Течения социальной мысли.




Шарль Фурье ( 1772-1837 ). Религиозный. Считал, что Бог управляет миром по законам математики. Выделял у человека 12 главных страстей и развитие самого человека и человеческого общества определяется комбинацией этих страстей. Для того, чтобы правильно организовать эти комбинации, надо правильно организовать общество. Фурье считал, что правильнее всего будет организовать общество по фалангам. Фаланга – организация общества для совместного жилья и труда. Фаланстер – место, где живёт фаланга. И тогда Бог отблагодарит за это людей.

Один из немногих, кто уделял внимание положению женщины в обществе[5]. Считал, что Ж занимает важное место в обществе и она (её деятельность?) - одно из условий прогресса.

Фурье выделял 4 важных яблока в истории человечества:

1) Адамово;

2) Парисово;

3) Ньютоново;

4) Его собственное, которое его друг купил в ресторане в 100 раз дороже, чем с утра на рынке. И тогда Фурье сделал вывод о том, что это показатель современного несправедливого общества и так быть не должно. Этот случай натолкнул Фурье на размышления.

Во Франции есть памятник Ш. Фурье «Четвёртое яблоко»

Сен-Симон (1760-1825 гг) Потомок того самого Сен-Симона Канделябрского. Разрабатывал идею нового христианства. Считал, что традиционное христианство себя изжило и необходимо новое учение. Был сторонником прогресса, с которым связывал освобождение человека от эксплуатации. Тогда можно будет обеспечить социалистический принцип распределения и человечество достигнет своей высшей стадии развития.

Последователи Сен-Симона называли себя апостолами (нового христианства). Один из них был Бартелеми Проспер Анфантен (1796-1864) – французский философ-утопист, представитель сенсимонизма.

Последователи Нового христианства носили длинные волосы и трёх цветную одежду. Триколор имел своё значение. Синяя блуза символизировала веру, белые панталоны – любовь, а красный берет – труд.

На примере Фурье и Сен-Симона виден поворот к церкви. До этого настрой в обществе был больше антиклерикальный.

Новое веяние отразилось в литературе. Например, Шатобриан (1768-1848 гг.)[6]

Возникает Христианский социализм. Видным деятелем – христианином и социалистом – был Аббат де Ламенне.

Во Франции распространялись труды Маркса и Энгельса, переводились.

Ещё один видный социалист – Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865 гг.). Самоучка, типографский рабочий. Его лозунг: собственность – это кража. Прудон полагал, что источник эксплуатации одного человека другим – это деньги. Если не будет деньги, то всё ОК.

Предложил учинить Меновой Банк. И таким путём мирным образом установиться социализм. По своим политическим взглядам был анархистом. Был родоначальником анархизма (как пол. течения) во Франции. Сохранилось много его портретов, фотографий и карикатур.

Распространяется любовь к истории. Продолжается эпоха романтизма. Под этими веяниями начинается сохранение и реставрация памятников истории и архитектуры.

Видный реставратор и архитектор – Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879 гг.). Его много критиковали, не согласные с его методами. Ле Дюк реставрировал исходя из собственных представлений о Средневековье.

Отреставрировал:

- Крепость Каркассон

- Замок Пьерфон

- Химеры Нотр-Дама

Также был известен Проспер Мериме (1803-1870), который занимал должность генерального инспектора реставрации памятников. Ездил по Франции, выявлял необходимые для реставрации памятники.

Говоря об обществе, истории и литературе эпохи Июльской монархии, стоит сказать о перестройке Парижа, которой руководил Рамбюто (1781-1869). Побудительным мотивом для перестройки Парижа стала сильная эпидемия холеры в 1832 году (из-за неё умер генерал Ламарк). Ромбюто задумался о том, почему это произошло и что можно сделать, чтобы этого больше не случилось. Пришёл к выводу, что узкие темные грязные улочки только способствуют распространению эпидемий. Не будет их, не будет и болезней.

Ромбюто выделил 2 главные проблемы в Париже: транспорт и гигиена.

При Ромбюто были проложены Елисейские поля, построено несколько новых мостов через Сену. Он модернизировал парижскую канализацию, часть убрал под землю. Впервые поставил общественные туалеты.

Конец Июльской монархии.
Революция 1848-1849 гг. и Вторая республика

Об этой революции написано много. В 1904 году даже было основано общество для изучения этой революции, сейчас оно переименовано.

Эта революция отличается от прочих европейских.

1848 г – весна народов, революции под знаменем национального вопроса. Такового вопроса во Франции не стояло. Во Франции был главным вопрос о расширении избирательного права. Такая же проблема была в Англии. Чартистское движение[7].

Реформу провести можно было. Но правительство и Гизо уперлись. Чем подписали себе смертный приговор.

Также на революцию повлияло распространение социалистических учений.

Революционеры 1848 года сравнивали себя с революционерами конца XVIII века, были ими вдохновлены.

Предпосылки к революции:

-Экономический кризис 1848 года. Промышленное производство и торговля во Франции сократились вдвое. Банки крушились, в том числе банк Лаффита. Неурожайный год зерновых и картофеля, что вызвало массовый голод + эпидемия холеры, всё это провоцировало недовольство народа и антиправительственные выступления.

Восстания Лудиттского характера, крушили машины. [8]

На фоне всеобщего недовольства, оживились политические течения, как республиканские, так и монархические. Тогда правительство запретило митинги и демонстрации.

Тогда оппозиционеры решили провести Банкетную кампанию. Типа митинги и выступления нельзя, а что можно? Банкет!!!)))

С июля 1847 года стали проводить политические банкеты. Люди вставали и произносили тосты, само собой, революционные. Порой завуалированные, так как могли присутствовать политические агенты.

Так, однажды Ламартин предложил выпить против революции презрения. И понимай, как хочешь…

На другом банкете, участник предложил выпить за пулю…

Республиканцы разных направлений организовались вместе и решили устроить общий республиканский банкет и наметили его на 22 февраля 1848 года. Франуса Гизо, мид и …, этот протест запретил. Тогда начались демонстрации недовольных запретом. Начались столкновения с полицией, стали строить баррикады. Тогда правительство двинуло войска, чтобы подавить восстания. И происходили случаи братания войск с восставшими. Луи Филипп почувствовал, что что-то пошло не так и уволил Гизо, но было уже поздно. Парижане продолжали строить баррикады, которые покрыли северную и восточную часть Парижа. Власть оказалась в руках толпы.

В обстановке, когда правительство пало, руководители газеты Le National действовали как Лафайет в 1830 году. Они пришли в … и сформировали Временное правительство

… были с этим не согласны и сформировали в Ратуше своё правительство.

Тогда они все вместе собрались в Ратуше и организовали единое республиканское Временное правительство. 3 от красных, 6 от триколора, и 2 социалиста. Во главе они поставили Дюпон де э”Лэра. Которому было уже больше 80 лет. Старый ☹ Фактически правил Ламартин

От красных – Ледрю Ролен (адвокат)

От социалистов – Луи Блан

Преобладали умеренные в лице 6 человек. Правительство пришло к власти в результате стихийного бунта, люди пришли с оружием, на улицах стояли баррикады. Временному Правительству надо было что-то делать. Но Ламартин откладывал провозглашение республики.

25 февраля толпа восставших под предводительством медика Распайа. Под этим давлением Ламартин провозглашает республику.

Были споры насчёт знамени. Ламартин отказывался от красного, как от символа террора и Гражданской войны. Красные республиканцы, наоборот, видели в красном символ демократической республики.

Пришли наконец к компромиссу – триколор с красной розеткой.

Рабочие требовали провозгласить право на труд, об этом они заботились больше, чем об избирательном праве. В ответ на это 25 февраля был издан декрет на труд. Одновременно были созданы национальные мастерские, где занимались различными общественными полезными работами. Также рабочие требовали создать министерство труда, правительство на это не пошло. Но создали национальную комиссию по улучшению положения рабочих. Возглавлял Луи Блан. Заседали в Люксембургском дворце. Получила название Люксембургская комиссия. Денег не было, поэтому просто собирали рабочих и читали им лекции.

Луи Филипп бежал в Англию.


[1] французский писатель и поэт романтического направления, политический деятель. Определенных политических планов у Ламартина не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Ламартин отказался, заявив, что он прогрессист, а они — консерваторы. В 1840 году, противодействуя политике Тьера по восточному вопросу, Ламартин высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь — России, Египет — Англии, а Сирию — Франции. С 1843 года он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Ламартина достигла своего апогея в 1847 году, когда он выпустил в свет «Историю жирондистов».

После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848) Ламартин восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Ламартин взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Ламартин немедленно провозгласить республику. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Ламартин произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трёхцветное знамя (в противоположность красному).

[2] (21 ноября — 1 декабря 1831 года) — восстание рабочих (преимущественно ткачей), недовольных налоговой политикой городских властей.

[3] — французский социалист, историк, журналист, деятель революции 1848 года;

[4] (по-итальянски угольщики) — члены тайного общества в Италии в 1807—32 гг. Боролись занациональное освобождение от французов, затем от австрийского гнёта и за конституционный строй. Дляорганизации карбонариев характерна сложная иерархия, обрядовость и символика (в частности, ритуалвыжигания древесного угля, символизирующий духовное очищение человека)

[5] И кстати Фурье – автор термина «феминизм»

[6] Франсуа Рене де Шатобриан - французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма. Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства».

[7] Чартизм – социальное и политическое движение в Англии 1836—1848-е годы за избирательную реформу. 3 главных причины возникновения: 1-антирабочая политика правительства, 2-разочарование пролетариата в избирательной системе, 3-экономический кризис

[8] Лудди́ты — участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: