Сравнительная характеристика музыкальных произведений.




Урок по музыке 24.02.202

Класс

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, музыки, отражающих значимость этого явления.Развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать их;Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину.

Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Язык есть,

Речей нет,

А вести подает. (колокол)

А теперь мы с вами послушаем одно музыкальное произведение. (Звучит сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).

https://www.youtube.com/watch?v=_HX7chgISY0

Подумайте, что лежит в основе этой музыки?

Колокольный звон.

Какой инструмент подражает колокольному звону?

Фортепиано.

Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

О колоколах и колокольном звоне.

Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат?

 

В церкви различают 4 канонических звона. А какими они бывают мы с вами сейчас узнаем.

 

ПЕРЕБОР-это…

БЛАГОВЕСТ –это…

ПЕРЕЗВОН-это …

ТРЕЗВОН –это…

А теперь найдите определения данных слов и запишите их в тетрадь.

Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова.

А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения?

https://www.youtube.com/watch?v=_HX7chgISY0

 

Радость, восторг, ликование.

С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? (Пасха)

Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон).

В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь

изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

- Что изменилось? Как звучит колокольный напев? ( Музыка стала грустной, печальной).

Сравнительная характеристика музыкальных произведений.

  Темп Динамика Мелодия
«Светлый праздник» быстрый Громкая, яркая Торжественная. праздничная
«Слёзы» медленный тихая грустная, печальная

 

ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.

 

Еще один композитор, деятель искусств России и Украины Валерий Григорьевич Кикта

также обращался в своём творчестве к церковным мотивам. Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом.

Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.

Кто знает, что такое «Фреска»? (выполняется по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.)

А что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.)

 

Перед вами орнамент и нотный пример «Орнамента». (волнистые линии).

Такой прием в музыке называется АРПЕДЖИО, где звуки воспроизводятся последовательно. (Звучит фрагмент «Орнамент»).

https://www.youtube.com/watch?v=Url-68WhOBc

 

С каким жанром русского музыкального творчества имеет сходство эта тема? (былин)

Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (гусли)

«Фрески Софии Киевской» - это своего рода большая инструментальная былина, которую композитор назвал «концертная симфония».

 

Итак, мы с вами послушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из произведения С.Рахманинова. Что их объединяет? (обращаются к народным источникам, используют прием имитации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: