Особенности французских мастерских




Французские мастерские представляют собой элементы педагогической системы Селестена, поэтому логично, прежде всего, обратиться к этой системе. Эксперименты самого С. Френе начались с типографии, которая долгое время была обязательной принадлежностью Френе-школы. Причем в данной методике типография самым тесным образом связана с понятием свободного текста. Школьная типография и свободный текст обеспечивают реальную активизацию учебного процесса. Свободный текст имеет двойное значение: это и социально-психологическая диагностическая методика, позволяющая лучше почувствовать отношение ребенка к себе в окружающем мире, и оригинальная концепция обучения родному языку (в первую очередь как средству общения). Именно этот компонент методической системы С. Френе – создание, чтение и всестороннее обсуждение свободных текстов в неоднородных по возрасту группах – и дал жизнь французским мастерским.

Мастерская – это не просто активная форма учебной работы, которая, в отличие от большинства уроков, увлекает полностью, не позволяя заниматься или даже думать о чем-то постороннем. Это не просто новый способ организации работы учащихся и последовательности заданий. Мастерские – это, прежде всего, новый стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это – позиция диалога. Это – когда учитель не заявляет ученику «ты не прав», а пытается подвести его к осознанию собственной ошибки через изучение научной литературы; когда ребенок не получает знания в готовом виде («наша тема сегодня…..запишите правило……вы должны выучить слова…»), а добывает их самостоятельным трудом под руководством учителя; когда ученик заходит после уроков поговорить с учителем и именно здесь, в школьном кабинете, а не в уличной компании, ищет ответы на поднимающиеся в душе жизненные вопросы. Впрочем, у сторонников технологии мастерских уходят из лексикона сами слова «учитель» и «ученик», заменяясь «мастером» и «участником».

Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний, через критическое отношение к имеющимся сведениям, через самостоятельное решение творческих задач. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний, умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм. Это прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, текстом, звуком, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения; на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства. Занятия, реализуемые через технологию французских мастерских, помогают осуществлению творческо-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: развитие способности эстетического постижения действительности искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация; создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности; воспитание навыков импровизации.

Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

- мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

- в процессе занятий мастер обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме);

- он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания;

- мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы;

- важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся;

- исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции. Мастерские решают задачи воспитания, духовного развития личности. В них создается атмосфера творчества, открытого общения, поддержки. Они расширяют опыт творческой деятельности, как педагогов, так и учащихся, помогают каждому человеку строить свои отношения с миром, другими людьми, самим собой.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

 

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

1. Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

2. Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

3. Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Мастерская - необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15) при участии учителя мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Типы мастерских могут быть:

· по составу участников: для учащихся, для педагогов, смешанные;

· по целям и способам деятельности: мастерские творческого письма;

построения знаний, по самопознанию, смешанные;

· по времени: одноактные (2-4 ч), длительные (недельные курсы погружения в проблему).

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей. Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения о6ъявляется в классе. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания. Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий - это альтернатива простой передачи информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: