Журналист в редакции
По родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (сотрудники печатных органов), радиожурналист и тележурналист.
По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Особого подхода требует так называемая расследовательская журналистика.
Многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Так появились профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д.
Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. На газетной полосе и журнальной странице фотографии не всегда выполняют роль иллюстративного материала.
Наиболее общим и распространенным профессиональным названием является литературный работник, литсотрудник. Круг обязанностей литсотрудника не так уж широк – подготовка к печати авторских материалов, работа с письмами читателей, а мера его ответственности ограничивается тщательной проверкой подготовленных к публикации материалов.
В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента. Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером. Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры – люди “безымянные”. Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие – литературные сотрудники – обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации.
Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона.
И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации – работа специального корреспондента. Спецкор – это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы.
Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, в конце концов становятся комментаторами и обозревателями. В первом случае речь идет об анализе тех или иных явлений общественной жизни. Так важно объяснить аудитории процессы, происходящие в области политики, экономики, образования и науки, культуры и спорта, обнаружить здесь причинно-следственные связи, растолковать особенности нового законодательства.
Во втором случае журналист группирует события и факты одного рода с определенной авторской целью, рассматривает их во взаимодействии, отыскивает в единичном – общее.
ЖУРНАЛИСТ И МЕДИАМЕНЕДЖЕР, ИЗДАТЕЛЬ
Медиа-менеджер - это специалист, занимающийся руководством, стратегией развития различных масс-медиа, управлением медиа-проектами и созданием медиа-продуктов в различных СМИ. Он изучает аудиторию, реализует медиа-планирование, определяет стратегию бренда и маркетинга медиа на рынке.
Медиаменеджеры работают на телевидении, радио, в журналах и газетах, Интернет-медиа. Варианты должностей медиа-менеджеров:
· менеджер медиапроекта;
· руководитель авторского медиапроекта (телепрограммы, радиопрограммы);
· продюсер медиапроекта, старший продюсер, генеральный продюсер СМИ;
· шеф-редактор;
· главный редактор;
· главный выпускающий редактор;
· заведующий отделом в СМИ, курирующий определенное тематическое направление или вид журналистской деятельности.
И задача медиаменеджера – не управление редакцией как таковой, а управление созданием конкретного медийного продукта.
ЖУРНАЛИСТ И РЕДАКТОР.
Главный редактор - в РФ - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Журналист - в РФ - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Работа редактора практически не изменилась с советских времен, но сейчас у него есть еще одна дополнительная, очень важная задача — поиск источников дохода для СМИ. Можно сказать, редактор — это на 50 процентов менеджер и на 50 процентов — журналист. В задачи редактора входит планирование тем материалов, обсуждение их с журналистами, выстраивание работы редакции.
Как правило, редактор пишет и сам. У него есть темы, которые он освещает. Редактор может вести в газету свою колонку.
СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА.
Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это – кодекс принципов, которых должны придерживаться либо стыдиться, что не придерживаются, все работники прессы.
Ожесточенная борьба за читателей между газетами может подтолкнуть редакторов к соблазну: нажать на сотрудников, чтобы те огибали острые этические углы. А конкуренция между журналистами, бесспорно, подталкивает некоторых из них на поступки, которых они не совершили бы при других обстоятельствах. И когда доходит до этого, если подходить к этике как к вопросу морали, – вы как журналист можете быть моральны лишь настолько, насколько вам позволяют ваша газета и ее культура.
Так что такая журналистская этика – это либо кодификация доминирующих правил поведения и культуры, либо не имеющие отношения к делу призывы следовать стандартам поведения, обреченные на полное невнимание к себе.
Журналисты должны служить только своей газете и своим читателям.
Работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды.
Нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь.
Журналисты не должны позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты.
Надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции.
Не позволять властям навязывать себе программу.
Цитировать всегда точно.
Не использовать свое положение для угроз или для получения привилегий.
Не обещать “снять” статью в обмен на дружбу или услуги.
Не обманывать людей ради получения от них информации.
Не придумывать и не улучшать информацию.
Никогда не раскрывать свои источники.
Всегда исправлять свои ошибки.
Не получать личную выгоду от своих статей.