Причины систематизации римского права




Систематизация римского права. Кодекс Феодосия 438 г. Свод законов Юстиниана (529–534 гг.).

Причины систематизации римского права

Необходимость упорядочения действующего законодательства была вызвана огромным количеством источников права, порождавшим чрезвычайную путаницу на практике.

Издаваемые императорские акты не регистрировались и нигде не учитывались.

Частными лицами по собственной инициативе и чиновниками гос. аппарата по распоряжению императоров предпринимались попытки систематизации государства.

 

Систематизация по порядку:

1. Вечный эдикт Сальвия Юлиана

Император Адриан поручил римскому юристу Юлиану привести в порядок материалы и положения так называемого постоянно эдикта. Поэтому Юлианом в 125-138 гг. н.э. была произведена кодификация накопившегося массива преторских эдиктов, а соответствующая деятельность преторов утратила былое основание. Данный кодифицированный эдикт не был признан в качестве закона, ему был придан статус вечного, неизменяемого акта, а определенные дополнения в его содержания могли вноситься исключительно императором. Несмотря на то, что ни одна из рукописей вечного эдикта Юлиана не была сохранена до наших дней, исходя из комментариев более поздних римских юристов – Гая, Ульпиана и Павла, может быть сделан вывод о том, что структура вечного эдикта была представлена двумя частями – главной и дополнительной. Содержание главной части вечного эдикта было представлено отдельными моментами и пунктами исков, а в дополнительной – типовые формуляры исков.

 

2. “Институции” юриста Гая: учебник Римского права

Сборник вобрал в себя: краткость, чёткость, лаконичность, наличие примеров из судебной практики, точность изложения, понятный и чистый латинский язык, изобилие исторических сведений. «Институции» стали основной учебной литературой для юристов, изучающих римское право. «Институции» Гая послужили основой для составления следующего известного учебника, который стал частью знаменитой кодификации Юстиниана.

«Институции» имеют массу источников, однако можно выбрать наиболее важные, а именно: Законы XII таблиц – это основоположный источник всего римского права в целом.

«Институции» Гая имеют свою внутреннюю структуру. Состоит из четырех книг.

 

— Книга 1. О личных правах - правовое положение отдельных лиц и семейно-правовые отношения(общая правовая информация, характеристика права и правосудия,о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке, и попечительстве и др.);

— Книга 2. О вещах - вещное и завещательное право(виды и свойства вещей, способы их приобретения, право владения, право собственности, завещание, легаты);

— Книга 3. Об обязательствах – наследственное право, обязательств и договора (случаи наследования по закону, степени когнатского родства, общие положения об обязательствах, отдельные виды договоров, квазидоговора);

— Книга 4. Об исках - обязательства из деликтов и исках (отдельные виды преступлений, закон Аквилия о возмещении вреда, вопросы защиты прав исками и интердиктами).

Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права, Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю) и на статьи.

 

3. Кодекс Грегориана

В 295 году был издан Кодекс Грегориана. Его автор, Грегориан, собрал в своей работе конституции от Адриана до современных ему (во время правления императора Диоклетиана (284−305 года н.э.). Подлинника кодекса не сохранилось, однако его фрагменты вошли в ряд других памятников. Кодекс состоит из 19 книг, 13 из которых следуют системе преторского эдикта последней редакции. Книги в свою очередь делились на титулы с предметными рубриками, где конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания. В книгах с 14 по 19 трактовались уголовное право и процесс. Пока его не отменил Кодекс Юстиниана, Кодекс Грегориана имело влияние последующие два столетия.

Прямые цитаты из сборника Грегориана сохранились только в «Бреви- арии Алариха» (иначе «Римская правда вестготов»).

4. Кодекс Гермогениана

Гермогениан жил во второй половине IV в. и был автором «Гермо- генианова кодекса», ставшего продолжением и дополнением к кодексу Грегориана и содержавшего императорские конституции от Диоклетиана до Константина. Несколько отрывков из этого собрания позднее вошли в состав «Дигест» Юстиниана, а также в упомянутый «Бревиарий Алариха», благодаря чему они и сохранились до нашего времени.

Гермогенианов кодекс включал в себя одну книгу и состоял почти исключительно из частных рескриптов от 293-294 гг. Его автором был юрист Аврелий Гермогениан (чиновник императорской канцелярии, который должен был рассматривать просьбы частных лиц, адресованных императору, и готовить проекты ответов - собственно рескриптов - на эти обращения) имп. Диоклетиана. Он, по всей видимости, использовал в своем сочинении рескрипты, к-рые составил, исполняя должностные обязанности.

5. Кодекс Феодосия

«Кодекс Феодосия» в 438 г. был принят для Восточной Римской империи, в 439 г. — для Западной. В 429 г. по совместному распоряжению императоров Феодосия И (на Востоке) и Валентиниана III (на Западе) была учреждена особая комиссия под председательством Антиоха. Ей было поручено составить сборник императорских постановлений, начиная с императора Константина, с включением извлечений из сочинений юристов и с исключением всего, уже утратившего практическую силу. Была поставлена задача объединить различных по своей природе источники правовых норм — законы принцепсов и право юристов. При такой двойственности задачи работа комиссии шла очень трудно и к положительному результату привести на тот момент не могла. Потому в 435 г. была сформирована новая комиссия, которая должна была ограничить труд одними постановлениями императоров без включения сочинений юристов. Эта работа была завершена к 438 г. и сборник получил название Кодекс Феодосия. 15 февраля 438 г. он вступил в силу на территории Восточной Римской империи, а с 1 января 439 г. введен в действие также и для Западной империи.

Кодекс состоял из 16 книг. Он включал более 3000 конституций, начиная с 312 г., т.е. с первых законов Константина. Книга 1-я была посвящена источникам права, книги со 2-й по 5-ю — частному праву, книги 6—15-я — праву публичному, а последняя, 16-я, книга — праву церковному[1]. При этом книги 1—5-я, часть 6-й и 11-я почти не сохранились. Они известны только в извлечении, помещенном в вестготском сборнике Бревиарий Алариха. Остальная часть сохранилась хорошо.

При Феодосии II (царствовавшем до 450 г.), а также при его преемниках, издавались продолжения к Феодосиеву кодексу. К ним относятся, например, «Постфеодосиевы новеллы», составленные из постановлений двух императоров Восточной Римской империи и четырех — Западной. Извлечения из этого сборника известны из того же вестготского «Бревиария Алариха».

6. ЮСТИНИАН

 

Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью в 528 году Юстиниан назначил комиссию из 10 человек, в числе которых находился Трибониан, и Феофил, профессор права в Константинополе. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием.

Кодекс Юстиниана

В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан кого, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

Дигесты Юстиниана.

В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест. Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами.

(Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата).

Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы.

Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы.

В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции. Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: лица, вещи, иски.

Институции Юстиниана состояли из четырех книг:

· первая — лица и семейное право;

· вторая — вещи и права на вещи, а также завещания;

· третья — наследование по закону и обязательства;

· четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать.

До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: