Урок по музыке 24.02.202
Класс
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, музыки, отражающих значимость этого явления.Развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать их;Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину.
Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Язык есть,
Речей нет,
А вести подает. (колокол)
А теперь мы с вами послушаем одно музыкальное произведение. (Звучит сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).
https://www.youtube.com/watch?v=_HX7chgISY0
Подумайте, что лежит в основе этой музыки?
Колокольный звон.
Какой инструмент подражает колокольному звону?
Фортепиано.
Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
О колоколах и колокольном звоне.
Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат?
В церкви различают 4 канонических звона. А какими они бывают мы с вами сейчас узнаем.
ПЕРЕБОР-это…
БЛАГОВЕСТ –это…
ПЕРЕЗВОН-это …
ТРЕЗВОН –это…
А теперь найдите определения данных слов и запишите их в тетрадь.
|
Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова.
А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения?
https://www.youtube.com/watch?v=_HX7chgISY0
Радость, восторг, ликование.
С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? (Пасха)
Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон).
В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь
изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)
- Что изменилось? Как звучит колокольный напев? ( Музыка стала грустной, печальной).
Сравнительная характеристика музыкальных произведений.
Темп | Динамика | Мелодия | |
«Светлый праздник» | быстрый | Громкая, яркая | Торжественная. праздничная |
«Слёзы» | медленный | тихая | грустная, печальная |
ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.
Еще один композитор, деятель искусств России и Украины Валерий Григорьевич Кикта
также обращался в своём творчестве к церковным мотивам. Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом.
|
Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.
Кто знает, что такое «Фреска»? (выполняется по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.)
А что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.)
Перед вами орнамент и нотный пример «Орнамента». (волнистые линии).
Такой прием в музыке называется АРПЕДЖИО, где звуки воспроизводятся последовательно. (Звучит фрагмент «Орнамент»).
https://www.youtube.com/watch?v=Url-68WhOBc
С каким жанром русского музыкального творчества имеет сходство эта тема? (былин)
Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (гусли)
«Фрески Софии Киевской» - это своего рода большая инструментальная былина, которую композитор назвал «концертная симфония».
Итак, мы с вами послушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из произведения С.Рахманинова. Что их объединяет? (обращаются к народным источникам, используют прием имитации).