязательно принимаются во внимание. Консультативная функция. Выдвижение разумных компромиссов.

3. Примирение – акцент на процессе.

4. Фасилитация (присутствие) – разрешить, найти удовлетворяющее решение, прийти к общему пониманию.

5. Арбитраж. Исполнение ее решений – обязательно.

6. Обязательный арбитраж – обязательно обращение к 3й стороне и принятие ее решения.

Р. Дарендорф. Параметры различий 3й стороны: добровольность, обязательность приглашения, обязательность принятие ее решения.

 

Посредничество (медиаторство)

 

Содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Позитивное влияние присутствия нейтральной стороны на эффективность.

 

История. Практика обращения к третьей стороне за помощью в ходе решения спорной проблемы не нова и имеет исторические и культурные аналоги.

В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко усилился.

Широкое распространение в общественной жизни и в разрешении международных конфликтов.

Д. Пруитт и К. Крессель – исследователи, изучавшие посредничество.

Оно приобрело статус узаконенной формы решения спорных проблем, в том числе и в практике международных отношений.

С 60-х годов 20 века оформляется в особый вид профессиональной деятельности.

В США практика медиаторства получила наибольшее развитие (к 80-м годам число разнообразных агентств, служб, центров достигало почти двух сотен).

Сейчас. Для проблем:

· муниципальные и экологические конфликты,

· разногласия между профсоюзами и администрацией,

· в юридической практике,

· при разрешении имущественных и бракоразводных процессов.

 

Аспекты позитивного влияния:

1. присутствие на переговорах третьей стороны само по себе имеет позитивный эффект.

2. связано с процедурой, реализуемой медиаторами. Медиаторство, направленное на организацию диалога, делает их активными участниками. Ведет к снижению конфронтации и усилению сотрудничества. Смягчение противостояния и восстановление отношений.

 

Центральная фигура – медиатор/посредник.

— это лицо (или группа лиц, или организация), осуществляющее посредническую деятельность. Могут выступать: социальные работники, психологи, консультанты и т. д. или группа лиц, осуществляющая миротворческую миссию, например в практике международных отношений.

В США в 1973 году было зарегистрировано первое профессиональное объединение медиаторов; проводятся разнообразные конференции и сессии, выполняется множество исследований по изучению различных аспектов медиаторства.


Изучается:

1) изучение эффективности медиаторства; работает или нет?

2) выявление типов ситуаций и типов проблем, относительно которых медиация может быть полезной;

3) тактика медиаторства; что делать технически?

4) методологические и концептуальные проблемы обучения медиаторству.

Эффективность медиаторства. Аргументы «за». К.Крессель и Д. Пруитт

1. Удовлетворенность пользователей. Больше, чем судейские процедуры или арбитраж.

2. Размер согласия. % случаев, в которых с помощью медиаторства было достигнуто согласие.

3. Степень компромисса. > % компромиссных решений и меньше решений типа «все-или-ничего» по сравнению с юридическими процедурами.

4. Уменьшение стоимости. По сравнению с судейскими процедурами при бракоразводных процессах. (Посредничество обходится дешевле, чем суд)

 

Аргументы против. Ограничения

1. Размеры урегулирования. В суде – 100%-ное принятие решений, при посредничестве – меньше.

2. Прочность урегулирования. Соглашение может быть не окончательными, конфликт может возобновиться. Возможно повторное обращение, (например, в суд по бракоразводным делам).

3. Отказ участников конфликта от посредничества. Даже на условиях низкой оплаты или на бесплатной основе.

4. Вмешательство третьей стороны нарушает стабильность внутри диады (если конфликт между двумя людьми) Например, между супругами.

5. Соглашение – больше результат внешнего вмешательства, а не внутренней мотивации участников.

6. Потенциальная опасность – неадекватное применение средств вмешательства. Дж. Рубин.

 

Техники ЧТО ДЕЛАЮТ

Раздельные встречи Выслушивание точек зрения Встреча диспутантов Сбор инфо, сбор информации от 3й стороны Обсуждение уступок Анализ ситуации Обеспечение объективных данных Представление точки зрения другого. Вызывание эмпатии (эмоционального понимания) Указание на зависимость друг от друга (минусы несогласия) Структурирование взаимодействия Поддержание логикой объяснения Указание на моральные принципы Цитирование закона или правила Написание соглашения

Принципы (касаются посредника)

1.! посредник нейтрален, не выносит оценок и суждений, не присоединяется к сторонам.

2. посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений.

3. посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к диалогу.

4. посредник обеспечивает защищенность участников переговоров.

5. посредник несет ответственность за процесс, но не за характер решений.

6. посредник должен быть компетентным в процедурах ведения переговоров и в процедурах и принципах гармонизации отношений. Предмет работы посредника - переговорные процедуры и взаимоотношения участников.


Принципы. (Касаются сторон)

1. Стороны должны иметь волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Заинтересованность обеих сторон. Одна – бесполезно.

2. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает реальную потребность, позиции и предложения.

3. Стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений.

Решение должно быть реально выполнимым. Переговоры должны закончиться соглашением, а соглашения, в свою очередь, должны выполняться.

4. Стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Выбор посредника для ведения переговоров должны осуществить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем-то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и оперативного внешнего вмешательства;

 

Арбитраж

 

Арбитраж представляет собой разрешение конфликта с точки зрения установленной ранее нормы. В этом случае происходит квалификация, оценка конкретного случая, конкретной конфликтной ситуации с точки зрения общего правила или нормы (нескольких правил или нескольких норм), и выносится решение.

 

Решение принимает арбитр – третья сторона (не участники).

Как правило, участвующие в конфликте стороны имеют незначительное отношение к разрешению конфликта. Решение принимается арбитром и предваряется изучением инцидента.

Основные принципы

компетентность арбитра в предмете конфликта. Арбитр должен разбираться в предмете конфликта. Например, в юридических вопросах.

доверие арбитру права применения разрешающих процедур. Участники доверяют арбитру, либо арбитр (третейский судья) объективно обладает правами принятия решений;

центр принятия решений - арбитр. Он не обязательно должен разбираться в процессах разрешения конфликта;

компетентность арбитра в дознании и принятии решений. Арбитр должен разбираться в процессе установления фактических обстоятельств и в нормах принятия решений. Устанавливать факты, искать объективную информацию.

Процесс арбитража

Модель регулирования конфликтов в управленческой практике.

1) беседа с одним из участников конфликта.

2) беседа со вторым участником конфликта;

3) анализ ситуации руководителем, направленный на установление «истины» и выработку собственной позиции (решения);

4) встреча с обеими конфликтующими сторонами. Ситуация может обсуждаться дополнительно и руководитель либо оказывает на участников конфликта влияние, либо просто сообщает им свое решение.

FIN

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: