Уже со 2‑й недели жизни ребёнка можно делать упражнения с кистями рук. Самое простое – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. На ладони находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для формирования речевого аппарата малыша. Чем раньше вы начнёте уделять этому внимание, тем быстрее услышите первое слово своего ребёнка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки "Сорока‑ворона", можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыру,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай!
И тебе кусок достался –
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.
Кто в деревне живёт?
Лежебока – рыжий кот,
Маленький телёнок,
Жёлтенький цыплёнок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять –
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живёт?
В тёплой норке – старый крот,
За горой – лисёнок,
В ельнике – лосёнок,
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз. два, три, четыре, пять –
Будем пальцы загибать!
"Рожки"
Выставить вперёд указательный палец и мизинец правой руки; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить одновременно пальцами обеих рук.
|
Я коза‑дереза,
Всей деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!
"Тарелочка"
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
У пушистой белочки
Круглая тарелочка.
У полосатой кошки
Маленькая плошка.
"Ушки‑рожки"
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить одновременно пальцами обеих рук.
У улитки‑крошки
Маленькие рожки.
У зайчишки ушки,
Ушки на макушке.
"Глазки"
Образовать 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Глазки у волчонка,
Глазки у зайчонка,
Глазки у котёнка,
Глазки у козлёнка,
Глазки у цыплёнка,
Глазки у утёнка,
Глазки у лисёнка,
Глазки у ребёнка!
"Крыша"
Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.
Заходите к нам в домишко:
Здесь живут кроты и мышки.
Волк, барашек, лягушонок,
Косолапый медвежонок!
"Ведёрко"
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
Приходил Егорка,
Приносил ведёрко.
Расплескалась вода,
Лей скорей ещё сюда!
"Пчёлка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же сделать пальцем левой руки; то же – одновременно пальцами обеих рук.
Я пчела, лечу, лечу,
|
Мёда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!
Соединяем одинаковые пальчики рук
Дружат добрые зверята, (пальцы рук соединяются в "замок")
Дружат малые зайчата, (касание мизинцев обеих рук)
Дружат славные бобры, (касание безымянных пальцев обеих рук)
Дружат в небе комары, (касание средних пальцев обеих рук)
Дружат милые ежата, (касание указательных пальцев обеих рук)
Дружат даже медвежата! (касание больших пальцев обеих рук) Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
"Ножки"
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения произвести пальцами левой руки; те же движения произвести одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"),
Ножки, ножки,
Топ‑топ‑топ!
Ножки, ножки,
Шлёп‑шлёп‑шлёп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня, дружок!
"Колечко"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Медвежонок в гости шёл:
К рыжей белке он зашёл,
Заглянул на пруд к бобру
И к ежу зашёл в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
Попробовать то же упражнение выполнить пальцами левой руки. Чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой рук.
ЗАРЯДКА
Комплекс упражнений:
1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ограниченной поверхности (желательно использовать доску, если по каким‑либо причинам это невозможно, ограничьте "тропинку" игрушками, кубиками и другими подручными материалами, ширина "тропинки" 30–35 сантиметров).
|
3. Приседания.
4. Прыжки на месте.
5. Ходьба на месте.
Считалочка
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки!
Раз‑два, три‑четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку:
Ставим ножки аккуратно
И идём туда‑обратно!
Раз‑два, три‑четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
В прятки с зайкой поиграем,
Под кустом поприседаем.
Ручки, солнышко, давай
И как зайка приседай!
Сели – спрятались!
Ку‑ку! Встали – снова наверху!
Сели‑встали, сели‑встали –
Вот как в прятки мы играли!
Раз‑два, три‑четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.
Раз‑два, три‑четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки!
Попрощаемся с друзьями
И домой вернёмся к маме.
Раз‑два, три‑четыре,
Мы опять в своей квартире!
Зайка
Шёл зайчонок за морковкой
Через лес без остановки.
– Раз‑два, раз‑два, –
Вслед ему кричит сова
Зайка весело шагает,
Лапки зайка поднимает.
Раз‑два, раз‑два,
А под ним шуршит трава.
Зайка вышел к ручейку,
Он шагает по мостку!
– Раз‑два, раз‑два, –
– Вслед ему кричит сова.
Лапки зайка ставит ловко,
В огороде ждёт морковка!
Раз‑два, раз‑два,
За мостком шуршит трава.
Зайка маленький устал,
Зайка сел, зайка встал!
– Раз‑два, раз‑два,
– Вслед ему кричит сова.
Рой пчелиный, берегись!
Снова сел зайчонок вниз!
Раз‑два, раз‑два,
Прошуршит ему трава.
Как ушастый серый мячик,
По тропинке зайка скачет.
– Раз‑два, раз‑два,
– Вслед ему кричит сова.
Зайка прыг, зайка скок
Через маленький пенёк.
Раз‑два, раз‑два,
У пенька шуршит трава.
Шёл зайчонок за морковкой
Через лес без остановки.
В огород он к нам пришёл
И морковку там нашёл!
УЧИМСЯ ЕСТЬ
Питание малыша играет важнейшую роль в его жизни. Как только вы начинаете давать ребёнку первый прикорм, возникают и первые проблемы: малыш плачет, отталкивает ложку и категорически отказывается есть. Если вы ломаете го лову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе.
Кроху можно стимулировать стихами и сказками. Еда должна вызывать интерес, а стихи – желание ассоциировать себя с их героями.
Птичка зёрнышки клюёт,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жуёт,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котёнок пьёт,
У мышат – головка сыру,
Косточку щенок грызёт,
У пчелы – кусок зефира,
Сено ест смешной телёнок,
Кролик скушал лист капустный
Что же любит наш ребёнок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Слово "кашку" в зависимости от меню малыша можно заменить на "йогурт" "супчик", "мяско", "творог" и т. д.
Ложечку за папу,
ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку:
будешь умной самой!
{Для девочек.)
Кушай, детка, кашку:
будешь умный самый!
{Для мальчиков.)
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку‑непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за жёлтого цыплёнка‑шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку‑зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львёнка,
Ложечку за самого умного ребёнка!
Многие малыши любят слушать во время обеда сказки. Важно помнить, что "заобеденная" сказка должна быть длинной и заканчиваться вместе с обедом. Начинайте тренироваться заранее, когда кроха ещё не очень понимает смысл, но ловит ваши интонации. "Заобеденная" сказка больше полезна для пищеварения, чем просмотр мультфильмов. Мы предлагаем вам сказку, которую вы можете дополнять по мере знакомства малыша с новыми словами и героями.
"Заобеденная" сказка
Жил‑был мальчик Дениска. Он очень любил кушать овощной супчик (пюре, кашу и т. д.). Вот сидит он однажды на пенёчке и ест супчик из волшебных овощей. Летит мимо комар:
– З‑з‑з‑з‑з‑з. Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ чтобы вырасти большим и сильным! Летит мимо пчёлка:
– Ж‑ж‑ж‑ж‑ж‑ж‑ж‑ж. Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Скачет мимо лягушка‑квакушка:
– Ква‑ква‑ква! Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Бежит мимо кошка:
– Мяу‑мяу. Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ чтобы вырасти большим и сильным! Бежит мимо собачка:
– Гав‑гав. Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Идёт мимо гусь:
– Га‑га‑га. Дениска‑Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?
– Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!
– Ой, и я хочу, дай мне!
– Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным!
ОТУЧАЕМ ОТ СОСКИ
Самое тяжёлое в процессе отучения от соски – уложить ребёнка спать. Если днём его можно отвлечь чем‑то интересным, то заснуть вечером без привычной пустышки он не сможет. Один из способов – переключить внимание малыша на любимую игрушку. Другой распространённый метод, к которому часто прибегают современные мамы, – отрезать мягкую часть соски, оставив только основание и колечко. Перед тем как дать малышу "модернизированный вариант", тщательно осмотрите пустышку, проверьте, нет ли острых углов и незакреплённых деталей.
Но как объяснить малышу, почему мы это делаем? Вот несколько примеров.
Папа поздно шёл с работы.
Слышит вдруг, как плачет кто‑то.
Мимо он пройти не смог.
Смотрит: маленький щенок!
Папа очень удивился
И к щеночку наклонился.
Он погладил мокрый носик: –
Ты чего тут плачешь, пёсик?
Головой щенок качнул
И расстроенно вздохнул:
– Соску где‑то потерял,
– Я искал её, искал!
– Нет нигде моей подружки.
– Всхлипнул он, поникли ушки.
– Без неё он спать не может.
– Кто теперь щенку поможет?
– Пожалей его, малышку!
– Подари ему пустышку!
– Пусть он плакать перестанет
– И весёлым снова станет!
Как‑то ночью к людям в дом
Постучал волшебный гном.
Люди гномика пустили,
Чаем с плюшкой угостили.
Гном попил, поел и встал.
На прощанье он сказал:
– Я поужинал так вкусно,
– Расставаться с вами грустно.
– Расскажу я вам секрет:
– Уже много‑много лет
– Я с детишками дружу,
– Я к ним ночью прихожу,
Сны раскрашиваю краской
И рассказываю сказки.
Я поведаю вам тайну:
Прихожу я не случайно
И, конечно, не ко всем.
Мои сказки снятся тем,
Кто подарит соску мышке,
Кошке, зайке или мишке!
Сны увидеть очень просто –
Расставайтесь, дети, с соской!
Если соски нет во рту,
Обязательно приду!
УЧИМСЯ ОДЕВАТЬСЯ
Не секрет, что многие малыши не любят одеваться. Летом этот процесс проходит легко, но какие трагедии разыгрываются зимой! Если кроха бунтует, постарайтесь направить его энергию в нужное русло. Привлеките ребенка к процессу одевания, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.
В этом разделе мы приводим стихи, которые помогут малышам одеваться без слёз.